Организаторы проекта анонсируют, что «в ходе подготовки сценария марафона мы сознательно решили отказаться от осуждения и дискуссии на тему очевидных провалов и разочарований. Мы хотим идти дальше с тем важным и позитивным, что сохранилось и стало частью истории страны вследствие событий осени 2004 года».
В феврале 2011 года эта же команда провела марафон «Виктор Янукович. Год первый». Почему-то тогда не делали эфир о «важном и позитивном», сделанным четвертым президентом, а о том, что его участники считали негативом. Или мне так показалось? Я буду с 15.00 принимать участие в марафоне по семилетию революции «оранжевых». Не надо быть проницательным аналитиком, чтобы предсказать основные «позитивные» мессиджи марафона к празднику «оранжевых»:
1. Люди наконец-то поняли, что они могут на что-то в государстве влиять.
2. Люди вышли протестовать против фальсификации выборов, и их протест оказался эффективным.
3. Люди почувствовали себя свободными.
4. Вот что бывает, когда власть не слышит народ – посмотрите на революции в Тунисе, Египте и Ливии.
И так далее, и тому подобное. В конце концов, эти мессиджи транслировались для украинской аудитории не один день. Их многократно повторяли. Есть те, кто в них поверил. Что странного в том, что есть люди, верящие в простые лозунги?
Я попробую поддержать разговор на тему «важного и позитивного, что сохранилось и стало частью истории страны вследствие событий осени 2004 года».
Увы, это не человеческое достоинство, которое наше родное государство не уважало ни до 2004-го, ни во время «революции», ни позже. Каждый, кому дорого его человеческое достоинство, защищал его и до 2004-го, и после него.
Увы, это не экономические реформы. На фоне эйфории 2004 года Виктор Ющенко мог их провести. Простили бы. Но он не провел реформы. Обладая юридическими полномочиями Леонида Кучмы и Виктора Януковича, он бездарно потерял 2005 год на получение наград. Это потом его окружение выдумает, что весь 2005 год Ющенко болел – я доказал в одной из статей на «Левом берегу», что сие неправда. Так прошли потерянные для экономики страны пять лет.
Увы, это не желание украинского народа заниматься собственным государством. Муку на майдан привезти, лекарства, на такие «одноразовые подвиги» сил хватило. Как и на то, чтобы ходить с иконами вокруг здания Верховного Суда, который, конечно, не только не чувствовал никакого давления, а был предельно счастлив. Оказалось, что привести на трон мессию, это получается. Не получается проконтролировать мессию, его прожорливое окружение и многочисленных конкурентов, которые тоже не против поживиться.
Увы, это «важное и позитивное» – не европейский выбор. Ибо 3 мая 2005 года, уже при Ющенко, а не при Кучме и тем более при Януковиче, Украина впервые услышала от еврокомиссара Бенито Ферреро-Вальднер: «Украине стоит воздержаться от подачи заявки на вступление в Европейский Союз, чтобы избежать отказа».
Увы, это «важное и позитивное» – не демократия. Ибо демократия есть уважение к правам человека, с чем на нашей территории – проблемы последние триста лет. Ибо демократия означает, в том числе, верховенство права. Оно было «растоптано» и решением Верховного Суда о третьем туре президентских выборов 2004 года, и закреплено в 2007 году, когда президент Ющенко разогнал Конституционный суд, дал команду внутренним войскам двигаться на Киев.
Увы, «позитивное и важное» – это не свобода слова. Да, многим журналистам действительно стало легче писать и говорить. Особенно тем, кто боялся. Я не о себе говорю. Я и в 2004-м говорил то, что думал. Но свобода прессы не стала свершившимся фактом. Никто не знает, что на самом деле случилось с Георгием Гонгадзе. Журналисты по-прежнему не умеют требовать высоких зарплат от работодателей, стыдятся этого. Журналистов при Ющенко увольняли, без всякой реакции общества. Как Владимира Павлюка 12 июня 2009-го из «Нового канала» – после демонстрации ролика с г-жой Тимошенко «Пропало все». Журналисты увольнялись сами, как в ноябре 2008 года ведущие «1+1» Людмила Добровольская, Анна Безулик и Олесь Терещенко – в связи с «изменением редакционной политики канала». Журналистов продолжали бить, что происходило 8 декабря 2007 года со съемочной группой телеканала «К1» и 23 мая 2009 года со съемочной группой телеканала СТБ.
Я совершенно уверен, что нынешняя жизнь «оранжевой революции» строится по модели древнегреческого мифа. Миф заканчивается, когда умирает последний его носитель. Давно умерли те, кто поклонялся Зевсу. С ними умер и сам Зевс. Так долго, как будут жить люди, которые верят, что «оранжевая революция» была «революцией», будет жить и миф о ней.
Ветераны «оранжевой революции» иногда напоминают мне стенания ветеранов… других войн. Как так, признать, что мы даром мерзли? Рисковали собой – говорили же, что будет штурм Майдана? Мы даром теряли здоровье? А ведь это была молодость, это были самые чудесные дни нашей жизни?
Мне жаль, господа, что у Вас не было дней почудесней, но успокойтесь, вы все это делали не даром. Вы имели право на протест. Вы имели право на майдан. Вы имели право получать удовольствие от того, что Вы влияете на ситуацию в стране. Вы имели право поддерживать того, кого поддержали. А за правом наступает ответственность. За право и за удовольствие в этой жизни принято платить. Все и заплатили пятью годами бездарного правления прежнего руководителя. Вы заплатили за то, что вопреки Библии, создали себе из Ющенко кумира, которого не смогли заставить работать. Мы заплатили тем, что в 2004-м проиграли, заплатили вместе с Вами.
Как же быть «с тем важным и позитивным, что сохранилось и стало частью истории страны вследствие событий осени 2004 года»?
Оно действительно есть, это важное и позитивное. Это уроки тех дней.
Урок первый: технология революции.
Первая информация о ее подготовке начала поступать не в мае 2004 года, когда были завезены первые палатки, а «Пора» провела тренировочные лагеря в Крыму и в Карпатах. Первая «ласточка» будущей «революции» – когда в феврале 2004 года в Киеве «пропал» кандидат в президенты России Иван Рыбкин. Следствие тогда предполагало, что его собирались убить, чтобы «повесить» преступление на Леонида Кучму и Владимира Путина. В украинское общество, склонное к конспирологии, был запущен первый мыслевирус – «если это сделали с чужим политиком, что же сделают со своим»? Вторая «ласточка» – когда в августе 2004 года за Ющенко якобы следили на горе Ай-Петри в Крыму и пытались его убить «Камазом» на Херсонщине. Второй мыслевирус – «они уже на все готовы, они его будут убирать». Классический прием психологической войны, чтобы разогреть общественное мнение.
Третья «ласточка» – сентябрь 2004 года, пресловутая история «отравления Ющенко». Розыгрыш истории по-полной, с подключением австрийских врачей (отказавшихся от показаний по «отравлению» не у Родиона Киреева, а в муниципальном суде Вены). Первая страница «Таймс» с фотографией Ющенко до и после отравления – возмущение вырывается за пределы исторической родины. Возвращение «спотвореного та незламного» Ющенко из венского «Рудольфинерхауз», митинг в Киеве, его речь: «я міг би не стояти тут сьогодні або навіть не сидіти в інвалідному візку. Але дякуючи українським, і не тільки українським лікарям, я стою на цій сцені разом з Вами. «Ви нас не отруїте! У вас не вистачить куль та Камазів!».
Третий мыслевирус – «они его чуть не убили, он выжил чудом». И Вы скажете, что эта технология не сработала? Не оказалась эффективной?
Четвертая «ласточка» – история с попыткой взорвать предвыборный штаб «Нашей Украины» в ночь на 21 ноября 2004 года. По этому делу потом были осуждены Михаил Шугай и Марат Москвитин. А если бы получилось? Понятно, задействован четвертый мыслевирус – «режим идет на все».
Так его задействовали. 23 ноября 2004 года г-жа Тимошенко заявляет о наличии в Киеве «русского спецназа». Пятый мыслевирус – «режим уже готов прибегнуть к внешней поддержке».
Общество к тому времени, концу 2004 года, объективно жаждало перемен. Эти перемены были возможны эволюционные и революционные. Чтобы подогреть эти революционные перемены, в общество запускали мыслевирусы, манипулировали им.
Урок второй: политическая незрелость нашего общества
Во-первых, наше общество оказалось таким, которым можно манипулировать мыслевирусами, т.е. политтехнологическими провокациями. Оно не приобрело иммунитет против них. Вспомним, как в парламентских выборах за партию г-жи Тимошенко агитировали рекламными роликами при участии покойников Ванги, Нострадамуса и Кассандры. В земной жизни они «работали» прорицателями, а теперь они, по «странному» стечению обстоятельств, предсказывали победу именно БЮТ. А ведь эти ролики «проганяли» на фокус-группах?
Наше общество верит там, где надо думать. Научилось ли оно сейчас думать, а не верить? Скажите, а если накануне парламентских выборов 2012 года по кому-то из оппозиционных кандидатов, его жене или детям будут стрелять из гранатомета, и не попадут, конечно, общество опять будет верить в покушение на «народного героя»? Во-вторых, наше общество удовлетворяется громкой фразой, удачным словцом, и не задает себе вопросов, а как оно будет жить, когда оппозиция станет властью? Именно так и произошло с программой Ющенко «10 шагов навстречу людям». Это набор бессодержательных суждений, что на совести автора текста и самого Ющенко. Но почему народ этот текст не читал и не анализировал, не задавал вопрос, как вот все это будут делать?
Именно так и происходит сейчас, когда все еще есть люди, готовые голосовать за г-на Яценюка и г-жу Тимошенко. Они не задаются вопросом, почему свои «гениальные» новации в Налоговом кодексе г-н Яценюк не провел, когда работал спикером парламента. Они не помнят «эпидемию гриппа» во время премьерства г-жи Тимошенко в 2009 году. В Западной Европе после ТАКОГО политическая карьера заканчивается.
Урок третий: не создавать себе кумира.
Политологи, например 15 ноября Алексей Голобуцкий из Агентства моделирования ситуаций, уже заявляют, что «Украина находится в ожидании «прихода» «своего рода мессии». Если это так, то украинское общество обречено. Ибо не один мессия не сделает то, что должно сделать само общество.
Даю подсказку – как распознать «мессию» и не голосовать за него. Вы узнаете его по нарциссизму.
Урок четвертый – разбираться с последствиями революции, не давая себя увлечь аналогиями.
Каждая революция напоминает своего рода магазин-стол заказов в советском варианте. Моим более молодым читателям напомню, что это такое. Там продавали готовые продуктовые наборы: шампанское сладкое, плюс кило перловой крупы, плюс банка консервов ухи рыбацкой, десять процентов за услуги – итого семь рублей семьдесят две копейки. Взять шампанское сладкое отдельно, без перловой крупы и ухи – нельзя. Выбирая революцию, вы выбираете ВСЕ последствия, даже не учтенные Вами. Не будет Вам шампанского без ухи с перловкой.
Нас сейчас убеждают в «правильности» революций в арабских государствах, мол, вот что бывает, если «пружину слишком сожмут». В таких ситуациях надо задавать другой вопрос: а есть ли понимание всех последствий от этих революций?
13 сентября 2011 года Айман аль-Завахири, новый глава «Аль-Каиды» поддержал революции в Тунисе, Египте и Ливии. В мировых СМИ – полно сведений об активности этой террористической сети в связи с арабскими революциями. 17 ноября 2011 года «арабские революционеры» забросали камнями демонстрацию коптских христиан, которая вышла из северного пригорода Каира и направились на центральную площадь Тахрир, прославившуюся во время зимней революции. 21 ноября 2011 года после ожесточенных столкновений с полицией правительство Египта подало в отставку.
К каждой революции, и «оранжевая» – не исключение, следует подходить, оценивая ее не по намерениям и по мотивам, а исключительно по результатам. Как сказано в Библии, «по плодам их узнаете их». Судя по плодам, «оранжевая революция» является самым крупным политическим мошенничеством в новейшей истории Украины.
И, наконец, урок пятый.
Не нужны нам революции. Люди в нашей стране будут жить плохо, пока не заработает экономика. Это не касается журналистов – никакой связи между ростом экономики и ростом их зарплат нет и не будет.
Нам нужна эволюция. Революция не решает ни одной проблемы, но рождает новые. Эволюция, состоящая в том, что сюда будет приходить инвестиции из всех стран мира. Что общество откажется как от пресловутого «дай», адресованного государству, так и согласится с построением европейского рынка земли. Эволюция, которая просто продолжит то «важное и позитивное», что сделали руководители Украины, тот же Виктор Ющенко, который пытался сконструировать национальную память украинцев, но в силу личных качеств не смог сделать это нормально.
Ну, а те, кто со мной не согласен со мной, пусть ищут нового мессию и выходят за него на Майдан. Они будут искать, я уверен. И все повторится вновь, очарование, надежда и разочарование. Может, время разомкнуть этот порочный круг?