ГоловнаЕкономікаФінанси

Нацбанк стал заложником своей валютной политики

Нацбанк стал заложником собственной политики «валютного якоря», при которой эмиссионные параметры определяются не в кабинетах НБУ, а на валютном рынке.

Об этом в эксклюзивном интервью ZN.UA заявил бывший глава Совета НБУ Анатолий Гальчинский.

По его мнению, сейчас девальвируется один из основных инструментов монетарной политики центрального банка и об этом нужно говорить открыто, ведь в прошлом году 99,4% прироста денежной массы составили операции на валютном рынке (сальдовые показатели).

В этой ситуации не может не беспокоить и другое, отмечает Гальчинский: „НБУ ограничивает свои возможности выполнять одну из своих базовых функций — выступать кредитором последней инстанции“.

Так, поясняет он, эмиссионные ресурсы поглощаются валютным рынком. „От этого страдает банковская система, экономика в целом“, — сетует экс-глава Совета Нацбанка.

Еще одним негативным фактором Гальчинский называет то, что теряет свою действенность и важнейший показатель монетарной политики — учетная ставка НБУ. „На Западе — это ключевой инструмент экономического регулирования“, — говорит он.

Отвечая на вопрос о том, „зашкаливает“ у нас эмиссия или нет, Гальчинский в качестве, „простонародного“ критерия оптимальности эмиссии предлагает использовать показатель инфляции. „В прошлом году уровень инфляции оказался меньшим прогнозируемого. Вывод делайте сами“, — говорит он.

Вместе с тем, подчеркивает экономист, важен и другой показатель — уровень монетизации экономики (соотношение денежной массы к ВВП): „Если он ниже оптимальных размеров, то формируется определенный лаг увеличения эмиссии“.

„В контексте „дискуссии“ премьеров (Азарова и Тимошенко, — ред.) могу назвать и такие цифры: в 2005 году, во время премьерства Ю.Тимошенко, денежная масса увеличилась на 54,3%, что, естественно, не могло не повлиять на инфляционные процессы. При этом уровень наиболее инфляционно опасной — наличной эмиссии вырос в 2005-м на 43%, тогда как годом ранее — на 27%, а в 2003 году — всего на 8%.

В прошлом году денежная масса выросла на 22,8%. С формальной точки зрения, это очень внушительная цифра. Я — сторонник более жесткой денежной политики. К тому же уровень монетизации экономики сейчас близок к своему оптимуму — 53,3% (в Польше — 53,3, в России — 49,9%)“.

„Но и в этом случае я был бы осторожен с обвинениями (в адрес НБУ о большой эмиссии, — ред.)“.

Напомним, ранее Национальный банк Украины сообщил, что все эмиссионные средства выпущены в обращение через операции по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов Украины.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram