В конце сентября министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко снова порадовал нас новостью о том, что правительство уже приняло решение о начале спецрасследования по ситуации на рынке топлива и введении уже с 1 декабря пошлины на ввоз импортных нефтепродуктов. Это, по мнению чиновника, позволит обеспечить работу наших НПЗ.
Отметим, что для старожилов украинского топливного рынка уже давно стала привычной ситуация, для которой характерно превалирование внутри страны предложений нефтепродуктов импортного происхождения. И для многих подобное состояние дел не есть чем-то из ряда вон выходящим. Ведь ресурса достаточно, он приемлемого качества и по конкурентной цене. Другое дело, что, как говорил герой известного всем нам фильма – «за державу обидно!».
Ведь изначально, имея шесть «родных» крупных нефтеперерабатывающих заводов, суммарная проектная мощность которых еще не так давно превышала 50 млн. тонн нефти в год, сегодня имеем единственный реально работающий, да и то – не на полную мощность завод в Кременчуге.
Мы специально не говорим тут о целом ряде газоперерабатывающих заводов (из которых, к превеликому сожалению, также работает лишь один – в Шебелинке) и мини-НПЗ. Речь сегодня о возможности возрождения былой славы, замаячивших перспективах налаживания масштабной переработки в Украине именно нефтяного сырья и производства должных объемов готовых нефтепродуктов, как для потребностей внутреннего потребителя, так и для завоевания рынков ближнего зарубежья…
Правительство должно понимать, что если украинские НПЗ перестанут работать, эффект от этого намного сильнее ударит по бюджету и экономике в целом, чем потери, связанные с временными налоговыми льготами
— Владимир Жмак, исполнительный директор "ТНК-BP Коммерс"
При этом выход один – введение Украиной заградительных пошлин на нефтепродукты с целью нивелирования привлекательности поставок из других стран, что автоматически повысит рентабельность переработки внутри страны. Однако, несмотря на всю привлекательность подобных шагов правительства, есть и минусы. Помимо того, что заработают отечественные предприятия, нефтепродукты в Украине неизбежно подорожают.
Напомним, что еще в конце марта прошлого года, во время подписания меморандума о взаимном партнерстве между Кабинетом министров Украины и собственниками украинских НПЗ, премьер-министр Николай Азаров заявлял, что правительство хотело бы увеличить долю отечественных нефтепродуктов на внутреннем рынке до 70%. При этом он констатировал, что за последние годы в Украине постоянно сокращался объем переработки и пообещал, что Кабмин будет взаимодействовать с переработчиками в части принятия мер для увеличения доли переработки и модернизации украинских нефтеперерабатывающих заводов.
Еще одним вариантом улучшения ситуации с нефтепереработкой в Украине может стать вступление нашей страны в Таможенный союз. Перспектива заманчива для наших высокопоставленных чиновников в частности тем, что Россия предлагает в обмен на этот шаг понизить цену на российский газ с нынешних $426 до $160 за тысячу кубометров. По крайней мере, такое заявление сделал в минувший вторник премьер-министр Николай Азаров.
О позитивном влиянии участия страны в подобном межгосударственном объединении красноречиво свидетельствует опыт Белоруссии, НПЗ которой мало того, что с лихвой покрывают внутренний спрос на качественное и сравнительно дешевое топливо, так уже и вознамерились обеспечивать бензином и дизелем россиян, которые собственно и поставляют сябрам надлежащие объемы нефти по приемлемым ценам.
Однако Николай Янович также отметил, что на страны Таможенного союза приходится 40% внешней торговли Украины, поэтому с одной стороны нам может быть выгодно вступление в него. Но с другой стороны, 30% внешнего товарооборота приходится на страны Европейского Союза, поэтому Украине важна также и зона свободной торговли с ЕС. В связи с этим Азаров заявил, что Украина не хочет выбирать между Таможенным союзом и ЕС.
Вот нам говорят: вступайте, например, в Таможенный союз, и тогда вы получите определенную скидку. А мы говорим: нам не надо делать скидку, нам необходимо нормальное соглашение
Поспешил отмежеваться от подобных перспектив и профильный министр Юрий Бойко, который заверил, что Украина не будет вступать в Таможенный союз для получения от России скидки на газ. Министр энергетики и угольной промышленности Украины заявил также, что «никаких торгов нет, все определяется у нас законом об основах внешней и внутренней политики». Напомним, что данный закон фиксирует внешнеполитический курс Украины на европейскую интеграцию. Как видится, в результате можем остаться ни с чем, продолжая балансировать по лезвию пресловутой многовекторности…
Вместе с тем, как отмечают эксперты, от такого предложения очень трудно, почти невозможно отказаться. А экономические преимущества перевешивают политические риски. Так что после парламентских выборов это вполне может произойти.
Как бы то ни было, вступление в Таможенный союз является вопросом достаточно сложным и противоречивым. Не менее проблематичным, судя по всему, будет и вопрос о введении заградительных пошлин на нефтепродукты.
Правительство может и не пойти на введение пошлин, считает заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. По словам эксперта, сейчас лишь начато расследование. И совсем необязательно, что межведомственная комиссия прислушается к пожеланиям министра энергетики и угольной промышленности. Г-н Рябцев напоминает и о недавнем заявлении премьера о том, что введение пошлин приведет к резкому росту цен на нефтепродукты. «Я очень сомневаюсь в том, что за последние месяцы Николай Азаров изменил свою точку зрения», - подчеркивает аналитик.
К тому же само по себе введение пошлин не приведет к запуску НПЗ, уверен эксперт. «Нефтеперерабатывающие заводы остановились не из-за того, что пошлин нет. Они стоят из-за того, что у них неэффективная переработка. Они не конкурентоспособны», - резюмирует Рябцев.
Интересна точка зрения и директора научно-технического центра Сергея Сапегина, который считает, что за такой короткий срок комиссия просто не успеет провести спецрасследование и ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. «1 декабря - это дата не реальная, поскольку комиссия должна сделать достоянием гласности результаты расследования и лишь потом, по истечении 90 дней, вводить пошлины», - заявляет эксперт.
Кроме того, Геннадий Рябцев считает, что Украина вряд ли пойдет на введение пошлин на импортные нефтепродукты. «Это лишь предложение Минэнэргоугля, а само решение о введении пошлин принимает Межведомственная комиссия по международной торговле, члены которой еще не в курсе такого предложения министра энергетики и угольной промышленности», - сказал он.
Как видим, введение пошлин может оказаться не такой уж легкой задачей. Одного решения правительственных чиновников здесь недостаточно. Поскольку Украина является членом ВТО, необходимо соблюсти все процедуры в рамках спецрасследования Межведомственной комиссии по внешней торговле. Сроки расследования могут затянуться минимум на полгода.
По мнению Рябцева, на сегодняшний день не существует оснований для каких-либо ограничений импорта. Существует дефицит доказательной базы для применения этих мер, в частности, нет доказательств того, что кто-то демпингует отрасль. Если же идти по пути антисубсидиарных мер, то нужно будет доказать, что, например, в странах Таможенного союза, в Беларуси, эта отрасль субсидируется. Однако, заверяет эксперт, в этих странах субсидий для отрасли нет.
Украине придется доказать, что нынешнее состояние вещей угрожает национальному производителю, национальной безопасности. «В прошлом году был дефицит этих доказательств. Даже при сумасшедшей поддержке Минэнергоугля не удалось доказать ни один из пунктов этих обвинений, которые выдвинули собственники украинских НПЗ. Так что можно утверждать, что высказывание министра еще не является гарантией введения пошлин», - подчеркивает Рябцев.
Не исключено, что вопрос о введении пошлин вновь вынесен на повестку дня именно под возможную покупку Лисичанского НПЗ. На роль покупателя прочат бизнесмена Дмитрия Фирташа, считает Геннадий Рябцев. Так, решение о возможности введения импортных пошлин совпало во времени с многочисленными заявлениями руководства Луганской области о смене собственника предприятия. «Если не ввести пошлины, если не обеспечить поступления нефти без уплаты НДС на это предприятие, то любая экономическая целесообразность смены собственника отсутствует», - говорит эксперт.
Резюмируя все вышесказанное, в который раз отметим, что если пошлины на импортные нефтепродукты все-таки будут введены, то их размер составит от 100 до 120 евро за тонну. В результате отечественная переработка получит условия работы и рентабельность на уровне, которые позволят конкурировать с заводами ближнего зарубежья. Однако цены на АЗС неотвратимо повысятся на 1-1,20 грн., уверены эксперты. И это повышение сразу же отразится на себестоимости большинства товаров и услуг в стране, спровоцировав раскручивание инфляционных процессов.