ГлавнаяКультура

Время долгих теней

С 14 октября в Национальном музее Тараса Шевченко открыта выставка Никиты Шаленного «Четвертое парадное» - проект, в котором он продолжает исследовать спиральность истории, проводя параллели между современностью и средневековьем.

Куратор выставки Константин Дорошенко обращается к теории о долгом средневековье Жака Ле Гоффа. Но если французский историк-медиевист утверждал, что этот исторический период длился до ХІХ века, то «Четвертое парадное» демонстрирует продолжительность «темного времени» до сих пор.

«За непростым и неоднозначным интересом, проявляемым нашими современниками из развитых обществ к Средневековью, просматривается с трудом скрываемое вековое презрение» - пишет Ле Гофф. Как для ренессансного человека средние века - воплощение одиозного и отсталого, так для Никиты Шаленного лабиринты типичной многоэтажки - символ отвратительного и дикого в нашем сознании.

На выставке были представлены семь живописных работ крупного формата. Нетривиальное построение экспозиции больше напоминает квест, а выбранное для работ пространство “подыгрывает” общей концепции проекта. Продвигаясь вдоль специально повешенного электропровода, зритель находит картины в самых неожиданных местах: под лестницей, в подсобке или за полузакрытой дверью кладовой.

Шаленный изображает интерьеры обычного панельного дома, используя классические художественные образы и средневековую атрибутику. Так, на одной из работ изображены едущие в лифте жители многоэтажки, вооруженные копьями. На другой - двое мужчин в традиционных старинных одеждах стоят на балконе, откуда открывается панорамный вид на спальный район, застроенный такими же панельными «донжонами». Расположившись на недосягаемой высоте, герои этой работы развлекаются своими арбалетами, подобно мальчишкам, которые бросают в прохожих пакеты с водой, уверенные в своей безнаказанности.

В “Четвертом парадном” можно увидеть и портрет инфанты Маргариты, которая выглядывает из-за двери кладовой. Художник использует известный прием апроприации: заимствуя изображение из работы Веласкеса, он помещает инфанту в каркасном платье в тесный лифт с хулиганскими надписями на стенах.

Начальная работа в экспозиции служит связующим звеном с местом проведения выставки – музеем Шевченко. На изображении парадного в окне виден бюст Шевченко. Но обращение к идолу украинской культуры - не только дань музейному пространству. Прежде всего, художник обращается к Шевченко как к портретисту, который одним из первых в империи обратился к образу маргинального человека. «Он не пытался создать аллегории, а просто воспринимал и принимал человека таким, какой он есть - человека с большим количеством слабостей и пороков» - объясняет Константин Дорошенко.

4-е_парадное,фрагмент
4-е_парадное,фрагмент

Впрочем, в своих работах Никита Шаленный затрагивает не только социальную сторону жизни. Название выставки – это в том числе и воспоминание о прежнем месте жительства художника. Изображенные на картинах интерьеры, обшарпанные стены подъездов и серость спальных районов - абсолютно реальные. Эта серия работ Шаленного - о взаимоотношениях с миром, который окружает собственную крепость человека - его дом. Переступая порог собственной квартиры, человек сразу же попадает в чужую среду, где работают совершенно другие законы. В парадном своего дома можно встретить кого угодно – менеджера среднего звена или же соседа-алкоголика, учительницу или танцовщицу ночного клуба. Но мы, как правило, выбираем не тратить время на идентификацию людей, с которыми сталкиваемся, а просто как можно быстрее пройти мимо. Целеустремленный забег от двери своего дома до места назначения освобождает от необходимости неудобных встреч в современном Мордоре.

В последнее время можно наблюдать актуализацию темы средневековья. На Ukrainian Fashion Week дизайнер Катя Березницкая вместо обычного показа представила зрителям арт-видео Pokrova, идейной основой которого стал пересказ освобождения Константинополя от язычников. Возрождение национальной сакральности стало основной темой выставки «Український зігафолк», которая была скандально закрыта спустя два дня после начала работы.

Выставка “Четвертое парадное” продлится в Национальном музее Тараса Шевченко до 16-го ноября.

Татьяна Лысун Татьяна Лысун , Журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter