Международные организации не могут вести мониторинг сохранности памятников истории и музейных коллекций на территории Крыма, а сами крымские музеи, которые сотрясают непрерывные скандалы, становятся центрам идеологической работы.
Правовой тупик
Когда в 2013 году организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) после долгой подготовительной работы, которую вели администрация Национального заповедника «Херсонес Таврический» и министерство культуры Украины, внесла заповедник в список мирового культурного наследия, это было воспринято как большая победа и повод для гордости. Тогдашний директор заповедника Леонид Жунько, не скрывая радости, говорил, что признание высокого статуса должно обеспечить заповеднику должное финансирование, а также оградить охранные зоны памятников археологии от застройки.
На волне энтузиазма, поднявшегося после этого решения, крымские ученые и музейные работники надеялись, что ЮНЕСКО уже в ближайшем будущем внесет в список мирового культурного наследия еще целый ряд объектов на территории полуострова: Ханский дворец, средневековые памятники в окрестностях Бахчисарая, Судакскую крепость, пещерные города Мангуп-кале и Эски-кермен.
Сегодня эти надежды растаяли, как дым. «Думаю, пока не будут ослаблены санкции, пока будет сохраняться нынешняя политическая ситуация, мало шансов, что здесь будет какой-то прогресс», - цитирует сайт «Новости Крыма» археолога Александра Герцена, который много лет занимается раскопками на Мангупе.
Впрочем, как показывают события последних трех лет, международные институты не в состоянии обеспечить не только охрану, но и мониторинг ситуации вокруг крымских памятников культуры. ЮНЕСКО, будучи структурой ООН, в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи от 27 марта 2014 года признает территориальную целостность Украины, декларируя украинский статус Крыма и Севастополя
«Во всех своих действиях ЮНЕСКО руководствуется резолюцией Генеральной Ассамблеи от 27 марта 2014 года «О территориальной целостности Украины», которая, «подтверждает приверженность суверенитету, политической независимости, единству и территориальной целостности Украины в международно признанных границах», - однозначная позиция исполнительного совета организации.
Однако, руководствуясь этим принципом, представители ЮНЕСКО не могут посещать Крым, так как фактически полуостров находится под контролем российских властей. В связи с этим оценки ситуации даются исключительно дистанционно, в результате чего принимаемые ЮНЕСКО документы напоминают знакомые любому гражданину чиновничьи отписки. В частности там констатируют, что в настоящий момент не могут «подтвердить или опровергнуть информацию» о несанкционированных археологических раскопках в Крыму, а также «о незаконном экспорте археологических памятников в Российскую Федерацию».
В резолюции, посвященной Херсонесу и его хоре от 10 июня 2016 года (40 COM 7B.62), говорится об «удаленных методах зондирования» и выражается надежда, что представители ЮНЕСКО посетят заповедник и проверят его состояние «как только будет возможно».
В министерстве культуры Украины, анализируя полезный выход от этих деклараций, полагают, что ЮНЕСКО под предлогом деполитизации вопроса фактически самоустранилась от крымской проблемы.
Некоторые возлагают надежду на возможный приезд в Крым международной мониторинговой комиссии ЮНЕСКО. Украинские власти уже заявили, что на сессии организации, которая пройдет в летом этого года в Кракове, будут просить о ведении прямого мониторинга за ситуацией на полуострове, включая оценку состояния памятников археологии.
Миссия невыполнима?
Посещение мониторинговой группой ЮНЕСКО Крыма и Севастополя в текущей ситуации возможно только по согласованию Украины и России. Однако вряд ли они смогут прийти к соглашению о том, как уладить тонкости, связанные с официальным статусом комиссии и пересечением границы.
Но даже, если представить, что мониторинговая группа добралась до полуострова, то ситуация здесь может еще более осложниться. Дело в том, что по итогам поездки ей придется дать правовую оценку археологическим раскопкам, которые российские научные организации ведут на территории Крыма.
В настоящий момент в Крыму и Севастополе на регулярной основе работают семь российских археологических экспедиций. В частности на Керченском полуострове раскопки ведет Боспорско-пантикапейская экспедиция ГМИИ им. А. С. Пушкина. На территории крепости Чембало (Балаклава, Севастополь), в Судакской крепости, Старом Крыму и Херсонесе работают специалисты из Эрмитажа. И хотя в большинстве этих мест российские ученые работали еще до 2014 года, тогда они действовали в соответствии с украинским законодательством, сейчас же получают разрешительные документы в Москве.
Если в ЮНЕСКО считают, что Крым – часть Украины, то членам мониторинговой группы придётся признать, что все эти работы нарушают международные рекомендации, определяющие принципы археологических раскопок и им уже не удастся сослаться на отсутствие достоверных данных, как это делается сейчас. Понятно, что Россия не заинтересована в таком развитии событий, да и осторожные международные чиновники скорее предпочтут не посещать Крым, чем делать столь резкие заявления.
Кстати, указанный документ не только рекомендует странам – членам ЮНЕСКО воздерживаться от раскопок на занятых ими территориях других государств, но также по окончании конфликта вернуть все случайно сделанные находки стране, откуда они происходят.
Череда скандалов
По данным Госкомстата Украины на 1 января 2014 года в Автономной республике Крым и городе Севастополе действовало 40 музейных заведений, в которых хранилось 1250583 музейных предметов государственной части музейного фонда Украины.
Охватить все многообразие музеев, их коллекций и археологических памятников, в рамках одной статьи невозможно, для этого понадобится целое аналитические исследование. Поэтому мы остановимся лишь на тех местах, которые имеют общепризнанную мировую ценность.
Генуэзская крепость в Судаке, построенная в XIV-XV веках, в течение многих лет являлась одним из главных претендентов на внесение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. До 2014 года этот архитектурно-археологический комплекс был филиалом Национального заповедника «София Киевская». При российских властях он получил статус Государственного бюджетного учреждения Республики Крым, а его директором стала Раиса Новицкая.
Об уровне научной компетентности этой дамы можно судить по подготовленной ею видеозаписи «Судак: Экскурс в историю Крыма», вызвавшей настоящий шок даже у крымских провинциалов.
За два с половиной года, что Новицкая руководит музеем-заповедником, его постоянно сотрясают скандалы. То обрушится одна из башен, то бизнесмены начнут масштабное строительство на территории археологического памятника.
В конце прошлого года Следственный комитет РФ возбудил в отношении директора уголовное дело по подозрению в использовании труда сотрудников музея на территории собственного дома, а также в заключении фиктивного договора на охрану одного из объектов заповедника. О дальнейшей ее судьбе пока ничего неизвестно.
Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник – самый большой музей Крыма. Он включает в себя 117 памятников истории и архитектуры, а его фондовые коллекции насчитывают 140 тысяч музейных экспонатов. В ведении музея находится Ханский дворец в Бахчисарае, пещерные города Мангуп, Эски-кермен и Чуфут-кале, претендующие на внесение в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Уже в апреле 2014 года крымские власти заменили бывшего директора Валерия Науменко, руководившего музеем в течение трех лет, на Эльмиру Аблялимову, которую представил сотрудникам лично Сергей Аксенов. Аблялимова до марта 2014 года была чиновницей - заместителем главы Бахчисарайской районной государственной администрации (РГГА). Трудовой коллектив ее не принял. В ходе скандальных разборок в местных СМИ фигурировали письма научной общественности с протестами против назначения нового директора, попытки разыграть межнациональную карту, слухи о хищении музейных ценностей и разоблачение коррупционных схем по предоставлению в аренду площадей для точек общепита в охранной зоне памятников истории.
В итоге Аблялимова продержалась лишь до декабря 2014 года, а ей на смену пришел Вадим Мартынюк, бывший сотрудник прокуратуры, ранее занимавшийся в Бахчисарайском музее экономическими вопросами. В деле музейной и научной работы Мартынок известен, разве, что скандалом с освоением 170000 рублей на создание «Виртуального тура» по заповеднику, который так и не предъявили общественности.
Российский десант
У Херсонесского заповедника своя проблема – взаимоотношение с общиной Московского патриархата, которая прочно прописалась на территории городища. Примерно 20 лет назад до восстановления Владимирского Собора община получила во временное пользование помещение музейного лапидария, в котором до 1924 года располагался храм Семи священномучеников. Когда в 2000 году Собор восстановили, верующие отказались покидать музейное помещение. С годами аппетиты духовенства росли, и сейчас оно требует на основании российского законодательства отдать патриархии все здания музея, где когда-то располагался Херсонесский мужской монастырь.
Осваивая Херсонес, российские чиновники сделали ставку на кадры с материка. Руководить заповедником летом прошлого года прибыла из города Владимир Светлана Мельникова, которая до этого в течение нескольких лет была директором Владимирско-Суздальского музея.
О своей миссии она выразилась следующим образом: «Надо как-то Крым с корнями (российскими – авт) вот так вот соединять, соединять, соединять. Это очень важно».
Вместе с Мельниковой из Владимира прибыла ее правая рука – заместитель директора заповедника по развитию: Александр Капусткин – в недавнем прошлом чиновник владимирской администрации, защитивший диссертацию на тему «Символика муниципальных образований РФ».
Неудивительно, что с такой командой Херсонес постепенно превращается в центр патриотической пропаганды, чего не было даже при СССР, когда он оставался единственным свободным от идеологии островком в городе. Так недавно здесь открылась выставка «Фотоаппарат Калашникова», приуроченная одновременно к дню Советской армии и сотой годовщине революции 1917 года, на которой демонстрируются фотографии советской эпохи.
Патриотическое воспитание в соответствии с «линией партии» – важная часть функционирования российской музейной системы. Даже в тех крымских музеях, которые по своему профилю никак не связаны с событиями XX века, регулярно проводятся мероприятия на тему «подвига советского народа», «интернационального долга» российских солдат на территории других государств и прочие подобные. И это, пожалуй, самое печальное.