ГоловнаПолітика

Перерождение

Украинский политикум давно привычен к тому, что не кадры решают все – за кадры решают все. Последние коалиционные перегруппировки, однако, продемонстрировали: кадры, действительно решающие сами за себя, еще существуют.

Перерождение
Фото: Униан

Среди них – те, кто умудряется решать еще и «за того парня» – за собственную группу поддержки в парламенте или вне его. Понятно, что ценность подобных граждан для любого лидера значительно выше ценности килограмма «тушек» в базарный день

Речь, собственно, не о прецеденте – о тенденции. Успешно доказанной Богатыревой, Тигипко, Портновым. Еще ранее Левочкиным, прочно обосновавшимся после Кучмы у Литвина, затем – у Януковича; Александрой Кужель – востребованной Тимошенко даже больше, чем Януковичем, а теперь рекрутированной Тигипко.

Почему «успешно»? Попробуем по порядку.

***

Богатырева переехала с Липской на Банковую осенью 2008 года (сейчас в ее прежнем кабинете хозяйничает Александр Ефремов). Не заметить потери такого бойца отряд не мог. Богатырева не просто числилась членом первой пятерки – была лицом, голосом, совестью партии. За годы, проведенные в политике (с начала 90-х), превратилась в грамотного аппаратчика, опытного закулисного игрока.

Уходя от Януковича, обычно сдержанная Богатырева в высказываниях не стеснялась. Виктора Федоровича именовала не иначе как «танком, потерявшим управление», обещала: «в партию Януковича не вернусь, даже если он на колени станет». Подразумевая, конечно, не ПР как конкретную структуру – а любую команду, лидер которой – Янукович. Зря зарекалась.

Фото: Униан

Тогда Раиса Васильевна не сказала ничего нового – лишь озвучила вертевшееся у всех на языках. Самодурство и самоуправство Януковича поднадоело не ей одной – многим членам «бело-голубой» команды, особенно – отцам-содержателям. Последние Богатыреву поддержали. Считалось даже, что Ахметов с Колесниковым «благословили» Раису Васильевну на кооперацию с Ющенко – с прицелом на создание «под нее» нового партийного проекта. В пику лидерскому проекту Януковича, разумеется. (В канун ожидавшихся очередных внеочередных выборов в ВР перспективы именного блока Януковича казались более чем реалистичными). Тем более что сама Раиса Васильевна интриговала: «Мой диалог с избирателем не закончен».

Таким образом, порвав с Януковичем, Богатырева не сожгла мостов с ПР. Своей «группы поддержки» в Раде у нее не было, «представительство» – было. Более того, она стала серьезным коммуникационным каналом между вменяемыми «бело-голубыми» и СП (тандем Колесников–Балога таким каналом, по понятным причинам, служить не мог).

Проработав полтора года на Банковой, Раиса Васильевна, впрочем, продолжить диалог не сподобилась. Очевидно, просто не было нужды. Ни у нее, ни у ее друзей Ахметова и Колесникова.

Но и членство в ПР сегодня она не восстановила. И, насколько известно «Левому берегу», не собирается. Более того, один из ее сыновей-близнецов возглавляет донецкое отделение тигипковской «Сильной Украины».

При этом очевидно: новая «партия Богатыревой» может быть создана в любой момент. Когда, например, Виктор Федорович начнет терять президентский рейтинг.

В том, что Раиса Васильевна останется на посту главы СНБО и при президенте Януковиче, никто из людей знающих не сомневался. Для Виктора Федоровича уволить ее значило бы объявить холодную войну отцам-содержателям. Кроме того – потерять ценный кадр, вполне компетентный и «обжившийся» на должности.

После «развода» с ПР из члена команды Януковича (пусть не рядового, но одного из) Богатырева превратилась в самостоятельного политика всеукраинского масштаба. Востребованного при любой власти и на любой должности.

***

Не менее показательна история Тигипко. Изначально ввязавшегося в гонку 2009-го не затем, чтобы стать президентом – а чтобы вернуться в большую политику. Чего, собственно, изначально не скрывал. И что помогло ему внятно, без двусмысленностей объяснить избирателю мотивы «поступления на службу» к Азарову. 13% избирателей, мол, выдали ему мандат не на оппозиционность, а «на проведение коренных экономических реформ», на которые настроен Николай Янович, в чем он, Сергей Леонидович, ему первый помощник. Предложили б ему пост зама министра по ЖКХ – пошел бы не задумываясь. Ибо истинная цель кадрового банкира – работа во власти, и только потом – позерство в телевизоре. Кстати, двое высокопоставленных дипломатов, с которыми он по данному поводу держал совет, выбор его одобрили, заявив буквально следующее: оппозиция – для серебряного призера кампании, сотрудничество с победителем – для бронзового.

Фото: Макс Левин

Если со временем вторая цель вытеснит первую – кстати придется «Сильная Украина», которая сегодня, наращивая мышцы для региональных выборов, служит представительством Сергея Леонидовича на местах. В свою очередь, для периферийных активистов «СУ» Тигипко – их канал связи с центральной властью.

Портнова Янукович сманил от Тимошенко одним из первых. Прельстившись, очевидно, статус-кво, которое Андрей Владимирович за годы обеспечил себе в профессиональной среде. Причем качество его не вызывает сомнений ни у «бело-голубых», ни у «сердечных».

Наличие подобных «мозгов» сослужит хорошую службу любой команде. Точнее – стране, временно нанимающей на службу ту или иную команду. А стране-то, по большему счету, все равно, какую политическую доктрину исповедуют ее слуги – кадровые чиновники. Тем более что с момента вступления на госслужбу исповедовать какую-либо доктрину они прекращают. Следить за этим – задача главного «наймыта», также рекрутированного на пятилетку, – Януковича. Успех его как главы государства (читай: вероятность повторного переизбрания) напрямую зависит от умения подбирать кадры. Кадры, которые сами решают все, а не те, за которые решать и думать приходится ему. Больше подобных кадров – выше шансы на успех. Заманчивые предложения, по информации «ЛБ», уже сделаны г-ну Шлапаку (причем сразу несколько, из-за чего он все еще затрудняется определиться); «правильные подходы» ищут к донецкому по рождению, но пока не по убеждению – Немыре (одному из немногих действительно ценных спецов, оставшихся у Тимошенко).

Фото: tymoshenko.ua

Амбиция у граждан такого калибра, как правило, одна – получить возможность реализовывать свои задумки на общенациональном уровне. А где ее еще, как не в АП, получишь? То-то же.

***

Переезжая на Банковую, новые чины сбрасывают шагреневую кожу политических пристрастий, оставаясь теми, кем были «в прошлой жизни», – знатоками. И если соавтор «Украинского прорыва», новоиспеченный советник Януковича Полунеев – волк-одиночка (стоявший за ним некогда Гайдук не в счет), то вдохновитель новой судебной реформы Портнов имеет в парламенте «группу поддержки» – депутатов-юристов Святослава Олейника, Валерия Писаренко и Владимира Пилипенко. Все вместе они похожи на «ливерпульскую четверку» «Битлов»: молодые, ранние, уже достаточно искушенные, но настоящие обороты еще только набирающие. Так, по крайней мере, говорят сами «сердечные», отмечая: на «бютовских Битлов» сейчас что-то вроде моды, что дает основания предполагать – скоро их станет больше.

Ну, а в том, что скоро станет больше тех, кто предпочитает «чистой политике» цивилизованную кооперацию с президентской вертикалью (даже не с парламентско-правительственной), «под куполом» вообще никто не сомневается.

Наличие «обратного раппорта», безусловно, повышает как КПД Портнова на Банковой, так «Битлов» – в Раде. Правда, в ВР мало кто это понимает. Неудивительно: со здравомыслящими гражданами там вообще хронический напряг. Вешать ярлыки «свой» – «чужой» куда проще. Главное – не требует особых умственных усилий, особенно – от представителей старшего поколения, привычных к шаблонам и «меткам». Привычных в силу не скудоумия, а скорее инстинкта самосохранения, боязни проявить личностную позицию в команде. Все просто: если команда личностную позицию по каким-то причинам не примет, они рискуют остаться вне команды. Именно поэтому особую активность в нападках на «бютовских Битлов» проявляет «группа товарищей» из ПРП. За счет этого мало кто уже вспоминает: по-хорошему, все они должны были сложить мандаты сразу после демарша из КМУ их лидера Пинзеныка.

Фото: kharkov.ua

Остальных «сердечных» в подобном упрекать более не приходится. «Да, «портновцы» сейчас на растяжке – находясь во фракции, голосуют вместе с коалицией. Но большинство наших понимает: правы не мы – они. Во всем мире по ходу кампаний оппоненты воюют не на жизнь, а на смерть, но после выборов по важным для страны вопросам голосуют в унисон. И только в Украине действует правило «свой–чужой», даже если речь идет, допустим, о госбюджете. Наши проголосуют «против» из принципа, даже осознавая вредоносность подобной позиции, лишь бы назло. Так действовали в свое время «регионы», так же теперь действуем мы, хотя, конечно, это неправильно», – разоткровенничался с «Левым берегом» один из лидеров БЮТ.

Возможно, именно благодаря осознанию этих прописных истин «бютовскому» руководству хватает ума прямо не критиковать позицию «группы Портнова». Так, их голосование за программу деятельности правительства Азарова было, по сути, единственным вопросом, обсуждавшимся на Туровской в тот вечер. Негативных мэсседжей в СМИ по результатам совещания решили не выпускать. Тимошенко и узкий круг ее приближенных понимают: Портнов – ниточка, связующая их с Банковой, лучший из возможных каналов коммуникации. А его соратники в Раде – ниточка вспомогательная.

Фото: telegraf.by

В конце концов, парламентско-правительственная, как было сказано, коалиция и команда чиновников из АП – не одно и то же. Особенно если речь идет о поисках локальных компромиссов – по дате и формату местных выборов, допустим, и глобальных консенсусах – изменения Конституции, например. И компромиссы, и консенсусы искать все равно приходится, так лучше находить их через понятные, прогнозируемые каналы. Проще говоря: не плевать в колодец, из которого еще предстоит напиться. Доказано Януковичем.

«Низы», что любопытно, осознают это даже лучше «верхов». Так, в ходе телефонного опроса на тему «Роль оппозиции в Украине», проведенного Институтом Горшенина 19-го и 20 апреля (проинтервьюировано более 1000 респондентов по всей стране), выяснилось: 65,5% граждан поддерживают идею объединения политиков и политсил ради выхода страны из кризиса (13,2% – точно да, 52,3% – скорее да). При этом 58,4% именно кризис считают главной из существующих ныне проблем. Переход во власть бывших оппозиционеров – Богатыревой, Тигипко, Портнова – полностью положительно оценили 12,3%, скорее положительно – 36,6%, скорее отрицательно – 15,7%, полностью отрицательно – 13,4%.

Результаты весьма напоминают аналогичные данные ранней осени 2008-го, когда поддержка населением кооперации БЮТ с ПР, повлекшей развал фиктивной коалиции БЮТ и НУ-НС, зашкаливала за 70%. Осени, в которую Раиса Богатырева стала пионером-первопроходцем среди деятелей, перерождающихся из нерядовых членов такой-то команды в самодостаточных политиков всеукраинского масштаба.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram