Постановка словенско-румынского хореографа Эдварда Клюга Stabat Mater стала самым дорогим мероприятием на Гогольфесте-2015 – по 500 грн за билет, - но она того стоила. Об этом, очевидно, знали сотни зрителей, выстроившиеся в широкую очередь, которая растянулась на полтора павильона ВДНХ. Им повезло. То, что они увидели, было настоящим эстетическим наслаждением.
Труппа The Great Gatsby (г. Киев) показала чудеса пластики в танце, а в это время ей аккомпанировал камерный ансамбль «Киевские солисты», расположившийся прямо на сцене. Музыкальную основу проекта – старинный католический гимн - вживую исполнял квартет: уже известная киевлянам по опере «Кориолан» Марьяна Головко, Анна Марич (сопрано), Ирина Разин-Кравченко, Мария Кушнир (меццо-сопрано).
По сути, Stabat Mater - это опера и балет в одном.
Слова гимна - о страданиях Девы Марии, когда Христос взошел на крест. Само название возникло из первых строк произведения: «Stabat Mater dolorosa» (лат.– «Стояла мать скорбящая»). Однако «музыка, написанная Перголези, очень лаконичная, сдержанная, она создана при помощи простых средств, при этом, как ни парадоксально, эта музыка счастья. (…) Для себя я понял это так: его Stabat Mater – не про боль и страдания, а про надежду», - рассказал Клюг в майском интервью украинскому Vogue. На премьере балета во Дворце Украина в июне этого года живого оркестра не было – звучала фонограмма, так что нынешняя постановка – явный прогресс авторов.
Танец, местами больше напоминающий классический балет, чем contemporary (возможно, благодаря музыке), рассказывает нам о страданиях и надеждах как Девы Марии, так и в целом женщин-матерей, об их пути в мире. Но в нем можно наблюдать и взаимоотношения полов, и дурачества сыновей, и дружбу, и игры взрослых мужчин, и смерть, и новую жизнь. Здесь единство и борьба противоположностей, женского и мужского начала, светлого и темного. Некоторые сцены кажутся наполненными сексом, но потом понимаешь, что это – очередная аллюзия на материнство.
Я не театральный критик и, в теории, мало понимаю в искусстве, оперируя лишь категориями «красиво» или «некрасиво». Но в этой постановке все кажется идеальным: пластика, синхронность и симметричность, общая картинка, энергетика артистов и чистый звук, который поглощает вас с самого начала. Все радует слух и глаз – судя по отзывам вышедших из зала людей, не только любителя вроде меня, но даже искушенного театрала.
Много говорить тут, наверное, излишне - это нужно пережить лично.