Дешевая рабочая сила уже не помогает, а мешает развитию Китая
Программа "Китай 2030"
Само название – "Китай 2030" - представленного 27 февраля 468-страничного отчёта уже говорит о его долгосрочной направленности. Учёные оценили перспективы китайской экономики на 15-20 лет вперёд и выработали ряд рекомендаций для высших должностных лиц. Это не просто очередное исследование – с китайской стороны в проекте принимал участие сыгравший огромную роль в экономических реформах последних десятилетий Центр исследования развития при Государственном Совете. Это свидетельствует о поддержке высказанных исследователями идей со стороны влиятельной части китайской верхушки.
Каковы же эти идеи? В отчёте представлено шесть ключевых направлений экономической политики, которых, по мнению составителей, должны придерживаться власти Китая, чтобы достичь, как сказано в отчёте, "современного, гармоничного и творческого общества с высоким уровнем доходов" к 2030 году.
Во-первых, эксперты настаивают на необходимости углубления рыночных реформ. По их мнению, государству необходимо дистанцироваться от прямого участия в экономике – что означает, в том числе, и приватизацию значительной части огромного сектора государственных предприятий. В то же время, следует полнее пользоваться непрямыми методами воздействия: регулированием, упорядочиванием законодательства и борьбой с его несоблюдением. Отдельно оговаривается необходимость либерализации финансового сектора, сильные ограничения которого приводят к большому числу неэффективных вложений капитала.
Вторым пунктом указано ускорение инноваций и создание условий, в которых китайские компании смогли бы стать более инновационными. Это подразумевает как серьёзные ассигнования на науку – создание "инновационных городов" и исследовательских центров, привлечение в страну ведущих мировых учёных, – так и меры по стимулированию конкуренции, что означает борьбу с монополизмом и большую открытость для конкуренции со стороны иностранных компаний.
Отдельным, третьим, пунктом выделен переход к более "зелёной" экономике через ужесточение мер по защите окружающей среды, более строгое их исполнение, а также стимулирование "зелёных" отраслей и внедрение экологически-дружественных технологий. Экология Китая сильно пострадала за последние 30 лет бурного экономического роста и это начинает напрямую снижать рост ВВП через высокие расходы на медицину, снижение производительности сельского хозяйства, потери доходов от туризма и от вынужденно неиспользуемых территорий.
В-четвёртых, эксперты указали в качестве необходимой меры повышение социальных отчислений и, в целом, политику, направленную на снижение экономического неравенства. К последнему привела, как это нередко бывает, волна сверхбыстрого роста экономики. Кроме того, коррупция и отсутствие соцподдержки приводит к ограничению вертикальной мобильности, когда люди из низших слоёв населения не имеют возможности пробиться наверх. Всё это создаёт опасные трения на социальной почве.
Особо отмечена необходимость фискальной реформы, которая позволила бы местным правительствам адекватно финансировать свои расходы. Это большая проблема в Китае. Сейчас местные правительства обеспечивают себя доходами, в первую очередь, за счёт продажи земли частным компаниям. Такой способ финансирования делает их очень уязвимыми перед колебаниями рынка земли, а также приводит к "расползанию", когда, вместо того, чтобы строиться компактно и занимать меньше территории, города "расползаются" по окрестной местности, повышая транспортные расходы, занимая место, которое могло бы быть использовано более эффективно, и ухудшая состояние окружающей среды.
Шестым пунктом исследователи отметили потребность в интенсификации и углублении международных связей. Китай получил огромные дивиденды от глобализации, однако, по мнению экспертов, сам размер его экономики более не позволяет ему играть в ней пассивную роль.
Смена экономической модели
В совокупности, все эти меры являются, ни много ни мало, предложением о смене всей экономической модели современного Китая. На фоне широко разрекламированных успехов подобное предложение может показаться странным – как же так, ведь темпы роста последних 30 лет беспрецедентны, Китай стал второй экономикой мира и мировой производственной площадкой. В реальности проблемность нынешней модели развития становится в Китае всё более очевидной с каждым годом, а её сохранение на продолжительный срок просто опасно для страны.
XX век дал нам ряд примеров ускоренного "догоняющего" развития – СССР в 30-х, послевоенная Япония, "азиатские тигры" (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Корея) в 70-80-х. К этим примерам относится и современный Китай. Однако, такой сверхбыстрый рост имеет цену, он требует очень сильного субсидирования создания капитала – производственных мощностей, инфраструктуры и т.д. Субсидирование такого масштаба может иметь лишь один источник – население. В каждом из вышеописанных случаев происходило огромное по масштабам перераспределение ресурсов от населения к владельцам капитала, будь это частные компании или государственные предприятия. Везде без исключения это приводило к очень высокой доле инвестиций в ВВП и низкой доли потребления населения в нём.
Механизмы такого перераспределения отличались от страны к стране. В СССР оно достигалось удержанием уровня жизни населения на относительно низком уровне, а также принуждением крестьян к миграции в города, что создавало постоянный приток дешёвой рабочей силы в промышленность. В странах Восточной Азии механизм был, как правило, более тонок. Ключевым его элементом была (и, местами, остаётся) т.н. "финансовая репрессия" – искусственное принудительное занижение государством процентных ставок в банковской системе, как правило, законодательно-регуляторным путём. Благодаря этому, кредит становится легкодоступным для бизнеса и госпредприятий, что стимулирует их к развитию существующих производств и созданию новых. В то же время, ставки по депозитам оказываются очень низкими, а, значит, население получает низкие доходы от своих сбережений (нередко доходность депозита ниже инфляции, т.е. люди теряют деньги).
В результате, производство в стране может наращиваться опережающими темпами , но ценой более медленного роста доходов населения. Кто же будет, в этом случае, потреблять новую продукцию? Здесь и проявляется первый из недостатков модели "догоняющего" развития. Для успешной реализации она требует спроса на продукцию из источника, отличного от потребления собственного населения. Таких источника всего два – им может стать либо потребление государства, как это было в СССР (военная промышленность, затратная космическая программа), либо потребление населения другой страны. Китай, как и остальные страны Восточной Азии, пошёл по второму пути. Его экономика приобрела сильный экспортно-ориентированный характер. Это, в свою очередь, сделало китайскую экономику зависимой от спроса на внешних рынках, а, значит, лишило китайское государство значительной части экономического суверенитета. Китайская экономика намертво привязана к экономике развитых стран (в первую очередь, США) и, пока смена модели роста не приведёт к повышению роли внутреннего спроса, эта привязка сохранится.
Второй недостаток – потенциально даже более неприятный, чем первый – состоит, на удивление, как раз в тех самых заниженных процентных ставках по кредитам для бизнеса и госпредприятий. Пока уровень развития страны низок, а потребность в новых производствах и объектах инфраструктуры огромна, низкие ставки позволяют их ускоренно создавать и расширять. Экономический эффект – доход владельца, а также доходы/экономия, получаемые населением, государством, либо другими фирмами (например, экономия на транспортных расходах от новой дороги) – на этом этапе огромен. Однако, в какой-то момент наступает насыщение – благодаря ускоренному росту, экономический эффект от каждого нового производства и объекта инфраструктуры снижается, пока он не начинает едва превышать процентную ставку. Но ведь процентная ставка занижена! Если вернуть ее к "нормальным" значениям, окажется, что часть сделанных инвестиций убыточна и не имеет экономического смысла, а, значит, затраченный на них капитал потрачен впустую. Ценные ресурсы выбрасываются на ветер – и эта растрата становится тем больше, чем дольше работает экономическая модель.
С этим эффектом связана особая опасность низких процентных ставок. В какой-то момент они могут привести к созданию т.н. спекулятивных "пузырей", когда цены на какой-либо актив (как правило, ценные бумаги, либо недвижимость) растут опережающими темпами, и его начинают покупать просто для того, чтобы продать подороже. Если подобное поведение становится распространённым среди участников рынка, они могут загнать цену далеко за пределы, оправданные экономическими соображениями. В этой ситуации обвал цены неизбежен, а он, как правило, приводит к гигантским потерям для участников рынка. Если спекулятивная игра была достаточно масштабна относительно всей экономики, обвал может привести к экономической депрессии.
Это не пустые страхи – так уже было в США во времена Великой Депрессии, а также в Японии после обвала рынка недвижимости в начале 90-х. С тех пор, за 20 лет, японская экономика практически не выросла, несмотря на очень высокие темпы роста в мире в целом.
Динамика рынка недвижимости в Китае очень напоминает японскую на рубеже 80-90-х. В последние годы цены росли как на дрожжах. Наблюдатели нередко сообщали о признаках спекулятивного бума – полупустых свежепостроенных домах (квартиры в которых не были обжиты и не сдавались, а лишь перепродавались после дальнейшего роста цен) и даже пустых городах!
Во второй половине 2011-го, на рынке недвижимости наметился спад. Единого индекса цен Китай не имеет, однако сообщения СМИ из разных городов и частей страны рисуют похожую картину во многих местах – отсутствие продаж, снижение цен девелоперами, пустующие новые дома и замороженные строительства. Отдельной проблемой стало отсутствие спроса со стороны девелоперов на землю, от продаж которой зависит финансирование бюджетов местных властей.
Продолжится ли этот обвал? Может ли он привести в Китае к депрессии наподобие японской? Точного ответа на этот вопрос никто не знает. Но китайские власти, судя по совместному с Мировым Банком отчёту их экспертов, опасаются подобного катастрофического сценария и готовятся к реформированию модели своей экономики.
С полным англоязычным текстом отчёта "Китай 2030" можно познакомиться на сайте New York Times.