Телефон: +38 (044) 465-00-00
Официальный сайт "Укрзалізниці"
Является практически полным монополистом в сфере железнодорожных перевозок на Украине.
Имущественный комплекс сформирован на наследии СССР оказавшемся на территории Украины в момент распада страны. 24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт о Независимости Украины, согласно которому все имущество, находившееся в пределах границ бывшей УССР, включая и железные дороги, становилось собственностью вновь образованного государства Украина. На переходный период управление железными дорогами было передано администрации Юго-Западной дороги. 14 декабря 1991 г. кабинет министров Украины выпустил постановление № 356, согласно которому создавалась государственная администрация железнодорожного транспорта Украины, получившая в подчинение 6 государственных железных дорог.
Вспомогательные предприятия. Заводы:
- Дарницкий вагоноремонтный завод;
- Гниванский завод спецжелезобетона;
- Коростеньский завод железобетонных шпал;
- Кременчугский завод железобетонных шпал;
- Попаснянский вагоноремонтный завод;
- Стрыйский государственный вагоноремонтный завод;
- Староконстантиновский завод железобетонных шпал.
Производственные объединения:
- Украинский государственный центр железнодорожных рефрижераторных перевозок;
- Украинский государственный центр по эксплуатации специализированного подвижного состава "Укрспецвагон";
- ГП "Укрзалізничпостач";
- ГП "Вінницятрансприлад".
Кроме того, в составе ""Укрзалізниці" работают Центральная станция связи, предприятия "Донбасшляхпостач" и "Укртрансфармация", Главный информационно-вычислительный центр, Украинский государственный расчетный центр международных перевозок, ГП "Украинский центр механизации путевых работ", Украинский центр по обслуживанию пассажиров.
Один из путей решения проблемы, принятый правительством Украины, — электрификация железных дорог. Однако особенностью сети железных дорог Украины является то, что исторически в стране сложилось, что ещё во времена СССР отдельные участки пути были электрифицированы по разному.
В начале электрификации её вели на постоянном токе напряжением 3 кВ. Это были основные загруженные пути в районах Донбасса, Криворожья, от Львова через Карпатские перевалы в Закарпатье, от Харькова через Приднепровье в Крым.
В последующем другая часть железнодорожных путей Украины электрифицировалась на переменном токе напряжением 25 кВ (повышенное напряжение даёт экономию на электроматериалах, на резком сокращении затрат на строительство электроподстанций, а также допускает передачу большей электрической мощности на локомотив, то есть позволяет вести более тяжеловесные составы и ускорить движение). Так электрифицировалась центральная Украина (включая Киев и направление на Москву), выходы к портам Одессы, пути Киев — Львов через Коростень, через Бердичев и Тернополь.
При электрификации перспективных участков железнодорожной сети Украины сейчас предпочтение отдают переменному току более высокого напряжения (~25 кВ). Однако если нужно электрифицировать участок пути в окружении сети с постоянным током (=3 кВ), то и на этом участке приходится использовать это пониженное напряжение =3 кВ.
С 1991 года были электрифицированы следующие участки общей длиной более 1700 км[21] (жирным шрифтом выделены основные магистральные направления):
Житомир — Новоград-Волынский (сроки в плане: 2012—2013 годы в 2 этапа) — ~25 кВ;
Ворожба — Сумы — Люботин (2015—2016 годы в 2 этапа) — ~25 кВ;
Долинская — Николаев — Херсон — Вадим — Джанкой (2012—2016 годы в 5 этапов) — ~25 кВ;
Камыш-Заря — Пологи — Запорожье-2 (2015—2016 годы в 2 этапа) — =3 кВ;
Николаев — Колосовка (2016 год) ~25 кВ;
Красноград — Новомосковск (2016 год) — ~25 кВ.
Общая длина электрифицируемых линий составит около 1400 км.
В 2015 году также начал рассматриваться план электрификации напряжением ~25 кВ ещё 2 маршрутов:
Гос. граница с Республикой Беларусь — Овруч — Коростень — Житомир — Бердичев;
Гос. граница с Республикой Беларусь — Горностаевка — Чернигов.
Цель проекта — связать Республику Беларусь с морскими портами одесского региона. Это вызвано тем, что Белорусская железная дорога собирается с 2014 года электрифицировать напряжением ~25 кВ следующие участки своих железных дорог: Жлобин — Гомель (участок Минск — Жлобин электрифицирован в 2013 году); Молодечно — Гудогай — граница с Литвой; Жлобин — Калинковичи — Барбаров (Мозырьский НПЗ). В перспектив рассматриваются планы дальнейшей электрификации для транзита: Калинковичи — граница с Украиной в направлении Овруч-Коростень; Гомель — граница с Украиной в направлении Горностаевка-Чернигов; Жлобин — Могилев — Орша — Витебск (возможно и продолжение на север до границы с Россией — в направлении на Санкт-Петербург).
Программа внедрения скоростного движения поездов
При СССР и в первые годы независимости основные дальние железнодорожные перевозки осуществлялись ночными поездами. Объёмы пассажирских перевозок в 1990-е годы существенно падали.
Внедрение скоростных и ускоренных поездов тесно связано с именем Георгия Кирпы. Было показано, что один вагон дневного поезда (68 мест) на большинстве направлений может перевезти в 2,5 раза больше пассажиров, чем плацкартный (54 места) за счет полного оборота за сутки. Это существенно улучшало экономику перевозок.
Программа запуска скоростного движения началась в августе 2002 с запуском скоростного поезда Киев — Харьков. Собственно скоростными поездами (максимальная скорость до 140 км/ч) до мая 2012 года являлись поезда на двух направлениях:
Киев — Харьков (2002)
Киев — Днепропетровск (2003)
Для их запуска была проведена существенная реконструкция инфраструктуры, в том числе электрификация, увеличение радиуса кривых, перекладка пути, внедрение стрелок с непрерывной поверхностью качения. В поездах используются новые вагоны Крюковского вагоностроительного завода и электровозы ЧС7, ЧС8, ДС3.
Кроме перечисленных поездов, существуют ускоренные (максимальная скорость до 120 км/ч):
На 2010 год программа находится в стадии разделения пассажирского и грузового движения. В рамках программы было выполнено:
В апреле 2011 года Министерство инфраструктуры Украины огласило планы по созданию скоростного железнодорожного маршрута на направлении Киев-Москва под рабочим названием «Славутич-Сапсан». Через месяц Украинские железные дороги и РЖД объявили о соответствующей договоренности. Общая длина пути должна была составить 830 км, 510 из которых должны были пройти по территории России, время в пути — 4 часа. Предварительная стоимость реализации проекта оценивалась $10 млрд. Однако дальнейшего развития проект не получил.
В 2011 году Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзалізниця») подписала договор с Тбилисским электровозостротельным заводом (АО «Электровозостроитель») (Грузия) на поставку 110 магистральных грузовых электровозов ВЛ11М/6.
15 марта 2012 года в Одесский торговый порт прибыл первый скоростной состав HRCS2 производства Hyundai. В течение 2012 года прибыло ещё 9 поездов данного производителя, а также 2 поезда EJ 675 производства Škoda Works.
Графиком 2015—2016 года предусмотрены скоростные (до 160 км/час) поезда категории «Интерсити+» сообщением:
Киев — Харьков
Киев — Днепр
Киев — Запорожье
Киев — Львов
Киев — Одесса
Киев — Кривой Рог
Киев — Трускавец
Киев — Днепр — Красноармейск
Киев — Константиновка (курсировал в Донецк до 2014 года)
Киев — Лисичанск (курсировал в Луганск до 2014 года) Движение поезда "Интерсити+" на маршруте Киев - Лисичанск невозможно по причине отсутствия электрификации на участке Купянск-Узловой - Лисичанск.
Поезд "Интерсити+" Киев - Луганск мог идти только через Славянск (или Красный Лиман) и Дебальцево. Также курсируют скоростные поезда категорий «Интерсити» и «Региональный экспресс» по маршрутам:
Киев — Тернополь
Киев — Ровно
Киев — Каменец-Подольский
Киев — Могилёв-Подольский
Киев — Хмельницкий
Киев — Шостка
Киев — Сумы — Харьков
Киев — Полтава
Киев — Кременчуг
Харьков — Сумы — Киев
Одесса — Винница
Днепр — Харьков
Харьков — им. Тараса Шевченко
Харьков — Запорожье
Харьков — Зерново
Львов — Ивано-Франковск
Львов — Черновцы
Ранее курсировали скоростные поезда категорий «Интерсити» по маршрутам:
Харьков — Донецк (отменён в 2014 г.)
Донецк — Днепропетровск (отменён в 2014 г.)
Харьков — Симферополь (отменён в 2013 г.)
Днепропетровск — Симферополь (отменён в 2013 г.)
Донецк — Симферополь (отменён в 2013 г.)
Борис Олейник (1991 — 1993)
Леонид Железняк (1993 — 1997)
Анатолий Слободян (1997 — 2000)
Георгий Кирпа (2000 — 2004)
Владимир Корниенко (2005)
Зенко Афтаназив (2005)
Василий Гладких (2005 — 2006)
Владимир Козак (2006 — 2007, 2011 — 2012)
Пётр Науменко (2007)
Василий Мельничук (2007 — 2008)
Михаил Костюк (2008 — 2011)
Сергей Болоболин (2013 — 2014)
Борис Остапюк (2014)
Максим Бланк (и. о., 2014 — 2015)
Александр Завгородний (и. о., 2015 — 2016)
Евгений Кравцов (и.о. 2016)
Войцех Бальчун (с 20 апреля 2016 года).
05.10.2016