Ключевые тезисы:
- Экономика Украины стабилизировалась, заметен умеренный рост. Но коррупция остается вызовом и наносит не меньше вреда, чем война. Справиться с коррупцией помогут Антикоррупционный суд и расширение прав НАБУ.
- Окно возможностей для медицинской, пенсионной и земельной реформ закрывается. Чем ближе дата президентских выборов, тем сложнее проводить рефомы. Страна уже развивается в логике предстоящей предвыборной кампании, все реформы имеют электоральный аспект.
- Обновление политических элит в Украине невозможно без нового закона о выборах и нового состава ЦИК, также нужно обеспечить избирательные права вынужденных переселенцев, но проследить, чтобы этим не могли манипулировать.
- Легитимность власти зависит от легитимности принятия решений. Постоянные нарушения регламента работы парламента, голосование чужими депутатскими карточками — все это подрывает политическую стабильность и должно быть изжито.
Спикеры и гости:
- Степан Кубив, первый вице-премьер-министр Украины – Министр экономического развития и торговли Украины.
- Ирина Геращенко, первый вице-спикер Верховной Рады Украины, депутат от фракции Блока Петра Порошенко.
- Хьюг Мингарелли, посол ЕС в Украине.
- Оксана Продан, народный депутат Украины, фракция Блока Петра Порошенко.
- Мустафа Найем, народный депутат Украины, фракция Блока Петра Порошенко.
- Елена Сотник, народный депутат Украины, фракция «Самопомощь».
- К дискуссии также присоединились председатель государственного Ощадбанка Андрей Пышный, внефракционный народный депутат Украины Виктория Пташник, директор программы USAID «РАДА» Игорь Когут, народный депутат Украины VII созыва Олег Зарубинский.
Тон дискуссии задал Степан Кубив — он заявил о стабилизации экономики после трех непростых лет российской агрессии. Экономика показала даже небольшой прирост — плюс 2,3% ВВП, правительство утвердило макропрогноз до 2020 года и приняло бюджетную резолюцию на три года вперед.
«Промышленное производство увеличилось в 2016 году на 2,8%, сельское хозяйство - на 6,3%, строительная индустрия — плюс 17,4%», - перечислял Кубив. От макроэкономики он перешел к реальному бизнесу: рассказал о 5000 украинских IT-компаний, в которых работают около 100 000 человек, об украинских аграриях. При этом украинские экспортеры, заметил вице-премьер, переориентировали свой сбыт с России на Европу. «Впервые за 25 лет мы сделали офис по продвижению экспорта, офис по инвестициям, и мы сделали программу, которая соответствует экспортной стратегии Украины».
Коррупция остается проблемой для Украины не меньшей, чем война на Востоке. И хотя антикоррупционные органы до конца не сформированы, система прозрачного проведения гостендеров Prozorro вызывает восторженные отзывы даже за границей.
«Во многих странах Европы, и не только Европы, почти все называют слово Prozorro при встрече со мной, как с министром экономики. Это Япония, Индия, Китай, это Брюссель, Канада, Литва, могу перечислить другие страны. Почему? Потому что есть реальная организация, реальная технология, реальные люди, понятные правила игры, реальная система и конфигурация, которую можно совершенствовать до бесконечности, но эффект она дала уже сегодня. Экономия на уровне 19 млрд грн», - пояснил Кубив. И есть куда развиваться. Теперь на Prozorro переходят местные общины.
Степан Кубив также назвал правильным решение правительства поднять минимальные зарплаты до 3200 гривен и провести дерегуляцию в бизнесе. И высказал надежду, что бюджетный процесс будет идти по графику, согласно Бюджетного кодекса.
Ирина Геращенко не стала говорить об экономике, а сконцентрировалась на внутриполитических вопросах, а также на Минском процессе и ситуации на Донбассе.
Стабильность политических процессов по Геращенко зависит от умения политиков идти на компромиссы и договариваться. Киеву не хватает сплоченности, из-за этого и безвиз Украина получила позже, чем могла бы. «Такая же ситуация с Соглашением об ассоциации, такая же ситуация с планом действий по членству в НАТО (ПДЧ), когда просто неконсолидированная публичная позиция элит дала повод Германии и Франции сказать, что в Украине нет на самом деле согласованной позиции относительно ПДЧ, и поэтому пока подождем», - перечислила депутат.
Украинские элиты имеют разные взгляды на многие вопросы, но некоторые проблемы нельзя отложить. Реформа Конституции, реформа судебной системы, децентрализация — пример таких проблемных вопросов.
Среди ключевых задач нынешнего парламента Ирина Геращенко видит: (1) реформирование самого парламента, (2) новая избирательная система по открытым спискам с гендерными квотами.
Среди задач для власти в целом она назвала медицинскую, пенсионную и земельную реформы. Чем ближе дата президентских выборов, тем сложнее будет эти рефомы проводить. (В досрочные выборы Ирина Геращенко не верит).
Также Геращенко назвала общими целями для украинского общества приближение к стандартам НАТО, приближение к стандартам ЕС с перспективой членства, реинтеграцию Донбасса и Крыма. При этом Геращенко раскритиковала политиков, которые готовы отказаться от оккупированных территорий: «Никто не давал права ни одному украинскому политику отказываться от территории и людей».
Ирина Геращенко также призвала наделить Министерство временно оккупированных территорий реальными полномочиями, принять закон о реинтеграции оккупированных территорий.
Что касается Минских соглашений, то Украина выполнила политический блок этого документа. Киев принял закон об амнистии (будет действовать как индивидуальный акт только на тех территориях, куда вернулась украинская власть, и только через суд), закон об особенностях местного самоуправления на Донбассе. И часть санкций против России «привязаны» к Минским соглашениям.
«Без освобождения заложников, без допуска международных гуманитарных миссий, Красного креста для поиска пропавших без вести на оккупированной территории мы просто в парламенте не имеем голосов для перехода к политическому блоку Минских соглашений, поэтому после блока по безопасности важно реализовать блок гумнитарный. Очень важно расширение Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ и, конечно, полицейская миссия. Полицейская миссия должна способствовать вопросу деоккупации и демилитаризации Донбасса», - сказала Геращенко.
Хьюг Мингарелли рассказал о двухсторонних отношениях ЕС с Украиной. Он озвучил два препятствия для развития Украины: агрессивный сосед и отсутствие верховенства права.
Украине необходимо обновление политического класса. Но это невозможно без нового закона о выборах и нового состава ЦИК. Также нужно вернуть доверие к госслужащим, а это значит, что все декларации должны быть проверены, а все антикоррупционные органы (НАБУ, САП) должны получить полномочия и необходимые ресурсы, человеческие и финансовые. «Также необходим как можно скорее новый Антикоррупционный суд. Нам говорили уже годами, что без нового суда, без новых судей не будет верховенства права».
Господин Мингарелли также заметил, что Евросоюз помогает реструктуризации основных министеств, помогает формулировать им новые политики и делать так, чтобы эта новая политика внедрялась. Но процесс тормозит украинский парламент. «Очень много новых законопроектов застряли в комитетах Рады. В главных министерствах законопроекты уже созданы, они зарегистрированы в Раде, но Председатель комитета Рады решил дальше не двигаться с этими законами из-за собственных интересов, и он не хочет способствовать реформам... В Раде есть много людей, которые там не для того, чтобы модернизировать страну, а просто для того, чтобы защищать собственные интересы и блокировать процесс реформ. Украинцы должны об этом знать», - сказал Хьюг Мингарелли.
С другой стороны, ЕС предоставляет спикеру парламента Андрею Парубию целый ряд экспертов для реформы парламента. «Но кроме технического измерения также нужна политическая воля», - сказал дипломат.
И хотя он высказал разочарование работой парламента, его воодушевила работа гражданского общества. «Гражданское общество - это фантастический двигатель реформ в стране. Сегодня оно действует как сторожевой пес, следя за политическим классом: министрами, политиками и парламентариями. И теперь очень важно сохранять силу этого гражданского общества. По многим причинам ведущие члены гражданского общества находятся под атакой. И это очень печально», - отметил европеец. Он призвал приложить все возможные усилия, чтобы защитить общественников, особенно антикоррупционных активистов.
Залогом стабильности системы господин Мингарелли также назвал программу социального единства, то есть программу борьбы с неравенством. Экономический рост должен давать выгоду всем, в том числе наиболее уязвимому сегменту населения.
Если экономический рост идет на пользу только небольшому сегменту населения, то невозможно объединить население вокруг реформ. Это создает нестабильность и увеличивает поддержку популистов.
Депутат Рады Оксана Продан также подняла социальную тему — она предложила в реформах ориентироваться не на процессы, а на эффекте реформ на жизнь конкретного гражданина. Этим подходом она предложила пользоваться при рассмотрении любых вопросов, в том числе вопроса реформы Конституции.
Оксана Продан также выступает за парламентско-президентскую форму власти, где парламент является ключевым госорганом, но чтобы там не было случаев голосования карточкой другого депутата. Она также считает, что политики должны быть готовы к досрочным выборам, должны быть готовы «подтверждать свою состоятельность».
Депутат Продан, как и депутат Геращенко, выступает за глубокую децентрализацию. Тогда люди на местах перестанут бояться власти и не будут стремиться в Киев, чтобы отстаивать свои права — это можно будет делать на местном уровне.
Основными задачами для власти на ближайшие три года она назвала установление мира и опережающий экономический рост. «2% роста ВВП - это ничего, 3%, которые мы ожидаем в 2018 году, - тоже. Такой результат могут себе позволить Британия, Франция, мы же не имеем права [расти так медленно]. Мы должны найти механизмы, чтобы обеспечить более быстрый рост. И такие механизмы, проекты, идеи есть», - считает Продан.
Депутат Мустафа Найем отметил, что страна уже развивается в логике предстоящей президентской кампании. Поэтому все реформы имеют электоральный аспект. Президент - ключевой игрок на этом поле, считает Найем. «Сейчас уже нет никакого разделения между Народным фронтом и Блоком Петра Порошенко, разделение есть только формальное, но с точки зрения стратегии, с точки зрения общих ресурсов и достижения цели, они будут координировать свои усилия», - говорит депутат.
Особое место в своей речи Мустафа Найем уделил стратегии реинтеграции Востока и борьбе с коррупцией. Депутат считает, что на сегодня у центральной власти нет согласованной стратегии по Востоку, из-за чего различные политические силы берут инициативу на себя. В качестве примера одной из таких инициатив он назвал блокаду поставок товаров на неподконтрольные территории. «Петр Порошенко очень много решений откладывает, это его стиль управления. Так случилось и с блокадой», - пояснил свою мысль Найем. По его словам, сейчас в Администрации Президента готовится законопроект о восстановлении суверенитета над неподконтрольными территориями, и это хорошая новость.
Законопроект о реинтеграции Донбасса вводит, по словам Найема, гибридное военное положение на Востоке: «Этот закон предусматривает объединение административных ветвей власти и привлечения Вооруженных Сил в антитеррористическую операцию». То есть ответственность за борьбу с агрессором перейдет от СБУ другим органам.
Что касается гуманитарного аспекта, то реинтеграция населения Донбасса может произойти еще до реинтеграции территорий, до деоккупации.
Для этого нужно изменить правила пересечения контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ) на Востоке, признать документы украинцев на неподконтрольных территориях, не признавая при этом так называемые «народные республики». Сегодня такие документы (о факте рождения или смерти, например) может признать только суд — других механизмов нет. Также нужно урегулировать вопрос перевозки товаров через КПВВ. Еще одна проблема — выплата пенсий людям, которые живут на оккупированных территориях, но выезжают на свободную землю за деньгами. Для этого они оформляют справки вынужденных переселенцев, а значит, получают и право голоса на выборах.
«Мы сейчас должны каким-то образом переделать механизмы, которые позволят нам отсечь тот контингент, который живет не на нашей территории. Если они хотят жить там, и это тоже нормально, у них есть объективные обстоятельства. Но мы должны дать правильный ответ, могут они голосовать или нет. Потому что это приведет к манипуляциям на выборах», - сказал Найем. При этом люди, которые переселились на подконтрольные Киеву территории, должны избирательные права иметь.
Избирательные участки на Донбассе до сих пор контролируют люди, которые их контролировали при президенте Викторе Януковиче, а украинский олигарх Ринат Ахметов восстанавливает свой контроль над восточными территориями, говорит депутат. При этом Донбасс остается густонаселенной территорией, где представлены далеко не все украинские партии. Там есть партия «Наш край», которую ассоциируют с Администрацией Президента, есть голоса «Народного Фронта» благодаря Национальной гвардии. Но «Блока Петра Порошенко» нет, утверждает Мустафа Найем. «Господин Янукович выигрывал на выборах именно потому, что у нас не было контроля на этой территории», - добавил депутат.
Что касается борьбы с коррупцией, то тут депутат перечислил традиционный рецепт из создания Антикоррупционного суда, расширения прав НАБУ и проведения нового конкурса по Государственному бюро расследований.
Депутат Елена Сотник считает легитимность власти основой политической стабильности. Легитимность определяется тремя ключевыми критериями:
- Как избиралась власть;
- Как она принимает решения;
- Есть ли к ней доверие общества.
Если по первому пункту замечаний нет — последние выборы были одними из самых прозрачных, то проблема с легитимностью принятия решений существует. «Постоянные нарушения регламента в парламенте не могут приводить к принятию законных правил, а потому те законы, которые мы принимаем, по сути, не воспринимаются обществом как общеобязательные», - говорит Елена Сотник. Нет у общества и доверия к парламенту.
Существующая политическая система неидеальна. Например, в руках Президента частично сконцентрированы исполнительные функции, частично - контрольные. А сам он никому не подконтролен. «Это абсолютно разбалансирует систему и с точки зрения принятия решений, и с точки зрения ответственности за принятие решений. Например, у Президента есть Стратегия-2020, но нет законных механизмов реализации этой стратегии», - говорит депутат.
Политические элиты неоднородны. Старые номенклатурные элиты контролируют рычаги власти, но не способны к переменам. Новые пассионарные элиты готовы менять страну, но имеют мало власти. Есть еще интеллектуальная элита, которая не хочет идти во власть, но имеет потенциал реформировать систему. «Только молодые пассионарные элиты могут менять систему, и только интеллектуальные элиты могут эту систему стабилизировать и привести к росту», - говорит Елена Сотник.
Елена Сотник считает, что в Украине возможны досрочные президентские выборы по инициативе Президента, который не захочет участвовать в кампании в год уплаты крупнейших внешних обязательств. «Это будет ближайшая точка к дефолту в 2019 году. Это приведет к экономической нестабильности, к общественной нестабильности. Поэтому для Президента сейчас наиболее выгодный момент [объявить о досрочных выборах]», - пояснила свою мысль депутат. Тогда как сегодня Петр Порошенко может предъявить избирателям целый ряд достижений, его потенциальные конкуренты ослаблены, новые лидеры еще не набрали силу, у президента сохраняется админресурс.
Председатель правления государственного Ощадбанка Андрей Пышный отметил основные достижения постреволюционной власти — это безвизовый режим и зона свободной торговли с ЕС. «Давайте эти вещи монетизировать. Проще говоря, постройте дороги - откроете для украинцев Европу, откроете для европейцев Украину, начнет работать малый и средний бизнес. Люди начнут сами себя обеспечивать. Просто постройте дороги», - сказал Пышный. Он считает, что потенциал внутреннего туризма, малого и среднего предпринимательства недооценены.
Виктория Пташник, депутат Верховной Рады Украины, обратила внимание на проблему популизма и непрофессионализма во власти, а также на дефицит справедливых судов и зарегулированность экономики.
Игорь Когут, директор программы USAID «РАДА», перечислил такие «точки роста» украинского общества: Центральная избирательная комиссия, Счетная палата, Омбудсмен. Это должны быть независимые неполитизированные органы, которые служат обществу.
Олег Зарубинский, народный депутат Украины VII созыва от Партии регионов, также получил право на реплику. Он призвал не позиционировать и не развивать Украину только как аграрную страну: «Украина должна быть индустриальной страной, тогда и населения сохранится».