ГоловнаПолітика

Свобода? Слова?

Предыдущий режим когда-то критиковали много, и часто справедливо. За проблемы в сфере демократии, еще точнее – свободы прессы.

Идеальных политических режимов в природе нет и быть не может.

Мне нечего добавить об убийстве Георгия Гонгадзе к тому, что я говорил в 2003–2004 годах и позже. Не вижу, какой мотив мог быть у предыдущего главы государства, чтобы «заказать» убийство журналиста. Гонгадзе мог быть убит «под пленки», чтобы скомпрометировать тогдашнего президента, добиться всплеска ненависти к власти. Если это мое предположение верно, то заказчики преступления против журналиста целей полностью добились.

Виктор Ющенко взял дело Гонгадзе под личный контроль. Прошли годы, глава государства объявлял убийство раскрытым, делал это до суда; практически накануне новой избирательной кампании задержали еще одного исполнителя – Алексея Пукача. Вдова Георгия Гонгадзе Мирослава обеспокоена тем, что это могут быть предвыборные «заготовки»; а убийство ее мужа останется нераскрытым…

В деле Гонгадзе действительно много белых пятен, нестыковок, не исключено и предвыборное использование. Но надо говорить не только о нем.

Надо говорить о преступлениях, совершенных против людей, журналистов по профессии – уже при режиме Виктора Ющенко.

3 февраля 2006 года в Новой Каховке группа неизвестных избила редактора газеты «Деловые новости» Александра Гунько.

В июне 2006 года в Херсоне подожгли квартиру собственного корреспондента газеты «Киевские ведомости» Сергея Яновского, ему и его семье удалось вырваться из огня буквально чудом.

  • 27 января 2007 года около своего дома в Ровно был избит и ограблен телеоператор Александр Кондратенко.
  • 12 февраля 2007 года в этом же городе избит корреспондент газеты «Сіверщина» Александр Ясенчук. 
  • 19 февраля 2007 года там же избита собственный корреспондент Радио Свобода Валентина Романюк.
  • 3 июля 2007 года в Донецке осуществлено нападение на дом журналиста «Укринформа» Игоря Ткаченко. 
  • 8 декабря 2007 года группа депутатов поселка Софиевская Борщаговка под Киевом избила журналистов телеканала «К1», среди них – и корреспондента Романа Винтонива.
  • 13 марта 2009 года около киевского оперного театра жестоко избит журналист, главный редактор сайта «Проза» Анатолий Ульянов.
  • 27 марта 2009 года двое неизвестных напали на заместителя председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию Василия Шевченко. 
  • 23 мая 2009 года в Виннице первый заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи Вячеслав Шестопал напал на журналиста ТРК «Вінниччина» Александра Ильницкого.
  • 23 мая 2009 года представитель Киевского речного порта повредила камеру съемочной группы телеканала СТБ.
  • 28 июня 2009 года трое неизвестных в Ровно избили ведущего канала «Рівне 1» Виталия Голубева. Потерпевшего госпитализировали в нейрохирургическое отделение. 

Этих фактов – более чем достаточно для понимания того, что профессия журналиста во времена Виктора Ющенко ничуть не стала менее опасной, и осознания того, что власть не делает ничего ни для предотвращения подобных преступлений, ни для их расследования. Ведь перекладывать ответственность уже не на кого.

Во времена Ющенко стало фактом препятствование законной деятельности журналистов. В июне 2007 года, накануне парламентских выборов, председатель ЦИК, до этого – представитель В.Ющенко в Конституционном Суде Украины В.Шаповал запретил…. аккредитацию журналистов.

Как это совмещается с требованиями демократии?

И, наконец, последний аспект. Именно во времена Виктора Ющенко стала очевидной тенденция к «ожелтению» СМИ, переполнению их жестокостью, насилием, сексом, «чернухой», к выведению этого на уровень редакционной политики. Все это – для отвлечения внимания наших граждан от действительно важных проблем. Журналистов, привыкших разговаривать со своим зрителем и читателем серьезно, на важные для развития страны темы просто уволили. На серьезные публикации власть отвечает молчанием.

Итак, свобода прессы вроде бы есть. Но на телевидении нет журналистов, критикующих власть. В печатной прессе все чаще принято о власти говорить либо позитивно, либо никак. Интернета сия тенденция вроде бы не коснулась. Но что мешает предположить: «закручивание гаек» началось с ТВ и когда-нибудь руки дойдут и до печати, и до Интернета?

А теперь вопрос – называется ли нормальной ситуация со свободой слова, когда журналистов продолжают избивать и поджигать, прессу дезинформируют, лишают аккредитации и не пускают на заседания, информацию засекречивают, народ оболванивают «чернухой»? Ответ, по-моему, очевиден для любого здравомыслящего человека.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram