ГлавнаяПолитика

Комарницкий: «На уровне Киева еще не вырос политик уровня Черновецкого»

Денис Комарницкий – бессменный сопредседатель фракции Блока Черновецкого в Киевраде уже второй созыв. Именно столько фракция мэра представлена в столичном парламенте. Собственно, после того, как секретарь Киеврады Олесь Довгий начал публично поддерживать Президента и его ставленника в Киеве Александра Попова, Комарницкого и группу, возглавляемых им депутатов, можно назвать последним оплотом Черновецкого в Киевсовете.

Мария Рыдван Мария Рыдван , журналист
Комарницкий: «На уровне Киева еще не вырос политик уровня Черновецкого»
Фото: mail.ru

Денис Сергеевич близок к мэрской семье, хотя родственные связи с Черновецким и отрицает, но от дружбы с зятем мэра Вячеславом Супруненко не открещивается. Правда, утверждает, влияние Супруненко на городскую политику недруги переоценивают. «Его роль – точно такая же, как и других депутатов Киевсовета».

Последний год Комарницкий возглавлял наблюдательный совет холдинговой компании «Киевгорстрой». Соответственно, его взгляд на возврат актива из частных рук в коммунальную собственность существенно отличается от взгляда новой команды КГГА. Так, Комарницкий уверен: вопрос с «Киевгорстроем» еще не закрыт, собственники будут дальше судиться, а когда выиграют – еще и компенсацию из городской казны получат.

В беседе с Lb.ua, депутат часто сравнивал городскую администрацию Попова и Черновецкого. «При Черновецком, мы могли просто за одним столом сесть и согласовать любое действие. А с Поповым обсудить можем, но решение принять не можем. Сейчас любое решение должно быть согласовано с Банковой», - замечает.

Последний, правда, его разочаровал. Что Комарницкий не особо скрывает: «Мы рассчитывали, что если председателем КГГА будет чиновник, поставленный Администрацией Президента, то город получит дополнительные дивиденды. Как вариант – кредит доверия на самостоятельную работу». На деле же вышло не совсем так и бюджет Киева – 2011 с рекордными изъятиями и субвенциями под конкретные программы – документальное тому подтверждение.

«Те, кто избираются людьми, думают о городе; те, кто назначается сверху, думают о начальстве»

Вы руководите фракцией Блока Черновецкого в Киевсовете уже второй созыв. До недавнего времени ваш лидер Леонид Черновецкий был и главой Киевсовета и главой КГГА. Как изменилась работа мэрии после снятия Черновецкого с должности главы городской администрации и назначением на этот пост Александра Попова? Уж кто-кто, вы можете сравнивать.

С приходом Александра Попова, изменилась система управления городом в целом. До момента разделения в управлении городом сохранялось единоначалие - мэр одновременно руководил Киевсоветом и как глава КГГА. То есть система имела одного избранного киевлянами руководителя, который осуществлял назначения в исполнительном органе самоуправления.

Теперь же, когда есть назначенный «сверху» руководитель КГГА, горадминистрация по отношению к Киевсовету стала тем же, чем Кабмин является для Верховной Рады. Ведь правительство в чем-то подотчетно парламенту, а в чем-то нет. И точно так КГГА сейчас в чем-то подотчетна Киевсовету, а в чем-то нет. Руководители КГГА просто назначены - отчитываются не перед Киевсоветом и горожанами, перед тем, кто их назначил. Это, по сути, эксперимент, и чем он закончился еще непонятно.

А как на счет эффективности? В команде Попова – опытные чиновники, заместители министра ЖКХ, бывшие мэры, успешные юристы. Они работают лучше, чем старая команда?

Мы пока только ждем конкретных действий и результатов от городской администрации. Конечно, определенная работа ведется. Но конкретных результатов деятельности именно этой команды пока не видно.

Возьмем, к примеру, проект бюджета, который приняли на последнем заседании Киевсовета - это первый документ такого уровня, который подготовили в новой администрации. Там было очень много проблемных моментов, ошибок.

Так, не были предусмотрены надбавки и субсидии для социально уязвимых слоев населения, которые наша команда ввела сразу после победы на первых выборах и сохранение которых - наша принципиальная позиция. Конечно, есть объективные сложности с бюджетом, но это не означает, что можно опустить руки.

Надо работать в этом направлении. Сейчас задекларировано намерение формировать столичный бюджет по программно-целевому принципу. Идея хороша, но программ пока никто не видел - в том числе и социальных. А уже середина февраля…

Другая проблема – повышение коммунальных тарифов. Пока не ясно сможет ли КГГА объяснить людям, что это действительно необходимо. А самое главное - предоставить им качественные услуги, чтобы киевляне понимали: платят не зря. Особенно, если учесть, что до последнего времени жилищно-коммунальные услуги в столице были самыми дешевими в Украине.

Как в КГГА намерены решать данные вопросы, нам, депутатам, неизвестно. Было бы правильно, если б новая команда представила Киевсовету программу своих действий на утверждение. С подробным описанием проблем, способов их преодоления и сроков.

Фото: obozrevatel.com

Депутаты Киевсовета могут повлиять на работу городской администрации?

Совместная работа Киеврады и КГГА до сих пор налаживается. Нельзя сказать, что есть полное взаимопонимание. Сейчас доминирующая роль в системе управления Киевом не у Киевсовета, а у администрации. Те проекты, которые они подают, мы, конечно, корректируем. Но подают-то они... И это странно, ибо КГГА - исполнительный орган Киевсовета, а не наоборот.

Когда Леонид Михайлович возглавлял и Киевсовет и Администрацию, мы могли просто за одним столом сесть и согласовать любое действие.

С Поповым сесть за стол переговоров не получается?

С Александром Павловичем мы тоже все обсуждаем, но когда главой КГГА был Леонид Черновецкий, мы могли сразу и решение принять. А с Поповым обсудить можем, но решение принять не можем. Сейчас все важные решение должны быть согласованы с Банковой. Действующая администрация, безусловно, больше слушает позицию Банковой, чем позицию избранных киевлянами депутатов.. Может, это и не плохо для того, чтобы город развивался, получал финансирование и поддержку. Но опасность системы в том, что для эффективности такой системы управления огромное значение имеет отношение руководства страны к руководителю КГГА. Сейчас все хорошо, но если что-то изменится, то последствия могут быть удручающими. В этом и заключается концептуальная разница между избранными и назначенными руководителями. Те, кто избираются людьми, думают о городе; те, кто назначается сверху, думают о начальстве.

«Существует вероятность перераспределения денег киевлян на другие проблемные регионы»

В чем конкретно проявляется влияние Банковой в городе?

К примеру в том, что действующая администрация, назначенная высшим руководством страны, в первую очередь решает в городе Киеве проблемы государства. Их приоритеты: Евро-2012, госпрограммы. Это хорошо для страны и это хорошо для города.

Но есть определенный перекос: людей не особо интересуют глобальные программы, им нужно, чтоб у них был отремонтирован подъезд, чтоб была детская площадка, чтоб они чувствовали себя комфортно, чтобы пенсионеры получали доплаты к пeнсиям. Решение проблем киевлян – главная и основополагающая функция местного самоуправления. Важно, чтобы городская администрация это понимала, руководствовалась этим принципом на практике.

Нынешняя же администрация зависит не от Киевсовета и киевской громады, а от государства. Евро-2012 это очень важно, но это не значит, что мы не должны следить за тем, чтобы надбавки пенсионерам и бюджетникам выплачивались вовремя и в достойном размере. Это, повторюсь, явный перекос в деятельности команды Попова. В то время, как Киевсовет акцентирует внимание на местных проблемах, горадминистрация занята выстраиванием вертикали власти и реализацией глобальных программ.

Неужели вы думали, что будет иначе?

Мы рассчитывали, что если председателем КГГА станет чиновник, поставленный Администрацией Президента, город получит дополнительные дивиденды. Как вариант – кредит доверия на самостоятельную работу. Однако, власть максимально централизуют. Например, в этом году государство изъяло более 8 миллиардов гривен из нашего бюджета (столичный бюджет составляет всего 16 миллиардов – Lb.ua). Запланировано: почти вся эта сумма должна вернуться - через механизм субвенций - на программу Евро-2012. Таким образом, государство будет контролировать почти все расходы города и, посредством бюджета, определять решения городской власти.

Здесь возникают серьезные риски. Во-первых, все хорошо, пока между руководством государства и главой КГГА существует взаимопонимание. Если ситуация меняется - может измениться и ситуация с централизованным финансированием. Во-вторых, для центральной власти объект внимания и управления - вся страна, которая состоит из множества регионов. В том числе и областей со сложной социально-экономической ситуацией. А Киев традиционно является финансовым донором. То есть, в любую минуту существует вероятность перераспределения денег киевлян на другие проблемные регионы.

Фото: oles.com.ua

Так это закручивание гаек или наведение порядка?

Закручивание гаек и наведение порядка - синонимы, это одно и тоже. Порядок должен быть, должна быть четкая система управления. Централизация вертикали власти касается не только Киева. Есть и другие аспекты - думаю, необходимо усилить и правоохранительные органы. Другой вопрос: как эта система управления будет использоваться. Главное чтоб закручивание гаек не переросло в запугивание.

По-вашему, замена избранного мэра назначенным чиновником – демократичная мера?

На должность главы КГГА Попов был назначен Указом Президента - главы государства, которого выбрали люди. Точно так же, я считаю, что Киевом должен управлять мэр, которого выбрали киевляне. Если в Администрации Президента были недовольны Черновецким, возможно стоило назначить перевыборы и предложить кандидатуру Попова на пост мэра Киева. Этого не сделали. В итоге был создан опасный прецедент: теперь не важно, кто выиграл выборы мэра Киева, ведь главу КГГА назначают, а не выбирают. Уверен, ближайшие выборы, а они будут уже скоро - в 2012 году, расставят все точки над «і».

Как вы прогнозируете, Александр Попов станет баллотироваться в мэры в 2012 году?

Если Попов выполнит все задачи, которые перед собой ставит, если поднимет город, доведет до ума все объекты - то он обязан будет баллотироваться. Я думаю, он сам решит, по результатам своей работы.

А Леонид Михайлович? Он сможет вернуться в политику после столь серьезного затишья?

А он никуда из политики и не уходил. Леонид Михайлович - серьезный политик. Я не хочу никого обидеть, но на уровне Киева еще не вырос политик его уровня. И когда в Киеве будут избирать мэра, в бюллетене должны быть кандидаты, за которых люди готовы будут голосовать. А кто это будет? Черновецкий, Кличко,... Больше я никого не вижу. Есть два варианта: либо делегировать кого-то сюда, либо постараться за полтора года вырастить кого-то в Киеве.

«Может так получиться, что потом все захотят к Черновецкому «примежеваться». …Если хотели отмежеваться, нужно было назначать перевыборы»

У вас Блока Черновецкого самая большая фракция в Киевсовете - 43 депутата. Несколько лет подряд вы были ведущие, теперь – ведомые…

Мы по-прежнему самая большая фракция. И я не считаю, что мы ведомые. У меня есть ощущение, что кардинально изменилась система управления городом. Может, кто-то хотел подвинуть команду, а в результате, возможно, неожиданно для себя и с непредсказуемыми последствиями, изменил всю систему управления. Вполне можно было остановиться, на этапе, когда Александр Попов пришел на место первого зама и были назначены замы «под него». Ведь необязательно было менять всю систему. Если не устраивала работа конкретного зама по конкретному вопросу, можно было б его уволить…

Вы не думаете, что это - попытка продемонстрировать избирателям: новая команда очистила мэрию от Черновецкого и его людей? Хотели отмежеваться от скандального образа.

Может так получиться, что потом все захотят к Черновецкому «примежеваться». Посмотрите, так и произойдет. И еще раз повторю: если хотели отмежеваться, нужно было назначать перевыборы.

Вот Юлии Тимошенко тоже когда-то показалось, что у Черновецкого очень плохой имидж, очень плохой рейтинг, и она назначила перевыборы, предложила кандидатуру вице-премьера Александра Турчинова. Идеальную, на ее взгляд, кандидатуру. А он проиграл. Оказывается, у Черновецкого был не такой уж скромный рейтинг. Возможно, мы шикарно проведем Евро-2012, сделаем стадион, а люди не оценят Попова, и проголосуют за мэра, который будет чинить подъезды и заботиться о пенсионерах.

Кстати, а какой сейчас рейтинг у Блока Черновецкого?

Если честно, я не знаю. Я не очень доверяю социологии, так как часто результаты исследований не подтверждаются результатами выборов.

Блок Черновецкого – политсила местного масштаба. Имеет ли она общенациональную перспективу, ведь «партийный» базис в блоке наличествует.

На сегодняшний день, Киев не представлен в Верховной Раде. А Блок Черновецкого давно работает по мажоритарному принципу: город разделен между депутатами на округа - я, например, отвечаю за Деснянский район. Поэтому, если выборы будут проводить по мажоритарной системе, то мы будем баллотироваться и будем избраны. За себя могу сказать точно - баллотироваться буду. Я родился и вырос в Киеве - здесь живут мои родители, мои дети. Я глубоко убежден: прежде всего, те люди, которые всю жизнь живут здесь и понимают, чем «дышит» столица, должны заниматься проблемами города. А не ждать, что кто-то придет и за них что-то сделает.

Известный факт – представители вашей политсилы руководили штабами Виктора Януковича на минувших президентских. В частности, Алла Шлапак. И до выборов Янукович Черновецкого не критиковал. После – сразу вызвал на ковер. Значит, вы не справились с задачей?

Нет, это никак не связано. Мы действительно помогали Партии регионов организационными ресурсами. Но вопрос усиления КГГА, в любом случае, стоял на повестке дня.

Фото: oles.com.ua

«Усиление» и «разгон» - не одно и тоже.

Это игра слов. Но, в то же время, я действительно не рассчитывал, что будет назначен новый глава КГГА.

И этот новый глава был назначен без каких-либо возмущений со стороны предшественника. Скажите честно, почему вы не сопротивлялись? Были договоренности с Банковой о «полюбовном разводе», да?

Все были согласны с тем, что администрацию нужно усилить. Другое дело, что произошло это усиление в непонятной для меня форме. Повторяю: городом, на мой взгляд, должен руководить избранный киевлянами человек.

Но политическая договоренность же есть?

Да, политическая договоренность есть, мы договорились поддерживать любые инициативы, которые касаются развития города.

Я о других договоренностях.

Нельзя какие-то эмоции ставить выше интересов Киева. Мы же не блокируем трибуну, не устраиваем истерики.

Может, вы молчите потому, что Черновецкий сейчас на крючке? Вот и глава ГлавКРУ Петр Андреев недавно заявил, что Леонид Михайлович, используя хитрую схему, ушел от налогообложения – при продаже «Правэкса» - на несколько сот миллионов долларов.

Это все информационный фон, мелкие провокации. Такая информация периодически вбрасывается в СМИ для того, чтобы попытаться вывести Черновецкого из равновесия.

Нет никаких уголовных дел ни на Леонида Михайловича, ни на членов его семьи. Как вы думаете, если бы была возможность, то неужели ею не воспользовалась бы Юлия Тимошенко, во время своего премьерства? У нас как раз был с ней конфликт. Или Луценко? Он, между прочим, тогда был министром МВД.

«Вопрос с «Киевгорстроем» не закрыт»

Летом СМИ писали: за «мирный развод» Банковая посулила Черновецкому «Киевгорстрой». Однако, «поповцы» вернули компанию – в которой вы, кстати, были главой набсовета – в собственность города. Получается, договоренность не выполнена?

Вопрос с «Киевгорстроем» не закрыт. Иностранные инвесторы пробуют отсудить акции: будут еще суды, в том числе, европейские. Неудивительно: инвесторы купили на аукционе акции, заплатили деньги, естественно эти западные компании готовы защищать свои права. Если нужно потребуется – станут судиться и год и два.

Если город хотел вернуть «Киевгорстрой», нужно было просто спокойно обратиться в суд. А вместо этого объект возвращали с применением админресурса. Не удивительно, что иностранные СМИ назвали это политическим рейдерством. И еще важно понимать: реприватизацией занимается не Попов, это другие деятели, которые под лозунгами политической целесообразности попытались забрать имущество иностранных компаний.

Вы Александра Пузанова имеете ввиду?

Дело не в персоналиях, а в неправильном подходе. Я считаю, толку от затеи с реприватизацией не будет. Этот вопрос не важен для города и пользы киевлянам не принесет. Потому что в результате все равно ничего не выйдет - «на выходе» получатся только штрафные санкции из городского бюджета.

В интервью Lb.ua, г-н. Пузанов говорил: владельцы «Киевгорстроя» смогут еще получить – за все свои мытарства – бюджетную компенсацию. Если разрешит суд и проголосуют депутаты Киевсовета. Вот, вы, как депутат, данную инициативу поддержите?

Киевсовету придется выплатить компенсацию собственникам из городской казны в любом случае. Дело в том, что город продал «Киевгорстрой» на аукционе, деньги уже потратили. Сейчас, из-за этих судов, город лишил покупателя возможности пользоваться своим имуществом. Если инвесторы выиграют суд через год, то городу придется заплатить штраф за то, что собственники год не могли пользоваться своим имуществом.

Фото: oles.com.ua

Пузанов говорил, следующие на очереди - «Киевгаз», «Киевводоканал», «Киевэнергохолдинг».

Не стоило затевать реприватизацию: сейчас кризис, нет инвесторов, а отпугивать тех, кто есть – тем более не правильно. Наоборот, следует максимально снижать давление на бизнес, дабы инвесторы начали покупать, арендовать, развивать экономику города. Однако, в этот момент новая власть еще и затевает исключение из «Программы приватизации» многих пунктов. Но ведь по этим «пунктам» уже произведены продажи, получены деньги!

Что будет с имуществом, которое уже успели перепродать?

Дело в том, что исключение объектов из «Программы приватизации» не влечет юридических последствий. Это - просто декларации. Если новая команда действительно хочет что-то вернуть, нужно было обращаться в суд, а не делать громкие заявления с трибуны Киеврады. Зачем же на сессии принимать решения, которые ни политических, ни юридических последствий никаких не имеют и только пугают бизнес?

«Касательно города, Супруненко не принимает никаких решений»

Вы во многом связаны с семьей Черновецкого. Сейчас, когда в КГГА никого из его команды не осталось, чувствуете ли поддержку со стороны того же Вячеслава Супруненко?

С Леонидом Михайловичем я начал работать в 2005 году. А с Вячеславом Супруненко общаюсь как со своим другом.

Только как с другом? Он принимает какое-то участие в управлении городом?

Касательно города, он не принимает никаких решений.

Но он же депутат Киеврады.

Да, он работает как депутат Киевского городского совета.

Ваши коллеги по фракции говорили, что именно Супруненко формировал списки на выборах.

Ну, это глупости, это не так. Определяющая роль в Блоке - у Леонида Черновецкого,.. И у совета Блока, утверждающего подобные решения.

А какова его роль?

Такая же, как и у любого депутата Киевсовета.

Давно ли вы видели самого Леонида Михайловича?

Недавно он поздравлял меня с Днем рождения. А пару дней тому мы обсуждали рабочие вопросы по телефону. Леонид Михайлович, как лидер Блока, принимает активное участие в работе фракции, отдает распоряжения, участвует в выработке новых социальных инициатив.

Мария Рыдван Мария Рыдван , журналист