ГоловнаЕкономікаБізнес

Три налога, которые спасут Украину. Ч.1

​Любая налоговая система (НС) сказали бы марксисты, является классовой и отражает интересы и устремления правящего класса.

Три налога, которые спасут Украину. Ч.1

Попытка взглянуть под этим углом на состояние НС Украины и предстоящей налоговой реформы приведет нас к очевидной мысли, а именно - наше общество, унаследовав от общества т.наз. «реального социализма» высокий уровень обобществления производства, в условиях либеральных реформ сообразило, что более высокий уровень обобществления средств производства рождает и более высокий уровень рентабельности. Поэтому решило не ограничиваться примитивным владением средствами производства, а перешло с новообретенными либеральными подходами и к объектам инфраструктуры. Т.е., не только к производственным, но и к естественным, цивилизационным монополиям, а затем, - и к самой власти, поскольку в социалистическом обществе именно общественные институты имели принципиальное воздействие на ход производства.

Закономерно, что капитализм и либеральный способ мышления стремится к помещению своего капитала, собственных интеллектуальных и эмоциональных способностей в наиболее привлекательные проекты, технологии,сферы.

А поскольку большинство структур на тот период были (анекоторые - остаются) государственными, закономерным стало присвоение тех илииных частей государства с целью перераспределения и «оптимизации» потоков общественных ресурсов.

В какой-то мере, это развитие было естественным и закономерным, как естественен и закономерен рост раковой опухоли....

Господствовавшая на негласно подсознательном уровне в эти годы модель внешне патерналистская, чуть ли не социальная по отношению к населению, диктовалась осознанным и циничным стремлением обезопаситься, отвлечь внимание от реальных процессов захвата правящими слоями не производственной, а социально-экономической и общественно-государственной инфраструктуры.

Сегодняшние итоги такого хозяйства уникальны и закономерны. Государство не ушлоиз экономики. Наоборот - госструктуры работают на интересы конкретно взятых коммерческих структур. Или, если хотите, кланов, олигархов, семей.

В этих условиях фискальная система страны и вся система госфинансов превратилась в структуру для формального обезличивания финансовых потокови перераспределения их в пользу конкретных бенефициаров через систему субсидирования, дотирования, льготирования.

Разве не понятно, чему и кому служит НДС?

Превратившись в 20%-й конфискационный налог с оборота, это - важнейший источник поступления в бюджет, который собирается в гораздо большем объеме, чем реально обоснован, под предлогом его возвратности. Возвратности захочешь - будем проверять, пока не откажешься... Получи облигации, естественно добровольно, и жди, пока погашение облигаций не перенесут, как Никита Сергеевич Хрущев, на период коммунизма. Конечно, противна комбинация с этими облигациями, но еще противнее убогое «троечническое» лицемерие...

В сегодняшних условиях НДС - налог, обеспечивающий перераспределение национального богатства в пользу узкого круга избранных, тех, кому положено и кому реально компенсируется вывозной НДС.

Надеюсь, никто не будет спрашивать, какие же именно отрасли обеспечивают экспортную выручку Украины и получают к ней гарантированный 20%-й бонус. Надеюсь, никто не будет спорить,что если государство ориентируется только на производителей-экспортеров, выплачивая им эти бонусы и не возвращая реальные платежи по НДС производителям других отраслей, то оно осуществляет сценарий передела основных средств.

Можно приводить бесчисленные примеры, когда перекрестные финансовые потоки, канализированные в интересах крупнейших ПФГ, выводят из системы здоровых экономических отношений и нормальной логики миллиарды, и используются для этого именно госмонополистические структуры и подходы, созданные при «реальном социализме» и успешно прихватизированные нынешнимивласть имущими.

Но потребность в реальных реформах уже не просто осознана людьми, а стала той необходимостью, без которой дальнейшее существование государства будет поставлено под угрозу.

Пока государственно-экономическое устройство Украины представляет собой борьбу частных интересов без стратегических приоритетов и исторического выбора, это всегда будет питательной средой для любого рода случайностей авантюр и зависимости.

Может ли налоговая реформа стать основой всех остальных необходимых социально-экономических реформ? Может. А может и не стать. Это зависит только от политической воли, поскольку НС - достаточно тонкий инструмент надстройки и для внедрения ее как некоей концепции необходима, помимо объективной необходимости, субъективная воля.

Если мы понимаем, что либеральный выбор, неосознанно и несформулированно сделанный в начале 90-х, реально не был воплощен в нашем постсоветском бытии, то пора понять, что оно так и не прошло испытание либеральными подходами и ценностями, не было демократизированно и либерализовано.

Попробуем сформулировать.

Первое. Функции государственного и хозяйственного управления так и не разделены, прежде всего, в самых важных и значимых этажах экономики - естественные монополии, инфраструктура, системы соцуслуг и распределения ресурсов.

Второе. Неравенство субъектов хозяйствования. Отсутствует внятная позиция в отношении единства подходов к физическим и юрлицам.

Третье. Чрезмерная централизация экономических функций, реальное бесправие декоративность местных советов, отсутствие многоуровневой социальной экономической системы, включающей в себя налоговую компоненту.

Четвертое. Нарочитая усложненность системы управления и администрирования налогов, прямо обслуживающие внутренние коррупционные схемы и исключающие воздействие народа.

Поэтому говорить об изменении нынешней НС означает лишь перераспределять потоки внутри ее в интересах не тех, а других ФПГ.

Нынешняя НС должна быть в основных своих моментах демонтирована.

​Какая же налоговая система должна и могла бы прийти ей на смену?

Вторую часть статьи читайте здесь

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram