ГоловнаЕкономікаДержава

Як купити майно банків-банкрутів через "Prozorro.Продажі"

Журналисты LB.ua проверили, как работает система "Prozorro.Продажи", где продается имущество банков-банкротов. Чтобы принять участие в аукционе, им пришлось пройти ряд испытаний. Ранее мы уже писали, как покупать арестованное имущество в системе СЕТАМ.

Фото: prozorro.sale

Что такое "Prozorro.Продажи"

Многие знают о системе Prozorro для проведения государственных закупок, но есть и еще один вид Prozorro - для проведения продаж (https://www.prozorro.sale). С февраля 2017 года Фонд гарантирования вкладов физлиц начал продавать все активы банков-банкротов через эту систему. Она представляет из себя центральную базу данных, с которой работают частные партнеры-площадки. Частные компании работают непосредственно с покупателями, а торги проходят в режиме онлайн в центральной базе. К концу года Фонд гарантирования вкладов планирует выставить на продажу через Prozorro все активы банков, которые ликвидируются.

Ранее, с сентября 2015 года по январь 2017 года торги по продаже имущества неплатежеспособных банков совершались на отдельных электронных площадках.

Выбор лота

Мы вибрали лот под названием «Інші основні засоби, 9 од.», а именно четыре источника бесперебойного питания и пять калькуляторов. Это имущество небольшого банка-банкрота ПАТ "Акціонерний Банк "УКООПСПІЛКА", который был признан неплатежеспособным в январе 2015 года. Вся техника в неудовлетворительном состоянии и непригодна к использованию. Изначально лот оценили в 825,30 грн. На третьих торгах начальная стоимость лота упала до 660,24 грн.

Фото: bankruptcy-ua.com

Регистрация на площадках

Интересно, что разные электронные площадки требуют от участников разный набор персональных данных. К примеру, площадке Zakupki.UA достаточно всего идентификационного кода, почтового адреса, номера телефона, электронной почты и подписей на договоре об условиях участия в электронных торгах. Паспортные данные нужны непосредственно при подписании договора о покупке/продаже. А номер банковской карты операторы Zakupki.UA узнают, только когда нужно возвращать взнос, если участник предложил цену, но не победил в аукционе.

Другая же площадка «Центральна універсальна біржа» (ЦУБ) настаивает, чтобы участник при регистрации сразу предоставил адрес, номер банковской карты, мобильный телефон, идентификационный код, паспортные данные, загрузил копии паспорта и идентификационного кода. Как объясняет оператор площадки, номер банковской карты нужно указывать при регистрации, чтобы площадка могла вернуть гарантийный взнос, если участник не выиграет в аукционе. Тогда как гарантийный взнос и оплату за лот не обязательно вносить с этой же карты, которую участник указал при регистрации, можно перечислить деньги с любого банка или с другой карты. Паспортные данные и идентификационный код нужны, чтобы операторы площадки убедились, что в торгах принимает участие настоящий человек.

Трудности участия

Чтобы выиграть лот, нужно не только зарегистрироваться на площадке и заплатить гарантийный взнос, необходимо также побеспокоится, чтобы вы не одни участвовали в аукционе. Иначе торги не состоятся. Оператор площадки Zakupki.UA при регистрации на сайте так и спросила: «Кроме вас еще кто-то будет участвовать?».

В правилах («Регламент работы электронной торговой системы...») написано: «7.11. Любая информация о каждом из участников является закрытой до завершения электронных торгов, кроме информации о количестве участников (выделение – LB.ua)». На самом же деле количество участников узнать нельзя. Даже операторы площадок не имеют информации по количеству участников, они видят информацию о том, сколько участников зарегистрировалось на определенный лот только на их площадке.

Фото: Facebook/Система публічних електронних закупівель ProZorro

Оператор площадки ЦУБ считает, что причина такого несоответствия в том, что «система продаж еще сырая». Он также привел пример торгов, где лот оценивался в миллионах. В рамках аукциона участники могут повышать ставки и перебивать ставки соперников в каждом круге торгов. Всего таких кругов – три, то есть каждый участник может сделать только три ставки, после чего торги автоматически закрываются и оглашается победитель. Оператор сказал, это ограничение на количество ставок помешало возрастанию цены. Ведь разница между ставкой, которая победила, и той, которая заняла второе место, была около 10 грн, а участник на втором месте хотел продолжать торги.

Оператор площадки Zakupki.UA посоветовала подстраховаться, найти человека, который бы зарегистрировался и заплатил гарантийный взнос на этот же аукцион. Но это означает, что участнику, который хочет выиграть определенный лот на аукционе, необходимо вступать в заговор с другим участником.

На некоторых площадках (Zakupki.UA) достаточно перечислить сумму в размере гарантийного взноса на банковские реквизиты площадки для того, чтобы ценовое предложение участника стало активным. На электронной площадке ЦУБ этого недостаточно: деньги, перечисленные на банковские реквизиты площадки, попадают в электронный кабинет, а потом с этого счета необходимо оплатить гарантийный взнос. Таким образом, ЦУБ нарушил правило «Регламента работы электронной торговой системы…»: «7.10. Гарантийный взнос считается оплаченным с момента его зачисления на банковский счет оператора…».

Из-за того, что это правило было нарушено, гарантийный взнос нашего участника не был засчитан и его не допустили к торгам. Торги 20 июля не состоялись по причине недостаточного количества участников (меньше двух).

Аукцион

Если аукцион не состоялся, участник может либо забрать свой гарантийный взнос, либо перечислить его на следующие торги этого лота. Начальная стоимость лота еще упала и на четвертых торгах 7 августа составила 577,71 грн. На этот раз на аукцион зарегистрировались двое участников, их гарантийные взносы были засчитаны. Один из наших журналистов повысил ставку до 590 грн и выиграл аукцион.

Фото: Depositphotos

Заключение договора

С оформлением документов и получением лота проблем уже было значительно меньше. Победителю необходимо в течение трех рабочих дней, начиная со следующего дня после аукциона и формирования протокола, съездить в офис электронной площадки, банка-банкрота, подписать протокол электронных торгов в четырех экземплярах. Также необходимо прислать скан подписанного протокола. Можно прислать протокол, подписанный победителем торгов, по Новой почте, чтобы документ пришел вовремя. Если этого не сделать в трехдневный срок, то победителем торгов становится участник, который занял второе место в аукционе.

Далее победитель торгов должен оплатить сумму, которую он предложил на аукционе, а банк-банкрот – оформить договор купли-продажи с победителем аукциона (в течение 20 дней). С этим не было сложностей: работник банка позвонил, когда банк получил деньги и договор купли-продажи был подписан с руководством. Мы подписали договор купли-продажи в двух экземплярах, забрали свой экземпляр договора и отправились на склад.

Как забрать лот

Забирать технику нужно было со склада, который находился недалеко от станции метро "Лесная" в Киеве. Найти этот склад было нелегко, но работник склада помог в поиске и любезно отдал технику. На складе хранится множество вещей, которые принадлежат неплатежеспособным банкам: старые сейфы со снятыми дверями, компьютерная техника и многое другое. Приятно удивило, что калькуляторы были в рабочем состоянии, несмотря на то, что в описании говорилось о непригодности к использованию.

Работник склада рассказал, что самое стоящее раскупается сразу же после того, как банк признан банкротом, во время процедуры прямой продажи имущества (такие продажи проводят временные администраторы банков). Поэтому сейчас на складе много вещей, которые мало кого заинтересуют. Ранее мы также писали, как купить настоящий конфискат в Киеве.

Ольга ХворостинаОльга Хворостина, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram