Открывая заседание (проходившее в одной из кофеен сети «Арома»), Портников пояснил: тему встречи предложили сами гости, голосуя на страничке клуба в Фейсбуке. Желание поговорить о коррупции превозмогло стремление подискутировать о цензуре в журналистике и развития украинской экономики.
Поговорить о взяточничестве, откатах, продажности чиновников на сей раз прибыли: экономист Александр Пасхавер, бизнесмен Александр Романеев, политолог Искандер Хисамов. СМИ, уже традиционно, представляли директор телеканала TVi Николай Княжицкий, шеф-редактор LB.ua Соня Кошкина и Сергей Высоцкий из журнала «Фокус».
Первым взял слово президент «Центра экономического развития» Александр Пасхавер. «Ясно, что коррупция это явление культурное, - начал он. - Во многих странах коррупция отличается типологически: хаотическая, мелкая; «верхушечная» коррупция, целая коррупционная вертикаль – все это разные формы коррупции». Соответственно, опасность зависит от того, насколько этим явлением пронизана властная вертикаль.
«Невозможно рассматривать коррупцию, как систему взяток, - уверен Пасхавер, - когда она распространена сверху донизу, то предопределяет всю структуру экономики». Но, по мнению экономиста, самое страшное: «когда под давлением коррупции экономика перестраивается в систему монопольных ниш, когда предприятия, регионы, целые виды деятельности монополизируются, передаются тем или иным кланам или структурам». «Там где есть монополия, никогда не будет эффективной борьбы с коррупцией», - подвел черту Пасхавер.
Борьба с коррупцией эффективна при авторитарных режимах
«Борьба с коррупцией - это точно не борьба за свободу, сейчас свободы стало больше, но и коррупции тоже стало больше», - присоединился к обсуждению директор аналитического центра «Экспертный совет» Искандер Хисамов. По его мнению: борьба со взяточничеством бывает очень эффективна при авторитарных режимах. «Сталин, Ленин и Гитлер жили в аскетических условиях, и никакой коррупции не было. Но режим – не определяющий фактор, коррупция бывает как в авторитарных режимах, так и в демократических».
«Успешные примеры борьбы с коррупцией предполагали наличие авторитарного лидера, который лично решил эту страну менять», - вторил Хисамову Пасхавер.
Добавил также: борьба с коррупцией не может быть инициирована снизу, только сверху. «Если такие действия инициируются снизу, то одни коррупционеры просто сменяют других - ведь культура-то остается».
Президент заинтересован в борьбе со взятками
«Борьба с коррупцией - борьба за эффективность государства, - продолжил выступление Искандер Хисамов. – Ведь коррупция не позволяет обеспечить длительное выживание этого политического режима». Из этого следует: высшее руководство страны заинтересовано в борьбе с коррупцией. По мнению эксперта: реализовать антикоррупционую программу первое лицо не может только из-за конфликта интересов, мол, давно сформирована вертикаль, препятствующая благим намерениям руководителя страны.
Микрофон передали Александру Романееву, единственному, кстати, среди присутствующих бизнесмену. «Со взятками все очень просто, - начал он, - они растут и процветают. Если бизнесмены начинают платить, они становятся заложниками ситуации и спрыгнуть с этой темы становится невозможно». При этом, по мнению бизнесмена, ругают коррупцию только те, кому не удалось договориться. «Я не видел ни одного человека, который бы дав взятку гаишнику, меньше чем размер штрафа, говорил бы, что коррупция это плохо», - поделился Романеев. Простой вывод: коррупция это образ мышления общества, образ жизни и мировосприятия.
«Эта ситуация в Украине не имеет реальных перспектив к улучшению, - убежден он. - Я уверен, что в Украине никто не заинтересован в искоренении коррупции и реальной поддержки у населения эта идея не имеет». Причина: поддержка зиждется только на доверии, а ни один нормальный человек не поверит в борьбу с коррупцией, когда правила игры определяют люди, сделавшие деньги и влияние исключительно на коррупции.
«Коррупцию в Украине удастся побороть только тогда, когда правила общественной жизни в стране будут определять люди, которые сделали себе состояние не на приватизации, распределении государственных благ, а люди а-ля Генри Форд или их наследники». Продажность остановится, когда политика перестанет быть средством защиты или накопления денег.
Раньше в коррупции была конкурентная среда
Со словами: «Вы знаете, портал LB.ua тоже начал борьбу с коррупцией. Как и Президент Виктор Янукович. У каждого выходит что-то свое», - Портников передал слово шеф-редактору LB.ua Соне Кошкиной.
«Коррупция в Украине - явление общественное. Тут невозможно не согласиться с Пасхавером».
«Власть в Украине - источник быстрого и бесспорного обогащения. Но даже если, потрудившись на страну, вы и сами обогатились, уйти на покой не так-то просто – капиталы необходимо защищать. И это – один из главных мотивов, руководствуясь которым люди вновь и вновь баллотируются в Раду. В противном случае, завтра, к ним приедет прокуратура, СБУ - изымет все, нажитое «непосильным трудом», - сказала Кошкина, развивая тему необычайной состоятельности властьимущих.
Шеф-редактор LB.ua уверена: борьба за власть в Украине - всегда была борьбой за управление коррупционными вертикалями. «Но управление коррупционными вертикалями и их монополизация – две большие разницы. Если раньше в этой трясине, как не смешно звучит, наличествовала некая конкурентная среда, то сейчас ее нет. Сегодня в стране существует один центр и если вы ему малосимпатичны – ничто и никто вам не поможет».
Коррупционная история Виталия Портникова
После выступлений гостей, в зале разгорелась бурная дискуссия. Обсуждали и причины, и следствия, и способы преодоления. Немало внимания уделили и «грузинскому примеру» преодоления коррупционных явлений.
Уличив небольшую паузу, Виталий Портников рассказал свою «коррупционную историю» - лучшую иллюстрацию заданной темы. «Много лет тому я купил в Чехии машину, для иностранных журналистов предоставлялись льготы и я посчитал, что так авто мне обойдется дешевле, нежели в Москве».
Когда счастливый обладатель новенького авто подъехал к чешской границе, таможенники потребовали с него по $ 50 на каждого человека на смене. «Смена была небольшая, три человека, и я сторговался до $ 20», - продолжил Портников, - выезжаем в Словакию, там говорят: давайте по 100 на брата на нашей смене и еще следующей. Отдали».
В Украине, по словам Портникова, они столкнулись с новой проблемой: авто с транзитными номерами ГАИшники останавливали через каждые 30 метров. Но самое интересное началось, когда путешественники добрались до России. «Выходит таможенница, вся в мехах и драгоценностях, сразу видно: у человека в жизни все хорошо. Говорит: я вашу машину арестовываю – с документами проблемы. Вернетесь в Москву, исправите документы – заберете автомобиль». «Что делать?! Ночь, степь, а эта мадам даже денег не просит, она просто арестовывает и все. Ну, как быть?!», - воскликнул Портников. Спасла журналистская корочка: приехавший в пять утра начальник таможни, рассудил, что с представителем СМИ лучше не связываться – еще что-то напишет не то.
«Я понял тогда: в Чехии коррупции практически не осталось, в Словакии она процветает, в Украине является способом выживания, а вот в России – это уже не коррупция даже, просто образ жизни», - шутливо резюмировал журналист.