ГоловнаЕкономікаДержава

Бюджет 2013 - заявка на Нобеля?

Правительство утвердило проект госбюджета на 2013 год. Самого текста пока почти никто не видел, но смысла особого изучать его статьи я лично не вижу! Почему? В принципе, я очень люблю книги в жанре фентази, но главный финансовый документ к таковым относиться не должен по определению!

Фото: Макс Левин

О чем это я? Правительство декларирует, что за два года ВВП вырастет на 28,5 % (с 1 314 до 1 688 млрд. грн.). И это не на «бигбордах», а в соответствии с официальным проектом госбюджета (ГБ)! Китай с Бразилией нервно курят в сторонке... Рост доходов ГБ на 31,7 % (с 300 до 395 млрд. грн.). И это при официальной дефляции с начала текущего года на 0,4 % - т.е. рост не инфляционный предполагается. Не знаю кто как, а я готов с такими-то показателями поддержать выдвижение руководства правительства на Нобелевскую премию! Или все же на последователей А. Азимова, С. Лукьяненко, А. Белянина?..

При составлении госбюджета важна «печка», от которой начинают «плясать», - макроэкономическая модель. Когда вы правильно спрогнозировали доходы экономики и, как следствие, доходы казны, тогда есть и возможность планировать общую сумму расходов. Если доходов не хватает на покрытие расходов – бюджет будет с плановым дефицитом. Важно правильно изначально составить этот баланс – остальное зависит от приоритетов и целей. Общую сумму расходов в госбюджете расписывают по направлениям и распорядителям средств. Зачастую, это самый интересный процесс. Во всех смыслах! Уверен, эти «косточки» в ближайшее время «перемывать» будут многие, а мы услышим много интересного о творчестве правительства. Но коррупционные или лоббистские мотивы, с точки зрения рисков для экономики и понимания сути процесса, на данном этапе мне кажутся менее значимыми.

Попробуем разобраться с «печкой». Для этого необходимо понимать, как минимум, три составляющие, без которых адекватный макроэкономический прогноз не составить. Это внешние и внутренние риски и перспективы, а так же текущая ситуация.

Что происходит в мировой экономике, от которой столь зависим не только наш экспорт, но и экономика в целом?

В странах еврозоны с середины 2011 года ВВП сокращается. Оптимистический прогноз до конца года - 0,5%. Промышленное производство последние девять месяцев падает и в годовом исчислении это составляет примерно – 2,8 %. Смелые решения директивных органов Европы в конце 2011 года (в т.ч. о создании банковского и бюджетного союзов), а так же трехлетние долгосрочные операции рефинансирования Европейского центрального банка, снизили напряженность в области финансирования и вызвали широкий всплеск на самых различных рынках активов.

Фото: EPA/UPG

Ситуация на рынке заметно ухудшилась в мае и июне, когда показатели стресса на финансовом рынке вернулись к уровню наихудшего периода в ноябре прошлого года, а в некоторых случаях превысили этот уровень. Изменчивость на крупнейших фондовых и валютных рынках подскочила до пиковых уровней за 2012 год, и на большинстве фондовых рынков положительные сдвиги начала 2012 года сошли на нет.

Доходность по суверенным долговым обязательствам на периферии зоны евро резко выросла, когда доступ на рынок сузился вследствие возобновления обеспокоенности относительно экономического роста и состояния банков. Инвесторы «сбежали» в сторону «безопасных активов», что привело к падению доходности по государственным облигациям в США, Германии и Швейцарии и вызвало повышение курса доллара относительно крупнейших валют до пикового значения за 20 месяцев. А так же к падению доходности по государственным облигациям Японии до почти самого низкого уровня за всю историю, а повышение курса иены стало сдерживающим фактором для экономического подъема.

Риски стран еврозоны остаются значительными. Реализация достигнутых соглашений находится все еще под сомнением, но и этих мер будет недостаточно.

За пределами Европы в течение последних недель внимание все в большей степени приковывает бюджетный обрыв в США — приближение окончания срока действия налоговых льгот и включение автоматических сокращений расходов к концу года. По мере приближения конца года и повышения неопределенности еще один приступ политического балансирования на предельной грани (аналогично тому, как это отмечалось в августе 2011 года при обсуждении верхнего предела долга США) может спровоцировать повышение волатильности на рынке. Ситуация дополнительно усложняется тем, что верхний предел долга может быть достигнут примерно в то же самое время, как и бюджетный обрыв. Если не будет принято никаких мер, бюджетный обрыв может привести к ужесточению налогово-бюджетной политики, эквивалентному более чем 4 процентам ВВП. Тогда рост экономики США в следующем году остановится, что приведет к значительным отрицательным вторичным эффектам в отношении остального мира.

Лавина экономических проблем растет и ширится

Почему предпринимаемых мер в Европе и США недостаточно для преодоления рецессии? Не решена ключевая проблема и противоречие в развитии мировой экономики. Суть нынешнего мирового кризиса даже не долговой проблематике – она вторична, хотя и без ее решения дальше двигаться некуда. Основная проблема в том, что мировой спрос последние десятилетия искусственно создавался финансовой системой. Мы все потребляли значительно больше, чем зарабатывали! Потребляли за счет кредитов. Доходы людей, корпораций, государств определяли не возможность уровня потребления и расходов, а возможность обслуживать старые и новые займы. Политика государств и регуляторов сводилась к минимизации процентных ставок – чем они ниже, тем больше возможности у заемщика обслуживать все новые и новые кредиты. За счет этих кредитов увеличивались продажи – экономика росла… Все было хорошо, пока не уперлись в потолок закредитованности! Чтобы эта пирамида рухнула, достаточно было одного камешка, что и произошло в США в 2007 году. Дальше как лавина кризис покатился по всему миру. Заемщики не только не могли брать новые кредиты, поддерживая спрос и соответственно производство, но и обслуживать старые кредиты. Портфели банков значительно ухудшились, их состояние также. Получился замкнутый круг! Разорвать его можно лишь массовым списанием и сворачиваем долгов, а также переходом в режим потребления на уровне реальных доходов. Но кто же из политиков на такое решится?..

«Экономику надо запустить каким-то новаторским способом. Мы считали, что главное – избежать потерь. То есть, понижать ставки, увеличивать сроки задолженности. И не принимали того, что лучше потерпеть потери сейчас – если они неизбежны, не отворачиваться от них. А теперь лавина экономических проблем растет и ширится» - сказал Доминик Стросс-Кан в Ялте. Сейчас он может позволить себе такое говорить – ведь он уже не глава МВФ и не кандидат в президенты Франции…

Глава Всемирного Банка Роберт Зеллик и экс-глава МВФ Доминик Стросс-Кан
Фото: yes-ukraine.org YES © 2012
Глава Всемирного Банка Роберт Зеллик и экс-глава МВФ Доминик Стросс-Кан

Рецессия развитых экономик будет продолжаться, что будет давить и на рынки с формирующейся экономикой (единственные кто пока растет), и на развивающиеся рынки, особенно наиболее тесно связанные с зоной евро (в Центральной и Восточной Европе). В отличие от общих тенденций, в 2012–2013 годах на Ближнем Востоке и в Северной Африке сохранятся достаточно высокие темпы роста.

Отсюда вывод относительно внешних рисков для экономики Украины: в условиях сужения и сокращения внешних рынков (как товарных, так и финансовых) следует ожидать ожесточения борьбы за эти рынки. Готова ли Украина к торговым войнам? Достаточно ли сегодня у нашей станы авторитета и уважения на международной арене?

Я готов с такими-то показателями поддержать выдвижение руководства правительства на Нобелевскую премию

Посмотрим теперь, что происходит у нас. В Украине, в первом квартале мы также наблюдали позитивные тенденции, которые к концу второго квартала, как и в Европе, сошли на нет. Официально рост ВВП за первое полугодие составил всего 1,9 %. Рост объемов произведенной продукции – 0,4%. Росли только химическая и нефтехимическая отрасли (10%, хотя производство резиновых изделий, медикаментов, лаков и красок сократилось) и розничная торговля (16% - спасибо туристам Евро-2012, но оптовая при этом упала), добывающая промышленность (2,7%), производство и распределения электроэнергии, газа и воды (4,2% - благодаря более высокой жаре этим летом).

При этом по итогам июня промышленное производство уже сократилось на 2,5%, а в августе – на 4,7%. Значительнее всего сокращалось производство кокса и продуктов нефтепереработки – на 33,2%, оборудования – на 20,5%, машиностроение – на 13,7%, металлургия – на 12,5%, химическое производство – на 12,8%.

Можно ли поддержать внутренний рынок и чем? Безусловно. Необходимо дать доступ к кредитному ресурсу корпорациям и домохозяйствам, поддержать рост и снизить стоимость заимствований контролируемым инфляционным ростом, снизить налоговую нагрузку и максимально упростить регулирование. Как минимум! Это и делали страны БРИК последнее время, что позволило им сохранить рост экономики.

Это же мы наблюдаем в Украине? НБУ уже больше года держит финансовый рынок на голодном пайке. Это, наряду с истощением валютных резервов, позволяет ему удерживать курс гривны и инфляцию. Но кто сказал что для экономики это хорошо? Как раз наоборот – это пагубно. В конечном итоге мы получили остужение экономики; рост кредитных ставок свыше 25% годовых; дефляцию 0,4%; сокращение золотовалютных резервов ($10 млрд.); отрицательный платежный баланс ($7 млрд.); доходы бюджета, как следствие, сокращаются уже два месяца подряд; госдолг за два года «роста и стабильности» вырос на $ 20,4 млрд. (за два кризисных года он вырос тоже значительно, но лишь на $ 14,3 млрд.) – бюджетные «хотелки» нужно ведь за какие-то деньги финансировать… Т.е. вместо поддержания экономики Украина поддерживает курс и давит инфляцию. А для чего, для кого? О послаблении налогового бремени и упрощении ведения бизнеса нужно кому-то что-то рассказывать и объяснять?

Фото: Макс Левин

За счет чего расти собираемся?!. Промышленность падает, строительство падает, сельское хозяйство сокращается существенно…При этом НБУ в жертву искусственного удержания курса продолжает остуживать экономику, а правительство – терроризировать бизнес выдавливая последнее для пополнения казны. Перспективы роста за счет внешних рынков крайне сомнительны, если говорить мягко.

Но разве это все имеет какое-то значение? Главное – показать стране «светлое будущее».

Ситуация с презентацией проекта ГБ на 2013 год вообще выглядела сюрреалистичной! Правительство не смогло озвучить ни заложенный курс гривны (как считали расходы на обслуживание долга и содержание диппредставительств неясно); ни цену газ (как считали тогда, как минимум, расходы на комуналку бюджетной сферы); ни объяснить каким образом дефицит бюджета составит 27,8 млрд. грн. (если расходы минус доходы получается (434,6-394,6) ровно 40 млрд. грн.), а уж тем более никто не понял каким образом «расходы по предоставлению кредитов увеличиваются на 6,3 % до 434,6 млрд. грн.», если это сумма всех расходов ГБ, а не кредитов из бюджета. Таких моментов множество – можно долго перечислять.

Но главное! В условиях отсутствия инфляционного роста (напомню, за 8 месяцев в Украине дефляция) каким образом и за счет чего всего за два года ВВП Украины вырастет на 28,5 % (на 374 млрд. грн.), а доходы госбюджета на 31,7% (на 95 млрд.грн.)? Наверняка, исключительно благодаря (или вопреки?) сужающимся внешним рынкам, сокращению промышленности и сельского хозяйства внутри страны, отсутствию кредитования экономики и усиленному налоговому прессу! Ну разве не достойно это Нобелевской премии?

Знают ли о вышесказанном в правительстве? Безусловно! Ведь вся приведенная информация взята мною с официальных сайтов органов власти и МВФ. Невозможно избавиться от ощущения, что проект госбюджета на 2013 год всего лишь предвыборный фарс. Красивая картинка, которую до выборов никто реально принимать не собирается. В эту логику отлично ложится возврат парламентом проекта госбюджета-2013 даже без рассмотрения его ни в зале, ни на бюджетном комитете. Хоть это и прямо противоречит Бюджетному Кодексу!

Так есть ли смысл, друзья и коллеги, анализировать текст и статьи проекта бюджета?

Ігор УманськийІгор Уманський, Колишній міністр фінансів України
LB.ua в соцмережах: