«Из 1200 милиционеров Одессы, 900 перебросили на стадион»
Поводом для встречи, как вы понимаете, стали события в Одессе второго мая. Хотелось бы услышать вашу версию произошедшего. Так, сегодня в Верховной Раде (разговор происходил во вторник, - С.К.) Валентин Наливайченко сообщил, что погибшие в Доме профсоюзов умерли от отравления газом.
Вас, наверное, интересуют обвинения в мой адрес (относительно причастности Дубового к назначению одесских милиционеров, оказавшихся пособниками сепаратистов, - С.К.). Они прозвучали от Луценко, от Немировского и потом еще от Алексея Гончаренко. Все трое – звенья одной цепи, поскольку связаны с Петром Порошенко. Тогда как я – глава избирательного штаба Юлии Тимошенко в Одесской области.
О претензиях персонально к вам мы еще поговорим.
Что до случившегося в Одессе второго числа, то я уверен, что за всем этим стоит Владимир Путин. Все мы знаем, кто наш настоящий враг, поэтому не надо – прикрываясь политической целесообразностью – пытаться жонглировать обвинениями, перебрасывать мяч с одного поля на другое.
Еще раз, касаемо обвинений господина Немировского, я думаю, его высказывания в мой адрес вызваны тем, что ранее я и ему, и местным нашим правоохранителям указывал на недопустимость проведения в городе футбольного матча, когда у нас де-факто военное положение.
Сами подумайте: на стадионе собираются 24 тысячи человек, туда отвлекаются основные силы милиции. Из 1200 милиционеров города, 900 перебрасываются на стадион. «Тылы» оголены. Не преступление ли это? Это при том, что о возможных провокациях, проявлениях сепаратизма в городе, было известно.
Одесса и Харьков были следующими, после Донецка и Луганска, «огневыми точками». Мы писали об этом за несколько дней до того, как было совершено покушение на Геннадия Кернеса.
Ну, это же очевидно: Путин хочет сомкнуть подкову. Юг Украины ему нужен для того, чтобы соединить Россию с Приднестровьем по материку. Кроме того, Одессе – морские ворота Украины.
Есть конкретное обоснование, или про Путина вы - для красного словца?
Очень просто: анализируя что-либо, я всегда исхожу из того, а кому это надо, кому выгодно. А уж как все конкретно на практике реализовывалось: кто кого нанимал, кто что проплачивал – это следствию предстоит выяснить.
…Никакого секрета я сейчас не открыл, все люди мыслящие это понимали. Поэтому, я считаю, события второго мая можно было – хотя бы частично – спрогнозировать. Соответственно – подготовиться к ним.
И когда Юлия Владимировна приехала в Одессу и мы вместе с ней были в кабинете у Немировского, я ему прямо это сказал.
Что?
Что нельзя было футбол проводить в таких условиях. Думаю, его это зацепило и он теперь на меня обижен. Для себя я решил, что извинения от него буду требовать через суд.
Так, стоп. По порядку. Где вы находились второго мая?
За границей. Но, как только узнал о происходящем в Одессе – вылетел туда. К вечеру был на месте.
Вместе с Тимошенко вылетели?
Нет. Мы уже в Одессе встретились.
Какие у вас с Немировским были отношения до нынешнего конфликта?
Нормальные в общем. Ровные.
Ровные, значит. Отлично. Что лично вы, одессит, не самый последний в городе человек, сделали для предотвращения событий второго мая? Вы говорили с губернатором, пытались как-то активизировать силовиков?
Нет, как я могу? Я же просто народный депутат, у меня нет полномочий…
Послушайте, когда вы знаете, что в ваш дом, в данном случае – ваш родной город – вломятся бандиты, вы сидите и ждете, чтоб вас кто-то полномочиями наделил, или вооружаетесь и укрепляетесь?
(после паузы, - С.К.) Я понимаю о чем вы. Но я все-таки начальник штаба, а не губернатор.
Насколько существенны пророссийские настроения в Одессе в целом?
Пророссийские настроения в Одессе, конечно, есть, но они весьма незначительны. Весьма. И вовсе не такие, как декларирует Кремль. Кстати, может быть поэтому они взялись за Одессу только сейчас.
Этих пророссийских финансирует – как и на востоке –семья?
Точной информации у меня нет, здесь ответы должно дать следствие, но – на уроне предположений – да, наши оценки с вами совпадают.
Ранее лидером этой группы одесситов был Игорь Марков. Какова его роль сейчас, после отсидки?
Особых активностей за ним не замечено. Насколько мне известно, большую часть времени он проводит в Москве.
Что он там делает.
Не знаю. Честно.
Если вы правы, и Кремлю нужно отсечь Украину от моря, соединившись – по материковой части нашей страны – с Приднестровьем, то нынешними событиями в Одессе дело не ограничится. Каков ваш дальнейший прогноз?
Очень надеюсь, что планы Кремля не осуществятся. Мы видим, что происходит в Крыму, в Донецке, в Луганске, повторения этого в Одессе не хочет никто.
Одесситы – люди здравые, и они всегда хотели и хотят оставаться в составе единой Украины. Настроения людей однозначные.
То есть, вы делаете ставку не на действия власти, но на сознательность граждан, на их настроения?
Да, конечно. Настроение людей – это первично. Отстоим ли мы Одессу – от людей зависит в первую очередь. Власть, силовики – это все вторично.
Тем не менее, второго мая одесситы остались один на один с бандитами. Силовики просто самоустранились.
Да, к сожалению, второго числа мы столкнулись не просто с непрофессионализмом, но с откровенным саботажем некоторых силовиков. Я не хочу кого-либо обвинять голословно, но если просто даже проанализировать фотоснимки и видеозаписи того дня, то мы четко увидим, как один из высокопоставленных чиновников МВД помогает сепаратистам.
Фучеджи.
Да. А ведь эти люди работали в системе МВД всю жизнь. Собственно, в чем главный вопрос к руководству МВД – почему они не вычислили этих потенциальных предателей?
С другой стороны, подобные мины замедленного действия вычислить действительно непросто.
Судите сами: люди эти всю жизнь работают в органах, дело свое знают досконально, у них много горизонтальных связей и т.д. Вроде как добросовестны, исполнительны и т.д., и как предугадать из поведение в острый момент – станут ли они предателями или наоборот, героями? Это сложный вопрос и простого ответа быть не может. Но очевидно, что ответы искать надо и способы проверки кадров отрабатывать – тоже.
В парламенте я работаю в Комитете по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности, возглавляю один из подкомитетов, думаю, в ближайшее время мы будем собираться с силовиками, обсуждать возможные варианты такой «аттестации».
С другой стороны, мы должны понимать, что когда в стране де-факто сразу несколько фронтов, самостоятельно правоохранительная система проконтролировать все это не в состоянии.
Как вообще Фучеджи отпустили?
Я не знаю. Но для того, чтобы, полностью разобраться в произошедшем и, по возможности, ускорить розыск и – если потребуется – экстрадицию Фучеджи, я написал тематический депутатский запрос. Элементарно – проанализировав снимки и видеозаписи, доступные в Интернете, вы не можете не отметить, что Фучеджи с сепаратистами общался довольно интенсивно, можно сказать – был на короткой ноге. Как и почему – ответ должно дать следствие.
Еще раз: вы отрицаете, что лоббировали назначения одесских силовиков-предателей?
Абсолютно отрицаю. Может, кстати, и жаль, что не имел отношения (к назначениям, - С.К.). Может, если бы имел, был бы шанс этого не допустить. Если бы у меня было влияние…
Вы также отрицаете, что в Батькивщине получили на откуп Одессу в благодарность за вашу верность партии?
Разумеется. Вообще ерунда.
Что-то не сходится. То вы говорите, что сама Тимошенко вас просила заняться ее штабом, то сетуете на недостаток влияния. Совсем не сходится.
Смотря что считать влиянием… В начале разговора вы сказали, что я тоже – как представитель власти – ответственен за произошедшее и я вынужден признать, что это, увы, так. Может, нужно было занимать более активную позицию, жестче говорить с губернатором.
Одесса была единственным регионом, где БЮТ заполнил все кадровые клеточки. Все, я подчеркиваю.
Не совсем так. Когда Немировского назначили губернатором, у меня один из вопросов к нему был относительно объединения «Батькивщины» с «Фронтом змин» в областном и городском советах.
Для читателей я напомню: в начале лета прошлого года было объявлено о слиянии этих двух политсил. Летние месяцы отводились на реализацию данного процесса на практике. Что до господина Немировского, то изначально он входил в команду «Фронта змин» и считался близким соратником Арсения Яценюка.
В Одессе за летние месяцы объединения не произошло. Более того, до сих пор в городском и областном советах работают две разные фракции – «Фронта» и «Батькивщины».
Вы говорите, Немировский получил губернаторство по квоте «Батькивщины»? Но как тогда его причастность к избирательному штабу Петра Порошенко?
Как зовут вашего нового губернатора: Игорь Палица или Игорь Коломойский?
Игорь Палица.
Нда? А я думаю, Игорь Коломойский. Вы же понимаете, что Палица несамостоятельный человек.
Я так не считаю. Что кто бы не говорил – к каким он там группам принадлежит и прочее, Палица – сильная личность. Надеюсь, он сможет не повторить ошибок, допущенных его предшественниками, на этом посту.
Слишком мало времени пока прошло, а судить нужно по поступкам. Тем не менее, первые результаты уже есть. Вспомните, с каким напряжением все ожидали в городе девятого мая. Страхи не оправдались: все прошло спокойно. Это значит, Палица быстро сумел взять ситуацию под контроль, обеспечить безопасность и спокойствие в городе.
Одеса. Після вогню. Блог Ігоря Луценка
У вас с ним есть прямая коммуникация? Можете ли вы ему, допустим, на мобильный позвонить?
Когда его назначили, я приехал – поздравил, пожал руку.
Ему и Коломойскому, да?
Да, Игорь Валериевич в тот момент тоже находился в кабинете. Итак, я его поздравил, были какие-то общие фразы, ну, а с тех пор мы больше пока не общались. Вроде, не было необходимости. Возникнет – будем общаться.
«Мы с Турчиновым ходим в одну церковь, это правда. И ничего плохого я в этом не вижу»
Как вы стали главой одесского штаба ЮВТ? Это она вас пригласила или Турчинов?
Юлия Владимировна меня лично пригласила и предложила возглавить штаб. Почему именно я? Понимаете, я уже давно в команде и я не предавал. А надежность – это очень важно.
Вы равно близки не только к Тимошенко, но и к Турчинову. К Турчинову – по церковной линии. Вы тоже баптист, верно?
Да. Я с детства принадлежу к баптистской конфессии. Как и вся моя семья. Более того, мои дедушки и бабушки с обеих сторон тоже к ней принадлежали.
Ого. То есть, это не под влиянием Турчинова?
Нет, но сейчас мы ходим в одну церковь, это правда. И ничего плохого я в этом не вижу.
Вы когда с Турчиновым познакомились?
Лет девять назад, может – десять. Точно я не помню. В самолете это было, мы вместе летели на Молитвенный завтрак в США. Меня пригласили знакомые.
Вы тогда были обычным бизнесменом из Одессы?
Да. Мои друзья в США приятельствуют с организаторами мероприятия, и вот так через них я получил приглашение. В тот год Турчинов тоже поехал на Молитвенный завтрак, так и познакомились.
Это было еще до того, как вы прошли в ВР по списку БЮТ?
Да, до того. Потом, через какое-то время, я вступил в «Батькивщину», в 2007-м – возглавил партийный штаб в Измаиле и так меня записали в список 128-м. Место, как вы понимаете, не самое проходное.
Будучи главой штаба ЮВТ в Одессе и нардепом, много ли вы сейчас общаетесь с Тимошенко?
Достаточно регулярно общаемся. По рабочим вопросам, конечно. Вот, недавно она снова приезжала в наш край…
Отлично. Тогда спрошу о фактическом разделении команды ЮВТ. Разделении на ее саму и тех, кто сейчас с ней с одной стороны. С другой – тех, кто во власти: Турчиновым, Яценюком и другими. Юлия Владимировна не скрывает: они не то, чтобы рассорились, нет, такого нет, но существуют как бы в параллельных, непересекающихся мирах. Что вы на это скажете?
Думаю, очень много кому бы хотелось, чтоб в команде образовалась серьезная трещина. Но ее нет. Мы вместе прожили, прошли очень тяжелые времена, и костяк остался цельным. Уверен, с нынешними испытаниями мы тоже справимся. Все вместе. Лично я никаких недопониманий между Юлией Владимировной и Александром Валентиновичем не вижу. Вот, честно. Поэтому и комментировать тут нечего.
Избирательная кампания. Коротко прокомментируйте ее прохождение в Одессе.
Особенность нашей территории – очень много неопределившихся. Соцопросы, которые сегодня все обсуждают, лично я считаю их несколько поверхностными. По той простой причине, что неопределившиеся могут еще преподнести немало сюрпризов.
Полагаете, Тимошенко выйдет во второй тур?
У нее есть все шансы победить во втором туре.
Какова вероятность того, что день выборов в Одессе пройдет спокойно, откроются все участки и на всех участках удастся подсчитать результат?
Я очень надеюсь, что нам удастся провести честные выборы, и что ситуация будет значительно лучше, чем она сейчас в Донецке и Луганске.
Каковы ваши отношения с депутатами Киваловым и Трухановым?
Ровные, мы же одесситы. Вот, когда в парламенте создавалась ВСК по событиям в Одессе, договорились с ними, что вместе будем работать. Одно дело – политические расхождения, другое – сохранение целостности страны, здесь никаких расхождений быть не может.
Готовы ли вы с ними работать в рамках единой оппозиционной коалиции после выборов?
Вопрос не ко мне, но к лидерам нашей политсилы.
Стоп. Вы – народный депутат, человек, личность со своими убеждениями или как? Вопрос простой: готовы ли вы, если так случиться, работать в коалиции БЮТ и ПР. Подобный сценарий сейчас очень широко обсуждается.
Лично я считаю, что нам с регионалами не по пути. С другой стороны, а что на кону? Если окажется так, что цена вопроса – целостность Украины, то объединяться должны все политические силы, даже Свобода с КПУ, и вместе на это работать.