Итак, правительство Украины вышло на финишную прямую в вопросе реструктуризации части государственного долга страны. Очень коротко напомню, что предлагается.
Во-первых, выплата долга государства перед коммерческими кредиторами отсрочена на 4 года. Во-вторых, если начиная с 2021 года экономика Украины растет темпами больше 3% в год, то сумма дополнительной премии кредиторам составит 15% от прироста ВВП в части сверх 3%. Если ВВП будет расти темпами более 4% в год, то дополнительные выплаты кредиторам составят 15% от прироста ВВП сверх 4%. В-третьих, это будет происходить на протяжении 20 лет и выплачиваться независимо от суммы основного долга.
Не буду комментировать экономическую суть происходящего, скажу только, что вполне очевидно, что после того как экономика Украины в результате “реформ” имени Яценюка, Яресько и МВФ сейчас фактически оказалась на дне (по некоторым оценкам, она уже пробила дно и направилась к центру Земли), то в результате даже ее природного отскока через несколько лет, темпы роста должны сильно превысить 3 или 4% от ВВП в год. Не говоря уже о ситуации, если экономика, несмотря на все старания указанных выше лиц и учреждений, начнет в 2016-2017 году рост…
Однако, данный пост не об этом. Сейчас я бы хотел сконцентрироваться на причинах сложившейся ситуации и ее возможных юридических последствиях.
1. Правительство Украины оказалось совершенно не готовым к жесткой позиции кредиторов относительно реструктуризации госдолга. Видимо, у Яценюка с Яресько была иллюзия, что США, ЕС и МВФ смогут каким-что чудным образом надавить на частных инвесторов и заставить их списать Украине 40-50% долга. Мне лично Яценюк в конце апреля говорил, что правительство требует 45% списания (haircut) и смеялся над неудачной, по его мнению, реструктуризацией долга одной крупной частной энергетической компании, которой моя предыдущяя юридическая фирма занималась как юридический советник.
Не вышло. На Западе правительство не может надавить на частных кредиторов до такой степени. Так что Яценюк и Яресько сели в большую лужу где-то в середине лета.
2. Чтобы выплыть из этой лужи начали судорожно выдумываться варианты о спасении лица (face saving exercise). Вот и придумали в результати тот абсурд, который согласовали с кредиторами. То есть, мы и наши дети будем платить по счетам Яценюка с Яресько на протяжении многих лет. Будем платить за их непрофессионализм, за их высокомерность, за их недалекость, в конце концов.
3. Основной расчет авторов горе-реструктуризации, насколько мне известно, заключается в том, что главное - избежать дефолта сейчас, при их правлении. Главное, отсрочить проблему а не решить ее. Ведь Украина, думают эти господа жизни, может объявить дефолт потом, когда ей придется выплачивать огромные деньги по этим кабальным условиям, то есть, например, в 2021 году. Главное чтобы не сейчас, главное чтобы не при нас, главное, чтобы не перед выборами. То есть, получается, что эти люди вполне осознанно готовы допустить, что после того глубочайшего экономического кризиса, который Украина переживает сейчас и который будет продолжаться еще несколько лет, будущее правительство будет иметь возможность просто допустить дефолт по этим обязательствам и все! Проблема решена! То, что Украина в таком случае погрузится в еще более глубокий кризис, еще на несколько лет, этих деятелей не интересует...
В общем, реструктуризация государственного долга 2015 должна стать жирной точкой в карьере Яценюка и Яресько. Это, по моему убеждению, политическое преступление против народа Украины, которое может также иметь признаки государственной измены, наказание за которую предусмотрено статьей 111 Уголовного кодекса Украины. Напомню, что государственная измена, это действие, умышленно совершенное гражданином Украины во вред суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической (выделено мной) или информационной безопасности Украины. И карается оно лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.