ГоловнаБлогиБлог Цили Зингельшухер

Большая игра

Донбасский кризис подошёл к кульминационному моменту. До развязки очень далеко, но именно в ближайшие дни на перекрёстке Судьбы участниками и ведущими мировыми игроками будет определено направление, в котором повернут события. 

Сложность ситуации в том, что кроме ярко-выраженных антагонистов (Россия-агрессор, Украина-жертва в развязанной «гибридной войне»), условные сторонники соблюдения норм международного права- США, Европа, другие страны G-7 и Китай не имеют твёрдой, единогласной позиции по вопросу разрешения конфликта и ведут свою игру.

Формально весь цивилизованный мир поддержал Украину, её территориальную целостность и суверенитет, ещё с началом оккупации Россией Крыма. Но поддержка де-юре, многократно высказанная Украине мировым сообществом и напрямую, и через СовБез ООН, де-факто гораздо больше похожа лишь на моральную. Так называемые «два уровня» санкций, введённые мировыми державами против членов правительства России, окружающих Путина олигархов и мелких чиновников, участвующих в организации аннексии Крыма, а затем развязывании террористической войны в Донбассе, слабовато поколебали фундамент российской экономики и уверенность в завтрашнем дне путинского окружения. Несмотря на то, что Путин явно не ожидал даже такой реакции и вынужденно поумерил свой боевой запал, стратегической сверхзадачей которого была оккупация всего Юго-Востока Украины, кремлёвский властелин газовых кранов имеет ещё достаточно козырей в своём рукаве для продолжения игры.

Базисные пункты наихудших для Украины путинских сценариев- План А (прямая военная агрессия на Юго-Восток в качестве «Освободителя от фашизма» с одновременным возвратом Януковича на трон), План Б (формирование марионеточных «республик» как минимум в Донбассе, как максимум в Запорожской, Одесской, Днепропетровской, Харьковской областях по «референдумному крымскому сценарию»- «Владимир- Собиратель земель Русских») провалены. Уже ясно, что прямой агрессии не будет, Путин полностью утратил стратегическую инициативу с точки зрения эффективности ведения войны. Украина, ещё 3 месяца назад с огромнейшим трудом сумевшая наскрести лишь 400 спецназовцев и несколько тысяч плохо-вооружённых, не имеющих средств защиты солдат, стремительно возрождает армию и Нацгвардию. Численность подразделений, в т.ч. бригад аэромобильных войск и добровольческих батальонов, как наиболее патриотично-настроенных и боеспособных уже приближается к 20 тысячам.

План Б также полностью забыт, даже Россия не вспоминает о бутафорских «референдумах» 11 мая, якобы проведённых в Донбассе. На повестке План В- максимально продолжительное проведение «гибридной» террористическо-диверсионной войны с одновременным политическим давлением России на Украину.

С военной точки зрения цель Плана В- разрушение экономической инфраструктуры Донбасса и по возможности остальной части Украины, уничтожение транспортных магистралей, промышленных площадок, объектов госуправления (это своеобразная «закладка» на будущее, с помощью которой Кремль будет организовывать на этих территориях постоянные социальные волнения, вызванные безработицей, нищетой, неспособностью киевских властей организовать социальное, медицинское обеспечение).

С политической- Россия добивается создания буферного эрзац-государства, «второго Приднестровья». Никаких самопровозглашённых ДНР, ЛНР и тем более Новороссии (по крымскому образцу) с последующим односторонним признанием Кремля не будет. Даже нестройная, разноголосая и неуверенная позиция сопротивления Европы не позволит Путину пойти на такой шаг. Ему остаётся последнее:

- добиваться замораживания конфликта (тем самым оставляя часть Донбасса юридически вроде в Украине, но фактически превращая в «чёрную дыру» «второго Приднестровья»);

- добиваться втягивания Киева в переговорный процесс с ДНР и ЛНР (тем самым умывая руки и сбрасывая ответственность перед мировым сообществом, отодвигая угрозу «третьего уровня» санкций и выставляя конфликт исключительно гражданской войной, со всеми вытекающими последствиями переговоров «воюющих сторон»);

- продолжать вести диверсионную войну, поставлять боевиков, технику, оружие, настолько долго, насколько ему позволит положение на украино-российской границе, выторговывая отказ Украины от НАТО и прямо лоббируя коллаборационистов в органы региональной власти.

Позиция Киева, а точнее новоизбранного президента Порошенко, вроде бы ясна и понятна- единая, унитарная, суверенная Украина, с единственным украинским государственным языком и проведением децентрализации власти и передачи части прав, властных и финансовых, в регионы. Но последние высказывания Порошенко и его окружения не позволяют делать вывод, что всё так однозначно. Анонсированные изменения к Конституции вводят понятие «специального статуса» русскому и др. языкам. Это слишком похоже на то, что президент хочет обмануть народ и законодателей, формально оставляя один государственный, но вводя его полную замену в отдельных регионах, прикрываясь хитрой формулировкой «специальности». Во-вторых, объявленная им децентрализация может дискутироваться только легитимными представителями украинской власти, будь то правительство, депутаты ВРУ или депутаты местных советов. Но никак не ДНР и ЛНР, давно объявленные террористическими организациями, лидеры которых пребывают в международном розыске.

Отсюда вопросы. Зачем Порошенко объявил одностороннее прекращение огня (ошибочно называемое многими «перемирием»), зачем он фактически пошёл на переговоры с представителями террористов и каков, в конце-концов, его стратегический план решения вопроса?

1. Порошенко показал себя приверженцем мира. «Мирный план» поддержали ЕС, США и все-все-все. Даже кремлёвский нанофюрер вынужденно скорчил обездвиженное ботоксом лицо в одобрительной гримасе. Его оголтелая пропаганда, выставляющая его «борцом с фашизмом» и «воином-освободителем русского народа», крепко забуксовала. Лавры миротворца Порошенко «освятил» весь мир. К оружию следует прибегать в последнюю очередь, когда другие средства окажутся недостаточны. Порошенко решил показать миру попытки поиска таких средств.

Порошенко как человека можно понять. Он думает о возможных жертвах. Мы тоже, сидя у мониторов, думаем о них. Разница в том, что мы думаем о жертвах среди врагов, а он думает о неизбежных жертвах среди наших солдат и мирного населения.

2. Возможные лишения, которым подвергнутся ленивые и жадные европейцы от усиления санкций и определённого обратного эффекта будут оправданы «борьбой за мир». Наконец-то Украиной выигран бой на поле информационной войны.

3. Абсолютно точно просчитаны и Украиной, американскими и европейскими друзьями нашей страны, действия боевиков-террористов во время одностороннего прекращения огня. Значительная, если не основная часть боевиков уже давно не управляется Кремлём. Они по своей инициативе и, возможно, по приказу из Москвы провели несколько атак за время «перемирия». С военной точки зрения- они нанесли урон нашим войскам, есть убитые и раненые. Это страшно. Наши всё это аккуратно зафиксировали и показали- Путинские бандиты не идут на предложенный мир.

То, что вы сейчас прочитаете ещё страшнее и циничнее. Но нужно чётко отделять военный аспект вопроса от политического. В политическом плане Порошенко и ЕС одержали победу над Россией, которая руками своих боевиков окончательно разрушила свой миф о «гуманитарной помощи, оказываемой Москвой русским Донбасса». Несмотря на многочисленные жертвы, которые понесла наша армия за время прекращения огня…

И теперь мы подошли к ключевому моменту. Все вышеперечисленные преимущества «Плана Порошенко», а именно так, в третьем лице многократно и надменно называет Пётр Алексеевич свои предложения по мирному урегулированию, могли бы сработать если бы он продолжил их следующими шагами: 

1. После подписания Ассоциации с ЕС, видя ежедневное нарушение боевиками прекращения огня, ежедневную заброску Россией оружия, Порошенко не имел права открывать переговоров/консультаций (назовите как-угодно) с террористами. Не важно, кто был теми персоналиями, которые были ему навязаны Путиным. Сами россияне так когда-то обожглись, сев за стол переговоров с Басаевым и Масхадовым. Как только это произошло, тут же Россия потеряла Чечню, сама же легализовав НВФ.

2. Ежедневно необходимо было наращивать военную группировку в зоне АТО. По оценке военных специалистов имеющейся там 20-тысячной группировки украинских войск (если верить неофициальным сообщениям СМИ) недостаточно, чтобы зачистить территорию Донбасса, в котором численность боевиков оценивается от 10 до 20 тысяч. Даже если взять за основу меньшую цифру, даже если предположить, что 50% этих людей составляют наркоманы, пьяницы и откровенные люмпены, соотношение сил недостаточное для военной операции условно «малой кровью». Соотношение сил должно быть 1 к 5, даже 1 к 7. Опыт Чечни, Израиля, бывшей Югославии доказывает. Более того, даже если предположить, что густонаселённые районы центра и севера Донбасса, которые сейчас заняты боевиками, будут последовательно зачищаться, то это займёт в идеале 3-4 месяца. С учётом необходимости обеспечения милицейских функций на этих территориях в ближайшее время (как минимум полгода), группировка войск должна насчитывать не менее 60-70 тысяч человек. Нет доказательств тому, что президент отдал соответствующие приказы Минобороны о проведении дополнительной мобилизации и переброске частей в зону действия АТО.

3. Необходимо срочное объявление зоны АТО территорией с военным положением, что полностью легализует применение ВС. Для этого президент обязан был вести консультации в Раде, не отпускать парламент на каникулы, а вносить вопрос на голосование.

4. За истекший месяц после выборов президент обязан был провести ротации в МО и МВД. Возможно в оперативном командовании армии и Нацгвардии (лучше знают информированные источники) и обязательно в структурах материально-технического и тылового обеспечения. Там сидят преступники. За 3,5 месяца они не смогли наладить обеспечение армии. Из 8 млрд. выделенных средств потрачено всего 0,5. Акция 565 фактически не работает-из собранных более 130 млн. по различным сообщениям потрачено не более 30. Министр Коваль постыдно блеет с трибуны ВРУ лишь о проблемах с бронежилетами и кевларовыми касками. Как-будто армия не нуждается в лекарствах, пище, воде, одежде, медобслуживании, новых видах вооружения. Лишь спустя 2 месяца (!) после начала боёв развёрнут первый полевой госпиталь. Для сравнения- во время Майдана активисты за считанные дни развернули несколько медпунктов и полевых госпиталей, в которых можно было делать лёгкие операции. Закупки необходимой амуниции и вооружений полностью блокируются чиновниками Антимонопольного комитета и Министерства обороны в то время, когда на Западе Украины волонтёры переносят на себе сотни бронежилетов, разгрузок и биноклей через польскую границу!

Крайне медленно ведётся восстановление парка техники (танки, БТРы). Частная компания «Украинские вертолёты» не возвращает государству взятые в аренду вертолёты Ми-8, Ми-24. И это в условиях, когда армия потеряла уже почти десяток своих «вертушек». Волонтёрские группы опережают структуры МО на порядок в оперативности, логистике, качестве поставок, закупая сотни бронежилетов, касок, медицинских наборов. Дошло до того, что волонтёры импортируют из-за границы снайперские винтовки и др. спецсредства для Главного управления разведки, элиты ВС, которая по факту оказалась босой, голой и безоружной.

5. Порошенко обязан был отдать приказ о начале проведения новой войсковой операции по установлению полного контроля над границей начиная с 28.06.2014 и все силы и средства бросить на полное перекрытие магистралей из РФ в Донецкой и Луганской областях. Другими словами, вывод очевиден- политические дивиденты, заработанные «попыткой мирного урегулирования» могли быть поддержаны только сочетанием с военной силой. Ситуация абсолютно очевидна- войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить - к выгоде противника.

6. Странно требовать введения новых санкций от США и ЕС в то время, когда ВРУ отказывается это делать по отношению к лицам, причастным к аннексии Крыма. Позиция же самого Порошенко, который заявил CNN, что «не приемлет жёсткого языка санкций по отношению к России», вообще не понятна. И её не спасают те самые слова, «если Россия не прекратит, то Украина»… и дальнейшее словоблудие. Работает ли президент Украины с депутатским корпусом, объединяя коалицию ВРУ по вопросам АТО? Нет. Кроме двух назначений-генпрокурор и председатель НБУ, совершенно не видно, чтобы он прикладывал усилия для консолидации парламентских сил в решении проблемы Донбасса. Бездействует Генпрокуратура, которая не способна пресечь деятельность антиукраинских политиков, оказывающих всестороннюю поддержку сепаратистам, прикрываясь депутатской неприкосновенностью.

Вокруг Донбасса ведётся большая игра. США настроены наказать Россию и готовы к введению жёстких, реальных, санкций. Но кроме Великой Британии американцы не имеют в ЕС полной поддержки в вопросе введения секторальных санкций. Американцы «ведут охоту на живца». Как только Россия сделает хоть ещё один опрометчивый шаг, перебросят ещё группу танков и тяжёлого вооружения в Донбасс, они найдут способ дать им по рукам. Но ленивая Европа не пойдёт на обострение. Недаром кандидатуру предателя интересов Украины Виктора Медведчука нам навязала Меркель. Она же демонстративно сегодня заявила о необходимости проведения технических консультаций Украины с Россией по вопросу уже подписанной ЕвроАссоциации! С учётом того, что ни ЕС, ни США не оказали нашим ВС и МВД никакой помощи и не поставили даже за деньги средств защиты и нелетального оборудования и амуниции, говорить об их полной поддержке Украины не приходится.

Порошенко застрял между там и где-то здесь. «Ни войны, ни мира»- так мыслит Путин, не готовый идти на прямой конфликт со всей планетой. Так ошибочно считает Пётр Алексеевич, наивно полагаясь на то, что террористы сложат оружие и перейдут в плоскость политической дискуссии. Единственный плюс его «программы» в том, что он не додумался к так называемым «переговорам-консультациям» привлекать местных олигархов- Ахметова, Ефремова и т.п., которые реально могут представлять лишь некоторые банд-формирования, но не местное население.

Ничего не получив от переговоров с террористами, не начав широкомасштабную войсковую операцию по блокировке украино-российской границы, не изолировав окончательно с помощью усиленной группировки войск места компактного сосредоточения боевиков, Порошенко играет в одностороннюю, заведомо проигрышную партию. Всё указывает на то, что он не имеет стратегии развития процесса. От врагов не избавляется, а поддержку своей армии, по которой ежедневно террористы наносят удары, теряет. Глупо и недальновидно. Ведь не золото, как провозглашает всеобщее мнение, а хорошие солдаты суть пружина войны, ибо за золото не всегда найдёшь добрых солдат, а хорошие солдаты всегда достанут золото. Так говорил прагматичный идеолог войны- циник Маккиавелли.

Отвоевать Донбасс сложно. Без крови там не обойтись. Будем говорить откровенно- нельзя сейчас оплакивать жертвы и одновременно упрекать наше правительство за попытку вести переговоры о мире. Но ситуация уже «вынесла переговоры за скобки».

Украина, также как и президент, очень хочет мира. Настолько сильно, что уже готова за него воевать.

Если проводить аналогию с Майданом, то «19 января по-донецки» уже состоялось. В регионе ведётся партизанская война местных жителей против террористов из ДНР и ЛНР. Всё чаще мы слышим случаи о том, как мирные жители восстают против строительства в их городках сепаратистских блок-постов или как безоружные противостоят бандитам, обстреливающим их дома и детские площадки. Сотни местных патриотов вступили в ряды добровольческих батальонов «Донбасс», «Айдар», «Азов», «Днепр» и др. Отвоевать Донбасс- не сделать его автоматически украинским. Это лишь оставить его в границах Украины. Но если сейчас президент Порошенко завязнет в пролонгациях, консультациях и переговорах в то время, когда будут по-прежнему сбивать наши вертолёты, когда террористами будут контролироваться пограничные переходы и беспрепятственно из России будет поставляться оружие, деньги и боевики, он рискует не просто потерять президентское кресло. Он рискует потерять для Украины Донбасс.

По аналогии с Майданом Украина в Донбассе подошла к «18 февраля». У нас ещё есть время и шансы, чтобы подготовиться к войне, начать наступление и переломить игру на переговоры о мире с позиции силы, но не на словах, а на деле. Невозможно говорить с позиции силы сейчас, когда за 2 месяца мы не освободили ни одного из крупных городов, занятых сепаратистами- Славянска, Краматорска, Горловки, Донецка, Луганска.

Обратный отсчёт для Порошенка начался. И времени для манёвра-считанные дни. С учётом календарных реалий активная фаза АТО должна быть завершена к октябрю. Втягивание в позднюю осень и зиму будет означать для региона полную катастрофу. Чтобы не стать в глобальной международной игре пассивной жертвой, новоизбранный президент должен действовать молниеносно и решительно. 

©ЦЗ

Циля Зингельшухер Циля Зингельшухер , Автор, блогер
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram