Кредиты банкротам
Недавно Генеральная прокуратура начала проверку работы обанкротившегося Дельта Банка. Собственник и топ-менеджеры учреждения подозревается в хищении государственных денег. Банк получил у Нацбанка рефинансирования на 10 млрд грн из которых 4,1 млрд грн были выведены за рубеж на счета компаний, которые управлялись сотрудниками Дельта Банка. Примечательно, что даже после того, как еще в апреле 2014 года было начато расследование по подозрению в хищении денег, Нацбанк продолжал выдавать Дельта Банку кредиты.
С начала 2014 года из 51 неплатежеспособных финучреждений деньги у центробанка регулярно получали 23 банка. Самую большую поддержку регулятор оказывал Николаю Лагуну - его Дельта Банк имеет кредитов от НБУ на общую сумму 10,15 млрд грн. На втором месте находятся банки Олега Бахматюка - "Финансовая инициатива" получила 8,3 млрд грн, а ВиЭйБи Банк - 5,5 млрд грн. Регулятор был не столь благосклонен к Дмитрию Фирташу - его банк "Надра" хотя и являлся более крупным учреждением, но получил всего 3,3 млрд грн. А близость Брокбизнесбанка Сергея Курченко к "Семье" и бывшему руководству Нацбанка стоила регулятору 2 млрд грн.
Солидную поддержку Нацбанк оказывал также банку "Киевская русь", Всеукраинскому банку развития и Укрбизнесбанку. Каждый из них набрал кредитов на сумму свыше 1 млрд грн. Остальные обанкротившиеся финучреждения Нацбанк поддерживал меньшими суммами. Однако в целом, они получили от государства 4,3 млрд грн.
В общей же сложности, за последние полтора года НБУ прокредитовал все банки-банкроты на 37,9 млрд грн.
Это довольно крупная сумма, учитывая, что всего регулятор выдал займов всем банкам (не только обанротившимся позже) на 131,5 млрд грн.
Возврат денег
Для кредиторов и крупных вкладчиков обанкротившихся банков наличие у них рефинансирования абсолютно ничего не означает. Выгоду от этого может получить только сам центробанк, если, конечно, у банка-банкрота что-то осталось от этих средств.
"Надра банк был доведен до банкротства еще в 2008-2009 годах, и спасать его потом смысла уже не было. Залогов под рефинансирование, которое банк тогда получал у Нацбанка, нет. А вот последний рефинанс, который брался новыми акционерами, - по нему залоги на месте. Деньги от их продажи будут перечислены в Нацбанк", - говорит Константин Ворушилин, директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов.
При этом в Фонде гарантирования отказались сообщить, какие залоги есть в обанкротившихся банках под полученные кредиты НБУ и как продвигается их продажа.
"Фонд имеет право раскрывать информацию, содержащую банковскую тайну, только принимающим банк, переходному банку, инвестору, который приобретает неплатежеспособный или переходный банк, другим лицам, которые задействованы в процессе осуществления временной администрации и ликвидации банка", - пояснили в Фонде.
Негарантированная помощь
Получение кредитов у Нацбанка не является гарантией бесперебойной работы банка.
"Эти кредиты урегулируют лишь вопрос ликвидности, оставляя нерешенными более серьезные проблемы, такие как капитализация и бизнес-модель. Теоретически такие кредиты должны выдаваться под ликвидный залог, например, гособлигации. Однако во времена столь глубокого кризиса при выдаче таких кредитов невозможно "работать по учебнику", - отмечает Тамаш Хак-Ковач, председатель правления ОТП Банка.
Причины банкротства банков, которые получали деньги НБУ, могут быть разными.
"Причины этого могут быть как объективными - нарастание паники вкладчиков и полученного рефинансирования уже недостаточно, чтобы справиться с оттоком депозитов, так и субъективными - злоупотребления собственников и менеджмента банка-заемщика. Но это не может быть причиной для отказа НБУ выполнять свои функции по подержанию стабильности банковской системы в целом. Образно говоря, и врач-реаниматолог не всегда достигает улучшения состояния пациента, и тот умирает. Но ведь это не повод прекращать оказывать помощь всем последующим больным", - говорит Роман Лепак, директор департамента организации банка, стратегии и PR Кредобанка.
Однако не исключено, что без этих денег ситуация во многих финучреждениях сейчас была бы значительно хуже.
"Категорически не согласен с утверждением, что кредиты НБУ не помогают банкам. Поддержка ликвидностью в кризисных ситуациях является одной из задач регулятора. Безусловно, на слуху в первую очередь те случаи, когда такая поддержка не помогла. Тем не менее, в течение 2014-2015 годов даже такие банки как "Райффайзен Банк Аваль", Универсал Банк, ВТБ Банк, Альфа Банк, Укрсоцбанк, Ситибанк, столкнувшись с мощным оттоком депозитов, в определенный период были вынуждены обратиться за поддержкой к НБУ. Большинство из названных банков полностью или частично рассчитались с взятыми обязательствами", - говорит Михаил Демкив, аналитик банковского сектора группы ICU.
В любом случае, у Нацбанка сейчас нет других инструментов, кроме кредитов рефинансирования, которыми он мог бы поддерживать банки во время кризиса. Впрочем, есть вероятность, что регулятор будет давать меньше денег тем банкам, у которых есть шанс обанкротиться. Согласно изменениям в законодательство, теперь банки будут признавать неплатежеспособными, если они не выполнят всего 2% своих обязательств в течение пяти дней, тогда как сейчас регулятор ждет пока эта цифра достигнет 10% обязательств за 10 дней. Поэтому есть вероятность, что Нацбанк будет более строгим с проблемными банками и станет расходовать меньше средств на их спасение.