Почем билет?

Рынок пассажирских авиаперевозок в Украине - один из самых закрытых в Европе. Особенно это становится заметным, если взглянуть на международные направления: как правило, рейсы совершают несколько известных в Украине компаний. При этом, речь в данном случае не идет о недостатке интереса других игроков – едва ли не каждый год несколько иностранных перевозчиков заявляют о планах открытия новых рейсов из Украины и в ее пределах. Но что-то, видимо, не так...

Фото: Макс Левин

Растущей популярностью в странах Европы пользуются авиакопании - «лоукосты». Зайдя на сайт любой из них можно без труда купить билет по доступной цене практически в любой уголок планеты. Подобную тенденцию можно наблюдать и в нашей стране: такие перевозчики, как WizzAir, давно стали любимыми компаниями тысяч украинцев.

Однако, сколько таких компаний действует в Украине? Немногим более пяти. И это при том, что подавляющее их большинство осуществляют рейсы лишь по одному-двум маршрутам: Vueling - в Барселону, Flydubai - в Дубаи, например. Фактически, действительно активную деятельность ведут лишь уже упомянутый WizzAir, российский UTAir и украинский AirOnix.

Но и для них не все так сладко в нашей Родине. Достаточно лишь вспомнить, как один за одним закрывались внутренние рейсы WizzAir, которые никак нельзя было назвать непопулярными, а также то, как компанию «попросили» переехать в Жуляны.

Нужно отдать должное Евро-2012 – возможно, именно это событие дало толчок развитию рынка дешевых авиаперевозок в Украине: преобразившийся аэропорт «Киев» стал принимать больше лоу-кост перевозчиков, а количество рейсов неуклонно растет.

И все же, нет никакой гарантии, что так будет всегда. Причин много. Во-первых, рынок авиаперевозок в Украине жестко зарегулирован. Например, для совершения внутренних рейсов компания должна быть украинской. Именно потому венгерская WizzAir и российская UTAir действуют через свои местные дочерние фирмы. Ну а о «прелестях» регистрации авиакомпании в нашей стране говорить, пожалуй, даже и не стоит. Вероятнее всего, именно взаимоотношения с украинскими властями и затягивает приход таких крупных и ожидаемых игроков, как, например, ирландского Ryanair и британского EasyJet.

Во-вторых, местные компании пользуются в Украине очень сильным влиянием: безусловный лидер рынка - МАУ - имеет непосредственное отношение к миллиардеру Игорю Коломойскому, а одного из лидеров «дешевых» перелетов – AirOnix – СМИ связывают с украинским премьером. Разумеется, защита от более сильных и прогрессивных конкурентов является для вышеупомянутых компаний жизненноважным интересом.

В-третьих, политические риски традиционно сильны в нашей стране. Возможно, некоторые иностранные компании готовы были бы приложить усилия к преодолению вышеупомянутых трудностей, но где гарантия, что с приходом нового министра или правительства не будет введена какая-нибудь норма, которая заставит их просто покинуть рынок? А сделать это не сложно: например, можно, вслед за Россией, «заботясь» о правах потребителей, запретить продажу билетов без права возврата и обмена. «Правильно, так и надо» - скажет рядовой гражданин. «Нет, это напрочь убивает сферу дешевых авиаперевозок» - ответит экономист. А можно и вовсе, как в соседней Беларуси, объявить о программе государственной поддержки национального авиаперевозчика: тогда шансов конкурировать не останется ни у кого.

Существует такое понятие, как социальное благополучие. В то время, как политики и прочие ораторы описывают его словами и эмоциями, экономисты исчисляют его в деньгах. Например, вы готовы купить конфету за 10 гривен, а платите 3 – ваше благополучие составило 7 гривен. Кондитер готов продать конфету за 2 гривны, но вы предложили ему 3 - его благополучие составило 1 гривну. Итого, общее социальное благополучие равно 8 гривнам.

Но что произойдет, если конфеты будет выпускать только один завод? Вряд ли он будет продавать конфеты по 3 гривны, а вы вряд ли будете готовы их покупать за 10 (если все равно нет альтернатив, они будут более низкого качества). В конечном итоге, благополучие продавца, конечно, возрастет, но благополучие покупателя и общества в целом снизится. Более того, если государство разрешит продавать только 100 конфет на всю страну, то кондитер произведет меньше, чем может, а детки скушают меньше, чем хотят. Возникнет невосполнимая потеря – от этого не выиграет никто.

Такой же анализ применим и к рынку авиаперевозок. Конкуренция тут просто необходима, так как позволит существенно увеличить социальное благополучие в целом и благополучие потребителя – ваше благополучие – в частности. Только конкурентный рынок сможет обеспечить необходимое количество пассажиро-мест при минимально низкой цене и при качестве, за которое вы готовы заплатить.

***

Монополистом позволительно быть только водоканалу, железной дороге и еще нескольким сферам, где только такое положение позволяет произвести и продать по минимальной цене. В любом другом случае конкуренция - это всегда хорошо. Такой недвусмысленный вывод необходимо четко осознавать, особенно когда нам внушают, что заботятся о нас, защищая наш рынок от внешнего «врага». К сожалению, еще далеко не все в нашей стране пришли к этому умозаключению, продолжая бороться за защиту отечественного. Но это уже другая история...

Валентин Рудницкий,

студент Киевской школы экономики

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram