Владимир Фесенко, Соня Кошкина, Марина Ткаченко, Виктор Соколов, Алексей Лещенко, Владимир Застава
Последние пять лет, вплоть до марта текущего года, украинская политика напоминала бушующее море с небольшими островами административной суши, находившимися под контролем различных государственных институтов – Президента, правительства, судебной власти, правоохранительных структур, различных органов местного самоуправления. Большие и малые островные правители воевали и торговали между собой на морских просторах публичной политики. Сухопутные армии и административный арсенал использовались скорее как вспомогательные ресурсы.
Фото: Макс Левин
Все резко изменилось после президентских выборов. В украинской политике произошли тектонические сдвиги. На месте отдельных островов государственной власти возник и стал быстро расширяться административный материк, «большой, как Африка», во главе с единым правителем – Президентом. Водные просторы публичной политики начали отступать под административным и силовым напором новой власти, оставляя за собой заболоченные территории, которые стали местом столкновения разрозненной оппозиции и гражданских институций с одной стороны, и новой государственной системы – с другой. Тенденция административного «осушения» пространства публичной и представительной политики стала определяющим политическим трендом первых месяцев новой власти, наверняка она продолжится и втором полугодии 2010-го.
В Украине не просто сформировался новый политический режим – де-факто президентский, по сути, произошло восстановление централизованной феодальной структуры. На ее вершине – Президент, который встал над политическим процессом, доминируя над прочими игроками. Все остальные – явные и косвенные, нынешние и потенциальные вассалы Президента-сюзерена, либо те, кто сопротивляется его власти и установлению нового политического режима.
Фото: Макс Левин
Соответственно, и анализ политического процесса придется теперь вести в трех измерениях: в пространстве административно-феодальной политики; в пространстве публичной и представительной политики, субъектами которой являются партии и избирательные блоки, депутатские фракции в парламенте и местных советах, СМИ, институты гражданского общества; пограничные территории двух пространств, которые сейчас являются зонами главных политических конфликтов в различных сферах общественной жизни.
Повестка дня и игроки
Кто и во что будет играть во второй половине 2010 года?
Кто будет определять направленность и особенности политического процесса в Украине во втором полугодии 2010 года? Кого можно считать значимым политическим игроком?
В своих аналитических оценках Институт Горшенина исходит из того, что значимым политическим игроком может выступать только та сила, которая ставит свои собственные цели, имеет ресурсы (административный, медийный, финансовый, электоральный, технологический, личностный, внешний) для их реализации, влияет на общенациональную политическую ситуацию и, в конечном итоге, стремится к изменению конфигурации власти.
Исходя из этой посылки, мы обнаруживаем, что число значимых игроков по сравнению с предыдущим политическим периодом существенно сократилось. Более того, оно будет сокращаться и далее.
Главным игроком, имеющим полный набор ресурсов, определяющим направленность политического процесса и повестку дня на второе полугодие 2010 года, является Президент Виктор Янукович. Все остальные включены в игру, заданную главой государства. При этом половина игроков, участвующих в процессе, играют на стороне Президента, попутно выясняя отношения между собой (группа Левочкина, группа Ахметова–Колесникова, Владимир Литвин, Сергей Тигипко). В новой административно-феодальной системе отношений они исполняют роли вассалов Президента. Они в первую очередь выполняют установки, заданные главой государства, а уж потом реализуют свои частные цели.
Фото: Макс Левин
Против Президента играет только оппозиция, в которой лишь Юлия Тимошенко обладает относительно полным набором ресурсов. Но если президентский набор ресурсов крепнет день ото дня, то ресурсный запас Юлии Владимировны такими же темпами уменьшается.
Глава государства стремится продолжить и завершить построение здания новой политической системы, максимально расширить границы административно-феодального материка, попутно укрепляя, строя и перестраивая ряды своих вассалов. Именно этим целям отвечает повестка дня, задаваемая Виктором Януковичем:
– местные выборы;
– возможная отмена конституционной реформы 2004 года;
– новый формат внешней политики
– экономические и судебная реформы.
В политической атмосфере все сильнее ощущаются флюиды конституционной реформы. Вопрос только в том, когда и как она может быть осуществлена. Вполне логично ожидать от Президента и его окружения действий, направленных на юридическое оформление фактически построенного президентского режима и его политическое подкрепление на местном уровне.
В наиболее драматичном положении находится Юлия Тимошенко. Еще вчера она была одним из главных претендентов на пост главы государства, остановившись в шаге от заветной цели, а сегодня она впервые за пять лет скатилась на третью позицию в президентском рейтинге. Юлия Тимошенко заинтересована в том, чтобы кардинально сломать игру Виктора Януковича, но сделать это собственными силами, навязать свою повестку дня она сейчас не в состоянии. Остается одно – бороться за статус главной альтернативы Януковичу и ожидать бури, некоего экономического или политического катаклизма, который поднимет волну общественного недовольства и накроет враждебный ей административно-феодальный материк.
Фото: Макс Левин
Что же остальные? Кто-то стремительно теряет (либо уже потерял) свой статус и не сегодня-завтра может вообще оказаться вне игры. Коммунисты и национал-демократы еще остаются на идеологической карте, но уже почти исключены из большой игры и скорее озабочены своим выживанием (кто во власти, кто в оппозиции). Свою маленькую игру при ограниченном наборе ресурсов пытаются вести Яценюк и Тягнибок, игроки-вассалы Виктора Януковича – группа Левочкина–Фирташа, Ахметова–Колесникова, Клюева, Тигипко, Литвина. Но и они не столько ведут самостоятельную игру, сколько участвуют в заданных форматах. Как это ни парадоксально, в роли пассивных игроков оказались и представители большого бизнеса, не задействованные в противоборствующих лагерях (группа «Приват» и Виктор Пинчук).
Цели, стратегии, альянсы и конфликты
Стратегии – способ достижения игроками поставленных целей посредством управления имеющимися ресурсами. Наиболее широкий их спектр, конечно же, у Президента.
Главная – обеспечить воспроизводство собственной власти. Проще говоря: второй срок. Для этого необходимо:
– законодательно закрепить фактически произошедшее усиление полномочий главы государства (как вариант – посредством референдума);
– утвердиться в статусе третейского судьи, в первую очередь – внутри собственной команды. Внимательно следить за тем, чтобы внутривидовая борьба не привела к исчезновению вида.
Фото: Макс Левин
Также в ближайшие полгода для него важны:
– личная респектабельность – сохранять в глазах страны, остального мира реноме легитимного главы государства, пользующегося поддержкой своих сограждан;
– ослабление Тимошенко.
Для реализации этого следует:
а) использовать имеющиеся у него административные рычаги для наращивания электорального потенциала. Их применение позволит:
– получить лояльное большинство в советах всех уровней по результатам октябрьской избирательной кампании. Что, в свою очередь, не просто засвидетельствует поддержку на местах программы «Украина для людей», но даст ему шанс попытаться стать-таки Президентом всей страны;
– подготовиться к возможным досрочным парламентским выборам весной 2011 года.
Для усиления административных рычагов Януковичу не нужно предпринимать ничего особенного: почуяв «сильную руку», чиновничья вертикаль сама – без дополнительных понуждений – выстраивается под Президента. Это называется самонаведением административного ресурса. К настоящему моменту – после назначения губернаторов, силовиков, переформатирования большинства в ключевых облсоветах – процесс практически завершен.
Тестом качества самонаведения станут результаты местных выборов. Результаты, которые дадут повод для кадровых рокировок, кроме того – для выводов относительно эффективности кадровой политики Януковича.
Также тест предстоит пройти Партии регионов.
В ПР сейчас происходит сращивание партийного ресурса с административным. Процесс – вполне логичный для партии власти, как только она становится таковой. Поначалу это создает иллюзию укрепления политсилы. Но на самом деле разрушает ее изнутри.
Медленно, но верно из полноценной партии ПР превращается в объединение граждан, не имеющее ни первичных, ни вторичных признаков политической силы. Востребованное исключительно во время избирательных кампаний. Опыт «Единой России», функционирующей в межвыборный период хотя бы как орудие пропаганды, в ПР внимательно изучают, но применять пока не решаются.
б) совершенствовать образ жесткого, но мудрого правителя во внешнеполитической плоскости.
Янукович не хочет быть президентом-беспредельщиком. Превратить страну в комфортный для себя «режимный объект», но стать персоной нон грата в Европе и США ему не интересно. Янукович, все-таки, не Лукашенко. Соответственно, его выбор – усиление собственной власти, но формально законными методами. Более того – прогрессивными. А именно – реформами, прежде всего теми, которые позволят ему продвинуться на пути к президентской республике.
Европа ратует за искоренение коррупции в украинском правосудии? Пожалуйста! Получите судебную реформу. Рейдерам действительно теперь придется несладко, а всех взяточников уволит ВСЮ. Неужели Венецианская комиссия и Совет Европы, все пожелания которых учтены в законопроекте, станут вникать в то, что де-юре независимый орган ВСЮ де-факто подконтролен Президенту?
Европа возмущена отменой местных выборов? Мы их проведем! Причем – в срок, предусмотренный Конституцией. И даже оптимизируем профильное законодательство. Так, что большинство во всех местных советах окажется, в итоге, ориентированным на Президента.
Тактика беспроигрышная. Для любителей формализма – европейцев и американцев – простая и понятная.
Янукович, равно как и большинство украинцев, находится под властью стереотипа: западному миру нужен демократичный украинский Президент. На самом деле западному миру нужен сильный и прогнозируемый украинский Президент. С которым можно говорить и договариваться, а не выслушивать монологи про Голодомор. Европа жила и живет двойными стандартами: во имя великих целей континентального масштаба вполне можно закрыть глаза на мелкие неурядицы внутри страны, списав их на «внутриполитические вопросы». Тем более что Старому свету, охваченному кризисом, Украина сейчас не слишком интересна. И когда Виктор Федорович это окончательно осознает – тогда-то тут, в Украине, начнется настоящий «праздник демократии».
Фото: EPA/UPG
В России, кстати, к нашему гаранту те же требования. В обмен РФ предлагает ему статус младшего партнера. Не вассала, а именно партнера. Вассал всегда может взбунтоваться. Доказано Лукашенко. Партнер, имеющий в совместных проектах собственную выгоду, – нет. Более того, вассал всегда тайно ненавидит сильнейшего. Младший партнер – благодарен за то, что его пустили в долю, общаются с ним как с равным.
России усиление Януковича в Украине – вплоть до формирования президентско-парламентской республики, выгодно. Президент – субъект, с ним всегда можно иметь дело, с парламентом – нет, парламент – величина абстрактная.
Почему это приемлемо для Януковича? Во власти – как руководитель, высший чиновник, он сформировался на посту губернатора. Сегодня страной управляет так же, как большим регионом. Известно: губернатор, как бы силен ни был, всегда оглядывается на центр, столицу. Это – ментальная установка, и ее не искоренить.
в) совершенствовать образ жесткого, но мудрого правителя во внутриполитической плоскости.
Реформы – то, что можно предъявить избирателям. Создание законодательных механизмов для наведения порядка – тоже.
Так, Янукович не говорит, что завтра референдумом отменит конституционные правки 2004 года. Он делает все, чтобы подобная возможность у него появилась. И чтобы все об этом знали.
А легализовать расширение своих полномочий можно и другими способами. Принятием нового Основного Закона, к примеру.
Важный вопрос – позиционирование Виктора Федоровича в конфликтах своих вассалов. В конфликтах, возникающих уже сегодня и в дальнейшем неизбежных. Ответить на этот вопрос несложно. Достаточно вспомнить поведение Виктора Федоровича в условиях борьбы за власть в Крымской, Харьковской, Черкасской, Киевской парторганизациях ПР. От прямого участия в разборках соратников он самоустранялся, но всегда «держал руку на пульсе».
И если при Кучме и Ельцине конфликт по «Запорожстали» решался бы на даче Леонида Даниловича либо Бориса Николаевича, то при Януковиче он решается в Лондонском суде.
Виктор Федорович, как было сказано, арбитр. Он не должен напрямую заступаться за бизнес-интересы олигархов, приведших его к власти. Глядя на Ахметова, это стоило бы усвоить Фирташу, интересы которого пострадают в случае экспансии россиян на отечественный химпром (которую нетрудно спрогнозировать после скупки ими металлургии).
Всем остальным стоит осознать: да, Президент Янукович будет способствовать активизации приватизационных процессов в стране, но только тех, которые укрепят его позиции. То есть позволят, наполнив государственный бюджет и, не исключено (как часто случалось при Тимошенко), партийный, выполнить предвыборные обещания.
г) нивелировать «фактор Тимошенко».
Говорим: «Тимошенко», подразумеваем – всей нелояльной оппозиции. Девальвировать акции оппонентов поможет:
– «зачистка» (официально – перерегистрация) Минюстом всех политических партий страны. После этого «на плаву» останутся только «правильные» политсилы;
– правки закона о местных выборах, запрещающие участие в гонке кандидатов-самовыдвиженцев и блоков;
– усложнение – по факту судебной реформы – процедуры обжалования результатов волеизъявления в суде.
Фото: Макс Левин
В сумме с административными рычагами, которые не ПР и не лично Янукович (!), а вся вертикаль власти задействует на октябрьских выборах, это «умножит на ноль» не только Тимошенко, но и Литвина, остатки национал-демократов и т.д.
Но самое главное «тайное оружие» Януковича против Тимошенко – давать ей возможность высказаться. Да-да – именно высказаться. Юлия Владимировна сама главный враг своему рейтингу. Времени после избирательной кампании прошло достаточно, «пластинку» она до сих пор не сменила. Это вызывает не желание проголосовать за нее, а скорее отторжение и категорическое неприятие.
Имей она мужество «сменить рамку», сказала бы: «Вся власть советам! Граждане, единственный способ противостоять этой бандитской власти, – представительство в советах всех уровней, боритесь за мандаты. Получите мандаты – объединимся с вами непосредственно в советах». Но Тимошенко говорит: боритесь за меня, баллотируйтесь в местные советы под эгидой БЮТ.
На это-то и рассчитывают авторы этой простой, но гениальной идеи.
Основная миссия группы Левочкина и лично главы АП – способствовать развитию «культа личности» Януковича. Лозунгом всех, кто хочет жить пять лет сыто и счастливо, должна стать заповедь Святого Августина: «Славь Господа и делай что хочешь», перефразированная на современный манер: «Славь Януковича и делай, что хочешь».
Составляющая этой миссии – укреплять общее убеждение в том, что абсолютно все решения Янукович принимает сам. Вторая – негласная – часть данного убеждения такова: ближе всех к Януковичу находится Левочкин, и если до Виктора Федоровича необходимо донести какую-либо информацию, обращаться нужно к Сергею Владимировичу.
Фото: Макс Левин
Это упростит группе:
– «приватизацию» «доступа к телу» Президента;
– монополизацию влияния на кадровую политику;
– возвращение «на трубу» (активно участвовать в транзите; добиться возобновления работы на азиатских рынках; компенсировать потери, понесенные при Тимошенко; участвовать в приватизации облэнерго и облгазов);
– попытки получить госпреференции для бизнеса.
Главный инструментарий – аппаратная работа, в которой с Левочкиным из игроков может сравниться только Литвин. Каждого нового главу президентской канцелярии, приходившего на Банковую после Медведчука, непременно сравнивали с Виктором Владимировичем. Сравнивая – подозревали в стремлении стать похожим на «князя тьмы и темников».
У Сергея Левочкина такого стремления нет. Он, в отличие от Медведчука, личных политических амбиций не имел и не имеет. Тематические слухи – о намерении делать «сольную» политическую карьеру – распространяются его окружением не без его, скорее всего, ведома. Не исключено, что для понижения котировки политических акций Тигипко. Притом, что отношения двух Сергеев – самые что ни есть замечательные, теплые и дружеские.
Фото: Макс Левин
В отличие от Медведчука, у Левочкина нет и собственной партии, представителей которой он встраивает во власть. Его бизнес – паркетный, на Банковой принцип «единого окна» работает безотказно.
В АП Кучмы у Левочкина была репутация едва ли не единственного вменяемого человека, через которого к Леониду Даниловичу заходили все те, кого сживали со свету эсдеки, не давая возможности жить и работать.
В ближайшее время Сергей Владимирович сыграет серьезную роль в формировании (с подачи губернаторов) и утверждении списков кандидатов в депутаты на местах.
Его группа сегодня практически полностью контролирует руководство Киевской области, имеет неплохие позиции в Черновицкой. Однако говорить о намерении расширить сферы регионального влияния путем поддержки в октябре нужных людей не приходится. Им это попросту не надо.
Позиция группы Левочкина – конфликтогенна. Главный внутренний оппонент – группа Ахметова. Предмет конфликта – борьба за влияние на Президента, экономические споры. Впрочем, признаков глобального противостояния нет. И быть не может – у них ведь такой третейский судья! Значит, потенциальных союзов группы с носителями рейтинга – Тигипко и Яценюком – тоже не случится.
Парадокс, но при «оранжевом» Президенте Ющенко Ринат Ахметов умножил свое личное состояние вдвое. При «бело-голубом» Президенте Януковиче перед Ринатом Леонидовичем стоит иная задача – не обеднеть.
Для этого его группе необходимо выработать собственную политическую стратегию. Экономическая у нее есть, даже имиджевая есть (должная подготовка к Евро 2012), политической – нет. Что вполне проявилось при комплектации Кабмина и центральных органов власти. И что представляет группе Ахметова серьезную угрозу. В первую очередь, угрозу существования группы как отдельного субъекта.
Фото: Макс Левин
Чтобы ее нивелировать, на первоначальном этапе следует:
– публично (!) лоббировать проведение социальных и экономических реформ, авторами большинства которых являются структуры Ахметова. Сам Ринат Леонидович, как он неоднократно признавался СМИ, хочет жить в демократическом, цивилизованном государстве. Это – лучшая гарантия сохранности его и его средств;
– сформировать большинство (по результатам октябрьской кампании) в местных советах тех областей, где бизнес группы Ахметова наиболее развит. Ожидать экспансии на сопредельные территории от группы не стоит. Равно как возврата к старой идее «раскрутки партии Богатыревой» под парламентские выборы. Либо – помощи Тигипко или Тимошенко. Пока, по крайней мере. Вопреки расхожим суждениям о возможности собственного политического проекта Рината Леонидовича, мы считаем эту вероятность небольшой. Поскольку Ахметов никогда не выйдет за рамки «региональной» корпоративной этики. Если такое чудо когда-либо произойдет, то фронтменом такого проекта мог бы стать харизматичный Борис Колесников – наиболее близкий Ахметову человек.
Что может побудить к более активным действиям? Исключительно экономические неурядицы. Лишение господдержки и дотаций, которыми власть прежде баловала предприятия Ахметова и Новинского; противление усилению ДЕТЭк в энергетической сфере; оттеснение от приватизации «Укртелекома». Словом, если поставят в хвост очереди олигархов, о которой говорил Янукович.
Сергей Тигипко – еще один игрок, обладающий полным комплектом ресурсов. Правда, срок обладания ими пропорционален сроку его пребывания в должности. Уволившись, он лишится львиной доли имеющихся возможностей. Пока – капитализирует свои политические акции за время пребывания во власти.
Сегодня он с энтузиазмом готовится к местным выборам. Стараясь особо этого не афишировать. Действительно ли он примет в них участие, напрямую зависит от того, получит ли соответствующее «добро» от сюзерена. Будучи человеком неконфликтным, Сергей Леонидович иначе поступить не может.
Перед президентскими выборами «добро» на выдвижение он якобы получал в Москве – у Путина. «Добро» на собственный политический проект он намерен получить у Януковича. Вероятнее всего – посредством попытки повлиять на Виктора Федоровича из ближнего и дальнего зарубежья.
Фото: Макс Левин
Предугадать реакцию Президента трудно. С одной стороны, ему, как говорят, выгодно иметь под боком прообраз «Справедливой России» – лояльно-конструктивную оппозицию из тех, кто оказался в хвосте хвоста пресловутой очереди. С другой, зачем ему в местных советах головная боль в виде непредсказуемых фракций Тигипко?
Ситуативный альянс группы «Приват» с Тигипко вполне вероятен. Именно в такой последовательности. Поскольку новая власть своими руками уже подтолкнула Коломойского к идее стать первым инвестором новой оппозиции, Игорь Валериевич сейчас ищет точку приложения усилий. И Тигипко, к политическим притязаниям которого он ранее, до участия того в президентской гонке, относился более чем скептически и никогда их не финансировал, ему в данном контексте понятен более остальных.
Вот только сам Тигипко еще не вышел на тропу войны и в инвесторах пока не нуждается. Начнет нуждаться – примет помощь ото всех понемногу, не позволяя кому-либо получить эксклюзивные права на свою «торговую марку».
Основные его соперники на электоральном поле – Яценюк и Тимошенко. С первым гарантировано противостояние на уровне команд. Вторая станет уничтожать Тигипко сама, делая из него украинского Чубайса. Вот-де кто виноват в провальных реформах, от которых страдает народ, а выигрывают – олигархи, чьим ставленником является Сергей Леонидович.
Если когда-то Юлию Тимошенко называли «газовой принцессой», вскоре, не ровен час, станут называть «принцессой маргиналов». Причем в эту нишу она загоняет себя сама – отказываясь признавать собственное поражение и победу Януковича не досадной случайностью, а свершившимся, причем – вполне легитимным фактом. И тем самым она оттягивает момент появления в стране действительно конструктивной цивилизованной оппозиции. Не просто критикующей власть, но предлагающей альтернативный путь развития. Также – инструменты и кадры для воплощения предлагаемого.
Фото: Макс Левин
Юлия Владимировна ничего такого не предлагает. По стилистике публичной риторики она все больше напоминает Богословскую, по содержательности – Тягнибока.
Хуже того – она утратила инструментарий влияния на действия власти. И даже – на стимулирование внутренних конфликтов между центрами влияния во власти. Конфликтов, столь необходимых ей для умножения критической массы протестных настроений общества. «Маленькая победоносная война» очень нужна Юлии Владимировне. Проблема в том, что сама организовать ее она не может – вынуждена сидеть на берегу реки и ждать. Либо – конституционного референдума, либо – местных выборов. Главная ставка в которых будет сделана, понятно, на Запад страны, где у ЮВТ есть еще не только сторонники, но и остатки со времен премьерства подобия административного ресурса.
В случае если результат осенней кампании окажется недостаточно благоприятным, Тимошенко прекратит свое существование в качестве субъекта украинской политики.
Этот неутешительный прогноз актуален и для Владимира Литвина. Для него местные выборы – шанс продемонстрировать Партии регионов, что он все еще игрок. Продемонстрировать получится лишь в том случае, если Владимир Михайлович к тому моменту останется в должности. Тут он похож на Тигипко: многие свои ресурсы – административный, технологический, медийный – он автоматически теряет после отставки. Отставить его просто – дважды собрать по 226 «за». Первый – за изменение регламентной нормы об увольнении спикера конституционным большинством. Второй – за само, собственно, увольнение. С имиджевой точки зрения, «регионам» это не очень выгодно – зарекомендуют себя неблагодарными партнерами. На репутационный урон они решатся, только если Владимир Михайлович будет слишком уж злоупотреблять аппаратными интригами.
Фото: Андрей Скакодуб
Конкурентов на электоральном поле у Владимира Михайловича предостаточно – Яценюк, Тигипко, все игроки национал-демократического спектра.
Если октябрь оттеснит партию Литвина на маргинес, он сам попытается – с прицелом на парламентские – «встроиться» в ПР (даже в одиночку, без однопартийцев). Либо – объединить усилия с Тимошенко, чтобы сыграть до конца каденции хотя бы еще одну партию. В качестве последнего варианта защиты он может использовать традиционные варианты. Первый – противопоставить ресурс спикерского кресла и навыки управления регламентом активностям своих «союзников по коалиции». Второй – в своей традиционной манере апеллировать к политикам из ближнего и дальнего зарубежья в ходе визитов главы парламента.
На грани выживания балансируют и национал-демократы. Главная угроза – не провал на местных выборах (ожидать которого на западе страны не приходится), а «размывание» сил из-за дробления. Задача – выжить, не уступив при этом ниши более радикальному Тягнибоку.
Амплуа Арсения Яценюка – вечный претендент на власть (на любую должность). Сегодня интегрироваться во власть он пытается со стороны оппозиции. Хороший результат на местных выборах возможен в том случае, если его участию в них не станут активно мешать. Он повысит его шансы получить пост. Мешать не станут, если Яценюк согласится сыграть роль (не без приятности для себя) «электорального убийцы» Тимошенко. Пятипроцентный рейтинг, носителем которого он сейчас является, – хороший товар.
Фото: Макс Левин
Помимо политических лидеров игроками остаются представители крупного бизнеса, которых принято называть олигархами. В их стане много потерь, среди оставшихся – Виктор Пинчук и, пожалуй, группа «Приват».
Статус игрока Виктор Пинчук сохраняет во многом благодаря, наличию у себя мощного медиахолдинга. Площадки там он готов предоставлять всем и всегда, но – на бизнес-условиях, вовсе не из идеологических соображений. Его щит – авторитет в кругах мировой элиты, впервые примененный для защиты еще в 2005-м. В 2010-м его стратегия – быть неопасным для «донецких» и полезным для Президента. О расширении границ бизнес-империи речь не идет. О поддержке проектов Тимошенко или Яценюка – тоже.
Фото: Макс Левин
Расширяться всегда хочет, но сейчас не готова группа «Приват». Это единственная из всех бизнес-групп, значительная часть активов которой находится в совместном управлении с государством. В прежние времена «приватовцы» удерживали их под контролем, прибегая к различным рейдерским схемам. Применение которых ввиду принятия судебной реформы значительно затруднилось. Если не сказать – стало невозможным. Как следствие, в ближайшие полгода группа «Приват» будет озабочена поиском лоббиста своих интересов на Банковой. Не исключено, что им может стать Портнов, структуры которого когда-то давно оказывали группе различные юридические услуги. Параллельно с поисками лоббиста группа будет занята информационными контратаками силами медиахолдинга Коломойского (в основе – «1+1» и УНИАН).
***
В данном анализе содержатся лишь элементы прогнозирования. Оставляем нашим читателям поле для размышления. В следующем номере будет опубликована вторая часть результатов нашего анализа, которая будет касаться позиции и интересов игроков внешних.