ГоловнаКультура

Трійка, яку не можна пропустити: хорор, бойовик і мелодрама

27 апреля стал знаменательным днем для украинских киноманов: на широкие экраны вышло целых три фильма, каждый из которых является не тем, чем кажется, и каждый из которых можно без зазрений совести рекомендовать к просмотру.

Один прикидывается хоррором, а на деле предоставляет едкую социальную критику, другой в форме ироничного боевика живопишет последствия воплощения тезиса “война всех против всех”, третий и вовсе – вроде мелодрама, но с монстрами, разрушающими Сеул.

LB.ua посмотрел, что предлагают картины “Ловушка”, “Перестрелка” и “Моя девушка – монстр”, и радуется, что в украинский прокат начали активнее попадать маленькие фильмы.

Кадр из фильма "Ловушка"
Фото: B&H
Кадр из фильма "Ловушка"

Ловушка” (в оригинале Get Out) – хоррор Джордана Пила, получивший невероятный 99%-й рейтинг на Rotten Tomatoes и собравший в мировом прокате сумму, в 40 раз превышающую свой бюджет. Такое часто бывает с хоррорами, которые снимаются за три копейки, но имеют зрительский успех, но чтобы получить громогласный успех у критиков – это надо постараться. И Пил постарался.

Get Out – не просто хоррор, и самое страшное в нем творится в первой половине, когда еще неясно, будет ли в фильме происходить нечто сверхъестественное, или все так и останется – на уровне самых базовых общественных и человеческих отношений. Главный герой Крис (Дэниел Калуя, известный по ролям в “Черном зеркале” и “Сикарио”) отправляется за город, чтобы познакомиться с родителями своей девушки Роуз (Эллисон Уильямс, Марни из сериала “Девочки”). Друг его предупреждает: не надо ездить к родителям белой девушки, будет беда. И он оказывается прав.

Ужасы “Ловушки” – не в том, кем семья оказывается на самом деле (в трейлере есть намеки на то, что родственники Роуз – не совсем нормальные люди), а в том напряжении, которое Крис чувствует, как только попадает в дом, где все обитатели – белее мела, а афроамериканцы – только среди прислуги. “Мы не расисты, мы любим Обаму,” – всячески доказывают родители девушки, но все их уверения только добавляют подозрений.

В эпоху трамповской Америки неглупая сатира Пила попала в точку: она поднимает тему того, можно ли примерить на себя чужой опыт, особенно если это опыт афроамериканцев в США, – и не боится пойти в этом до леденящей кровь буквальности. Весь хоррор построен на том, что зритель ассоциирует себя с главным героем, чувствует каждый заостренный угол реальности в которой он живет. Но возможно ли полностью проассоциироваться с героем, не разделяя его опыта во всей его полноте? Это вопрос, на который Пил, как ни странно, дает ответ, но он никому не понравится.

Кадр из фильма "Перестрелка"
Кадр из фильма "Перестрелка"

Свои ответы припасены и у Бена Уитли, известного британского постановщика, чью “Высотку” все так полюбили в прошлом году. Уитли снимал громкие фильмы и раньше, но на нашей территории его полюбили только сейчас. Его новая картина “Перестрелка”, где собрался, не побоимся этого слова, звездный актерский состав, получила премьеру на кинофестивале в Торонто и многим напоминает “Омерзительную восьмерку” Квентина Тарантино. Разве что с поправкой на реалистичность и юмор, вернее, ядовитый сарказм, которого у Уитли в избытке.

70-е, заброшенный ангар, где должна состояться сделка по продаже оружия представителям ИРА. Крис (Киллиан Мерфи) и Фрэнк (Майкл Смайли) пытаются сохранять спокойствие, пока Орд (Арми Хаммер) проводит сделку с Верноном (Шарлто Копли), Жюстин (Бри Ларсон) и компанией. Но дела идут не так, как ожидалось, и ангар превращается в поле боя – все палят друг в друга без разбора, промахиваются, пытаются выяснить, откуда взялась третья сторона, и хотят добраться до телефона, чтобы вызвать подкрепление. Полтора часа стрельбы могли бы всех утомить, но Уитли подчиняет эту мини-войну всех против всех внутренней драматургии и каждый новый забег героев на короткие дистанции – от одного укрытия в другое – имеет свой смысл.

Главная особенность “Перестрелки” (и в этом – еще одно сходство с тарантиновской “Восьмеркой”) – там нет ни одного симпатичного персонажа. Впрочем, когда речь идет о выживании в беспорядочной стрельбе, рассчитывать на голос разума не приходится, и в ход идут другие правила, имеющие мало общего с вежливостью. “Болеть” особенно не за кого, но наблюдать за происходящим на экране от этого менее интересно не становится.

Фото: comingsoon.net

Ну и третий фильм нашего обзора – неожиданный “Колоссальный” (в украинском прокате идет как “Моя девушка – монстр”, название, абсолютно не соответствующее замыслу фильма) Начо Вигалондо, испанского режиссера, который любит экспериментировать со смешиванием жанров. Главная героиня Глория (Энн Хэтэуэй) год сидит без работы, а образовавшийся вследствие этого вельтшмерц запивает с друзьями на вечеринках. Ее бросает бойфренд (Дэн Стивенс), и Глория возвращается в родной город в Нью Джерси, где есть хотя бы крыша над головой. В этот момент в Сеуле появляется огромный монстр, с которым Глория обнаружит связь.

Фильм Вигалондо, бесспорно, начинается как самая тривиальная мелодрама на свете: о возвращении лузера домой снято уже столько фильмов, что ставить снова на эту полудохлую лошадь кажется уже неприличным, но “Колоссальный” доказывает обратное. Появление Оскара, одноклассника Глории, испытывающего к ней непонятные чувства (Джейсон Судейкис, который наконец-то расширил свой актерский диапазон), и, собственно, линия с монстром в Сеуле показывают, что Вигалондо не интересуют обычные истории, а “Колоссальный” рассказывает историю не про старую любовь и даже не про переизобретение себя.

В каком-то смысле Colossal – это кино про травму (это хорошо иллюстрирует сцена, объясняющая, откуда взялся монстр в Сеуле) и про токсичные отношения, которые из этой травмы могут вырасти. Чтобы написать детальнее, придется разболтать много лишних деталей, а этого делать категорически не хочется. Скажем только, что сцена выхода из абьюзивных отношений сделана на грани с гениальностью и должна использоваться в терапевтических целях.

Все эти сокровища уже идут в прокате, причем у фильмов Бена Уитли и Начо Вигалондо есть сеансы на языке оригинала.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram