В основном претензии Евросоюза касаются вопросов в отношении организаций коллективного управления, создания национального офиса интеллектуальной собственности; изменений в законодательство в отношении патентов на изобретения и полезные модели и в законодательство об авторском праве и смежных правах.
В отношении существующей ситуации с организациями коллективного управления в Украине. Евросоюз отмечает, что законодательное регулирование деятельности данных организаций наносит непоправимый вред интересам национальных и международных правообладателей.
В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины № 402-р от 01.06.2016г. «Об одобрении Концепции реформирования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине» основными направлениями реформирования являются:
- внедрение прозрачной двухуровневой структуры государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности, а именно: Минэкономразвития будет обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, а национальный орган интеллектуальной собственности, который необходимо создать на базе Укрпатента, будет выполнять отдельные публичные функции (властные полномочия) по реализации государственной политики в указанной сфере;
- реорганизация системы коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами.
В отношении создания национального органа (офиса) интеллектуальной собственности в Украине: Государственная служба интеллектуальной собственности уже ликвидирована (Постановлением КМУ от 11.05.2017 г. № 320), а проект Закона в отношении нового органа еще даже не подготовлен. И это притом, что создать его необходимо уже в 2017 году.
В отношении реорганизации системы коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами необходимо отметить, что на данный момент в Верховной Раде находится законопроект № 4461 «О внесении изменений в Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» в отношении деятельности организаций коллективного управления».
Несмотря на то, что проектом предусматривается ряд положительных моментов, такие как существование не больше одной уполномоченной организации коллективного управления по каждому из видов использования объектов авторского права или смежных прав; требования к прозрачности функционирования организаций коллективного управления (ОКУ), а именно предоставление информации об управляемых правах и правообладателях, публикация финансовых отчетов, проект все-таки не предусматривает решение такой проблемы как возможность управления авторами, артистами и музыкальными компаниями своей собственностью.
Принимая во внимание то, что данный проект получил негативные отзывы международных экспертов, он также нуждается в доработке.
В отношении охраны изобретений и полезных моделей Украине также нужно внести определенные изменения в законодательство в соответствии с требованиями Евросоюза.
На сегодняшний день в Верховной Раде находится Законопроект № 1765 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении приведения в соответствие национального законодательства по вопросам охраны прав на изобретения и полезные модели международным стандартам», которым, среди прочего, предлагается:
- установить дополнительное условие патентоспособности полезной модели - изобретательский шаг;
- расширить перечень объектов, которым не может предоставляться правовая охрана как изобретениям (организм человека) и полезным моделям )биологические материалы, химические или фармацевтические вещества, методы терапевтического и хирургического лечения и т.д.);
- закрепить, что заявитель при оформлении заявки на патент на изобретение (полезную модель) обязан в описании в описании изобретения (полезной модели) указать лучший и наиболее эффективный известный ему способ использования изобретения (полезной модели) на дату подачи заявки.
По состоянию на 14.06.2017г. Радой был получен проект Постановления о возвращении на доработку указанного проекта Закона Украины.
В отношении требований Соглашения об ассоциации Украины и ЕС в сфере правовой охраны авторского права и смежных прав необходимо вносить изменения в национальное законодательство в отношении:
- правового режима компьютерных программ, созданных наемными работниками
- возможности задержания товара на таможне, который нарушает авторские права
- запрета незаконного удаления (изменения) электронной информации об управлении правами и распространении объектов авторского права и смежных прав.
Законопроекта в отношении внесения перечисленных изменений в национальное законодательство пока нет.
Таким образом, разочарование ЕС по поводу процесса реформ в сфере интеллектуальной собственности в Украине вызвано главным образом даже не качеством каких-либо законопроектов, а их полным отсутствием и медленным процессом рассмотрения и принятия Верховной Радой подготовленных и поданных проектов.
Отметим, что одним из довольно серьезных изменений в сфере интеллектуальной собственности в национальное законодательство, которое было внесено, стало принятие Закона Украины «О государственной поддержке кинематографа в Украине» в части противодействия пиратству в сети Интернет.
Есть надежда, что после открытого выражения Европейским Союзом неудовлетворенности состоянием реформы интеллектуальной собственности в Украине, процесс принятия изменений в законодательство нашего государства в этой сфере все-таки войдет в активную стадию, и уже в этом году мы увидим реальные сдвиги. Остается только надеяться, что все, что было наработано за десятилетия в сфере интеллектуальной собственности, будет учтено и улучшено, а не наоборот.