ГоловнаКультура

Приватизировать бомбоубежище. Цена вопроса

Помните школьные уроки гражданской обороны? Что необходимо предпринять, заслышав сигнал тревоги? Правильно – отправляться в бомбоубежище.

Приватизировать бомбоубежище. Цена вопроса
Фото: Макс Левин

Только если раньше их в столице было больше сотни, то сегодня и пару десятков не насчитаете. И не только потому, что оставленные без присмотра подвалы затапливаются или ветшают.

Оказывается, приглянувшийся бункер можно запросто приватизировать. Были бы связи. Стоит недорого. Чиновники подобные сделки легко проворачивают. Пользуются тем, что точное количество и расположение бункеров – государственная тайна.

«В основном бомбоубежища покупают под склады или хозпомещения»

В пресс-службе МЧС уверяют: защитных укреплений хватит на всех: «Прятаться, в случае чего, можно не только непосредственно в бомбоубежищах, а и в подвалах домов, метрополитене».

При этом начальник столичного ГУ по вопросам чрезвычайных ситуаций Виталий Пшеничный в официальном письме Lb.ua сообщил: «Киев относится к особенной группе по гражданскй обороне, потому в городе используются убежища 2-4 класса и подземное пространство, подвальные помещения домов и метрополитен. Это обеспечивает укрытие 64% населения».

Не густо, правда? Как думаете, эта цифра учитывает только официально зарегистрированных в Киеве или реально проживающих?

В письме от ГУ по вопросам чрезвычайных ситуаций также сообщалось: бомбоубежища строили в 1960-1980 годах. В целом их состояние можно оценить как «готовые» и «ограничено готовые». Но информация касательно их общего количества и местонахождения – конфиденциальная. Ответственность за содержание объектов возлагается на руководителей объектов хозяйствования независимо от формы собственности.

В МЧС не скрывают: многие бомбоубежища распроданы. Однако, по версии ведомства, даже после смены собственника бомбоубежищами они быть не перестают.

«В основном их покупают под склады или хозяйственные помещения, - рассказал Lb.ua сотрудник ГУ МЧС Украины в городе Киеве, пожелавший остаться неназваным. - C новыми собственниками составляют договор, согласно которому, в случае необходимости, они обязаны будут подготовить помещение к эксплуатации в течение трех-пяти часов». Таким образом, даже выкупив объект, новый собственник не сможет использовать бомбоубежище по своему усмотрению. Попробуй, преврати в укрытие ресторан или сауну. Такое возможно, например, если в бомбоубежище владелец оборудует склад, да еще и обязательно с негорючими веществами, которыми - в экстренном случае - можно было б укрепить стены.

Ну, как вам? Много найдется желающих вкладывать деньги в такую недвижимость? Впрочем, это - только версия МЧС. В реальности, приобрести бомбоубежище в столице - плевое дело. При желании там можно открыть хоть магазин, спорт-зал или сауну с бассейном.

Ресторан, расположенный в одном из бывших корпусов завода Большевик на площадях бомбоубежища
Фото: mycityua.com
Ресторан, расположенный в одном из бывших корпусов завода Большевик на площадях бомбоубежища

В этом корреспонденты Lb.ua убедились самостоятельно.

Найти в Интернете объявление о продаже хранилища не сложно, достаточно лишь вбить в поисковую строку запрос: «продам бомбоубежище». Тут же открывается множество ссылок на объявления.

• Например, за $ 165 тысяч хозяйка Галина предлагают приобрести бывшее бомбоубежище в 171 «квадрат» на улице Ивана Кудри (Печерск).

• Заплатив $ 120 тысяч, можно приобрести хранилище на углу улиц Искоровская и Уманская, площадь которого – 161 метр. «Хозяева уверяют: помещение подойдет под любой вид деятельности, например, там можно открыть спортклуб, интернетклуб, склад».

• Посредник Павел приглашает на просмотр 135 метрового «сухого и чистого» укрытия на Вышгородской 56/2. Приобрести помещение можно за $ 98 тысяч или арендовать за $ 550 в месяц.

И это далеко не все.

Наше внимание привлек бункер под жилым домом на Печерске, на улице Ивана Кудри. Так как он самый большой – 171 квадратный метр, еще и в центре города. Мы позвонили по номеру, указанному в объявлении, хозяйка недвижимости Галина предложила перезвонить посреднику Зое и договориться о просмотре.

«Не беспокойтесь: в бомбоубежище можете открыть хоть сауну, хоть пивную»

На следующий день, по прибытии на место, выяснилось: интересующее нас помещение находится под старой кирпичной «сталинкой». С улицы ничто не указывает на то, что в доме имеется еще и «минус первый» этаж.

Возле подъезда встретила маклер Зоя, сразу поинтересовалась: не на каблуках ли я - посоветовала ступать осторожно. Действительно лестница в бомбоубежище вела очень крутая, к тому же было совсем темно. Спустившись вниз, очутились в помещении из множества небольших комнат. Что любопытно: воздух не был затхлым – давала о себе знать мощная вытяжка.

Впрочем, толстые стены, массивные двери и вентиляция – единственное, что указывало на первичное предназначение помещения. Ни стульев, ни спальных мест, ни полок, где можно было бы хранить провизию тут не обнаружилось. Точно как запасов воды и работающей радиоточки (для трансляции экстренных сообщений).

Общее состояние подвала таково, что тут впору снимать хорор, а не укрывать – пусть даже на короткое время – людей. Штукатурка во многих местах отвалилась, земляной пол – завален мусором, свет слишком тусклый. Похоже, ремонт тут не делали с самого дня постройки.

Фото: Макс Левин

«Площадь тут 171 квадрат, потолки - 2,8, но поскольку полы земляные, поэтому можно углубиться до «трех с небольшим», - перечисляла Зоя, - В бомбоубежище очень хорошая вентиляция, есть четыре «мокрые» точки – т.е. вы сможете сделать четыре санузла».

«Эту стену нельзя снести – она несущая, - указала Зоя на массивную кирпичную стену в полметра толщиной, - а, например, эту – пожалуйста, если вам будет нужно - уберете».

Оказалось, оборудовать прямой выход на улицу - чтоб не приходилось каждый раз бегать через подъезд – тоже можно. «Я покажу, где можно будет прорубить дверь», - пообещала маклер. По-соседству, на улице Глазунова, в таком же бывшем бомбоубежище мы обнаружили салон красоты. «Ну, а это, на Кудри, смотрят и под сауну, и под пивную и под спорт-зал», - поделилась Зоя.

Фото: Макс Левин

«Я знаю, что бомбоубежище можно приобрести только под складские помещения и в случае непредвиденной ситуации мы обязаны будем предоставить его в распоряжение МЧС. А вы говорите, что тут можно открыть и сауну и кафе…» – спросил Lb.ua уже под конец просмотра. Ответ не удивил: «Ни о чем не беспокойтесь. Вы можете там открыть все что угодно: хоть сауну, хоть кафе. Это собственность физического лица, там уже было две перепродажи. Вы будете полноценным законным собственником», - заверила Зоя.

«Бомбоубежище приватизировали в 2007 году, тогда управление возглавлял Анатолий Чуб»

В Министерстве чрезвычайных ситуаций Lb.ua сообщили: вопросы, касающиеся планирования укрытия населения в защитных сооружениях входят в полномочия местных органов власти. Они же ведут учет помещений, контролируют их содержание и использование в мирное время.

Однако, в столичном главке коммунальной собственности нас заверили: не владеют информацией относительно приватизации данных площадей.

«Сообщаем, что ГУ коммунальной собственности Киева не проводили мероприятий касательно приватизации и отчуждения объектов цивильной обороны – бомбоубежищ», - сообщил Lb.ua начальник главка Дмитрий Парфененко в ответе на официальный запрос.

Кроме этого в письме сообщалось: «Для выполнения распоряжения Киевской городской государственной администрации от 30.12.2009 «О проведении в 2009-2010 годах технической инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Киеве» была утверждена территориальная инвентаризационная комиссия, которая проводит обследование та инвентаризацию защитных сооружений».

Но бомбоубежища, выставленные на продажу «в ведомости убежищ гражданской обороны, которые находятся в коммунальной собственности Киева» не значатся.

Хозяйка бомбоубежища на Ивана Кудри рассказала Lb.ua: приватизировали его четыре года назад. После этого подвал уже несколько раз перепродавали. Вероятно, для того чтоб «отбелить» сделку. Как известно четыре года тому профильное управление возглавлял одиозный Анатолий Чуб (депутат от Блока Черновецкого).

В феврале 2011 Попов уволил чиновника с занимаемой должности. В СМИ неоднократно сообщали об уголовных делах, заведенных на Чуба. Так, его считают причастным к пропаже приватизационных документов Киевсовета за 2006-2010 годы, которые исчезли вместе с машиной депутата Петра Иванова. Он был в числе лиц, против которых 30 августа 2010 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту служебной халатности.

Ядерный взрыв переживут только первые лица страны

Намного лучше следят за правительственными бомбоубежищами. Во-первых, строения такого рода – самые безопасные: стены укрытия выдерживают удар до 5 кг на квадратный сантиметр. Эти объекты содержатся на глубине семи этажей под землей. Тут можно переждать даже прямое попадание атомной бомбы. Доступ к ним имеют считанные люди - объекты засекречены. Специалисты говорят, что так защищены здания парламента, Кабинета Министров и Администрация Президента. Даже местные органы власти, например, столичная мэрия, не могут похвастаться такими убежищами.

Знающие люди уверяют: из большинства правительственных зданий есть выходы в киевское метро. Например, из АП можно спуститься на Арсенальную, а из Нацбанка - есть выход на метро Крещатик.

Слухами о том, какие меры предосторожности уготованы первым лицам государства, переполнены многие сайты, об этом с удовольствием судачат чиновники среднего звена, работающие в данных структурах.

Так, за чашкой кофе в Раде вам с удовольствием расскажут о таинственном туннеле, по которому из здания на Грушевского можно под землей пройти до комитетов на Садовой. Подобные истории вы услышите про громаду Министерства иностранных дел. А от Минобороны, по слухам, можно пробраться до железнодорожного вокзала.

Так это или нет, наверняка неизвестно – гостайна.

Фото: Макс Левин

Точно также невозможно проверить слух об отдельной системе туннелей, по которой якобы можно будет эвакуировать высшее руководство страны в аэропорты и за пределы города.

Местные органы власти защищены гораздо скромнее, чем государственные. Стены этих хранилищ защитят от удара силой до 3 кг на квадратный сантиметр. Точно такими же оборудованы заводы и фабрики, где работают с опасными веществами, например, киевский завод Оболонь. Прямого попадания сверхмощного оружия они не выдержат, но от артобстрелов и от химических атак защитят.

Правда, простым горожанам, не работающим на вредных производствах или в правительстве, придется, в случае чего, туго. Подвалы домов, паркинги, прочие похожие подземные помещения выдержат удар 2 и 1 кг на сантиметр квадратный. Там можно спрятаться разве что от радиационного дождя и пулеметных очередей.

Если, конечно, предприимчивые чиновники не умыкнут и эти закутки.

Марія РидванМарія Ридван, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram