ГоловнаЕкономікаДержава

Давос-2018. Домашнє завдання для України

Среди глобальных рисков, о которых говорили участники Всемирного экономического форума (ВЭФ), как ни странно, не было ни экономики, ни политики. Мировую общественность страшат климатические угрозы, терроризм и рост кибернетической преступности. Впрочем, любая из этих бед может оказать разрушающее влияние на экономику той страны, которая с ней столкнется. И самое разумное, что можно сделать – нарастить подушку безопасности, позволяющую экономике пережить возможные катаклизмы, справится с миграционными потоками и ответить на вызовы киберпреступности. Украина на собственном опыте знает, насколько важно, встречаясь лицом к лицу с бедой, иметь именно экономический запас прочности.

 Глава МВФ Кристин Лагард на заседании ВЭФ, Давос, 24 января 2018.
Фото: EPA/UPG
Глава МВФ Кристин Лагард на заседании ВЭФ, Давос, 24 января 2018.

Впрочем, то, что экономические или финансовые кризисы не вошли в десятку вероятных рисков, еще не гарантирует того, что они не произойдут. По оценкам Всемирного банка мировая экономика вырастет в 2018-м году на 3,1%, а МВФ еще более оптимистичен и предрекает рост в 3,9% в этом и в следующем годах. И небезосновательно. По данным Фонда, все семь лидирующих экономик мира (США, Китай, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Индия) в прошлом году показали устойчивый рост, боле того, впервые после кризиса 2008 года, экономический рост зафиксирован во всех 45 странах ОЭСР.

Чего же боятся экономисты, когда говорят, что «что-то плохое обычно случается, когда люди довольны и уверенны»?

Нынешнее восстановление глобальной экономики существенно отличается от предыдущих. Во-первых, темпы восстановления замедлились, при условии, что оптимистичные прогнозы Всемирного банка и МВФ оправдаются, мировая экономика лишь в этом году достигнет своего докризисного состояния и с большой вероятностью уже в 20-х годах темпы роста станут намного ниже.

Во-вторых, восстановление глобальной экономики не способствовало росту инвестиций. Парадоксально, но при росте торговых оборотов и глобально ВВП, прямые иностранные инвестиции снижаются. В 2017 они сократились на пугающие 16%, при прогнозе роста в 5%. Стоимость новых инвестиционных проектов тоже снизилась на 32% до 571 млрд долл, т.е. минимума с 2003 года.

В-третьих, в разрез со всеми азбучными истинами, говорящими о том, что в периоды роста, экономики становятся более открытыми, протекционизм на рынках продолжает усиливаться. По данным Global Trade Alert, в прошлом году правительства ввели 642 протекционистские меры – почти вдвое больше, чем в посткризисном 2010-м. Лидеры мировых экономик на форуме также отмечали растущий протекционизм в торговле и негативное отношение многих стран к глобализации экономических процессов.

Фото: EPA/UPG

При этом фондовые рынки находятся на пике и бьют собственные рекорды. Если центробанки, уповающие на стабильный рост, начнут активно повышать ставки, это может привести к обвалам на фондовых рынках. Ведь индекс глобальных цен на жилье снова приблизился к своему докризисному пику, спрос на спекулятивные бумаги растет, зафиксированы первые признаки кризиса на рынке корпоративных долгов, долг нефинансового сектора в странах G20 с 2007-го вырос с 80 трлн долл. до 135 трлн. Поводы для беспокойства небезосновательные.

Для Украины, которая с одной стороны активно ищет инвестиции, а с другой – настойчиво пытается расширить экспортные рынки и вклинится в производственные цепочки развитых экономик, такие выводы экспертов ВЭФ – тревожный сигнал. Очевидно, что наши усилия по диверсификации как экспортируемых товаров, так и рынков сбыта, следует утроить, ведь в будущем это окно возможностей может закрыться. Как бы ни были дипломатичны государственные лидеры ЕС, каждый из них, в той или иной мере будет защищать экономические интересы собственной страны. Особенно если столкнется с кризисными явлениями в экономике.

Ничего хорошего не сулит нам и сокращение прямых иностранных инвестиций. Мы упорно проигрываем битвы за инвесторов благодаря нашим внутренним проблемам – коррупции, отсутствии судебной реформы, зарегулированности. Найти крупную рыбу на безрыбье будет еще сложнее. И наше правительство должно крепко задуматься над созданием действительно привлекательных условий для инвесторов, ведь конкурентная борьба за сокращающиеся инвестиции будет только усиливаться.

Фото: пресс-служба президента

Даже если озвученные риски не обернутся для мировой экономики новым потрясением, они могут перерасти в перманентные, усугубляющиеся проблемы, главная из которых, на сегодняшний день – неравенство. Свыше 80% богатства, по данным благотворительной организации Oxfam, появившегося в 2017, сконцентрированы в руках лишь 1% населения планеты.

Любопытна и другая тенденция, озвученная Oxfam – богатейшие люди мира в прошлом году продолжали наращивать свои активы, а вот состояние 3,7 млрд человек, вошедших в беднейшую половину человечества, за прошлый год не изменилось. С 2010-го богатство миллиардеров увеличивалось в среднем на 13% ежегодно – в шесть раз быстрее, чем зарплата рядовых сотрудников. Руководителю компании в США потребуется чуть больше одного дня, чтобы заработать годовой оклад рядового сотрудника. Чем же так опасно растущее неравенство?

По мнению экспертов Oxfam, рост числа миллиардеров – это признак слабеющей экономики, крупный бизнес, не только сознательно ухудшает положение на рынках труда, пытаясь оптимизировать затраты, и имеет влияние на государственную политику, а главное – концентрирует у себя ресурсы, которые могли быть инвестированы в экономику. Снижение числа тех, кто этими ресурсами владеет, также сокращает возможности для инвестирования. Рекомендации Oxfam от года к году неизменны – диференциировать налоговые ставки, повышая налоги для богатых и активнее бороться с уклонением от налогообложения. Странам необходимы эффективные инструменты, позволяющие сохранить заработанные в экономике ресурсы и воспрепятствовать их выводу налоговые гавани. И Украина не исключение.

Но на сегодняшний день мы лишь на начальном этапе имплементации плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), разработанного с целью избежания налоговых злоупотреблений. И положа руку на сердце, следует признать, что начали мы эту имплементацию исключительно для того, чтобы не попасть в black list – список неблагонадежных стран. Дальнейшие шаги по внедрению BEPS требуют внедрения автоматического обмена информацией между присоединившимися странами уже к 2019 году, и за это короткое время нам необходимо преодолеть технические барьеры, неготовность фискальных органов к работе по новым правилам и сопротивление многих парламентариев, не готовых к грядущим ограничениям в ведении бизнеса. Но другого пути нет, отказ от имплементации BEPS грозит нам не только попаданием в black list, но и серьезными ограничениями доступа на внешние рынки, а значит очередным экономическим кризисом.

Понимает ли действующая власть те вызовы, с которыми украинская экономика может столкнуться в будущем и готова ли сделать выводы из озвученной на панелях на ВЭФ информации?

Выступление Петра Порошенко на «Украинском завтраке», как и метафора об «осени реформ», были неоднозначными. С одной стороны президент озвучил проводимые правительством реформы, с другой – ни одна из них не завершена, и большинство является частью меморандума Украины и МВФ, который по мнению кредитора последней инстанции, выполняется Украиной крайне плохо.

Фото: пресс-служба президента

С одной стороны глава государства озвучил готовность Украины к привлечению инвестиций, доверии со стороны инвесторов, помощи иностранных советников, с другой – для всех очевидно, что привлечь инвестиции в Украину не получается, какие бы советы не давали иностранные эксперты. И как бы Президент не радовался росту поступлений от инвесторов, основной приток прямых иностранных инвестиций в Украину до сих пор поступает из Кипра, что в целом объясняет тот факт, что среди капитальных инвестиций свыше 70% – это собственные средства компаний, проведенные через низконалоговую юрисдикцию. Президент рассказал о незавершенной до сих пор налоговой реформе, он не введенном еще налоге на распределенную прибыль, о так и не заработавшей службе финансовых расследований и о несостоявшейся судебной реформе. По его мнению, мы приближаемся к завершению этих реформ, по мнению стороннего наблюдателя – еще и не приступали.

Не менее неоднозначным стало утверждение Президента о том, что никто не ожидал от Украины такой эффективности. Среди тех, чьи ожидания не оправдались и Международный валютный фонд. В отличие от Трампа, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард нашла время для беседы с Порошенко в Давосе. Ее посыл ключевой для Украины, отношения которой с главным кредитором сейчас теплыми не назовешь. В ходе беседы с президентом глава МВФ обсудила возможности завершения отложенной программы фонда, а после ее завершения отметила, что Украина должна воспользоваться благоприятной внешней средой для ускорения реформ и перехода к устойчивому росту.

Фото: пресс-служба президента

Кристин Лагард, как никто, понимает, что впереди у Украины большие выплаты по внешним долгам. А для того, чтобы рассчитаться с кредиторами, стране необходимо не только продолжить сотрудничество с фондом и привлечь кредитные средства на внешних рынках, но и обеспечить подушку безопасности, чтобы сгладить экономические риски 2019 года, когда пики выплат совпадут с президентскими и парламентскими выборами. Украина не должна потерять время и воспользоваться тем, что глобальная экономика стабильно растет. Потому что когда маятник качнется в обратную сторону, нам придется самостоятельно справляться со всеми трудностями. А мы к этому едва ли готовы.

Ульяна Яхно, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram