Впервые в истории будет применена на практике 50 статья Лиссабонского договора, предусматривающая выход из ЕС одного из членов сообщества. Касаемо внешней политики стоит указать, что выход Великобритании сродни большому удару для ФРГ, которые де-факто руководя Евросоюзом сделали в свое время все, дабы удержать от выхода Грецию, вливая в нее колоссальные средства. Теперь выход туманного альбиона из состава Содружества находится вне влияния Берлина: будучи влиятельным финансовым центром и сохранив национальную валюту, Лондон является довольно самостоятельным. В некотором роде выход Лондона из евросодружества был облегчен тем, что финансовая система Великобритании не была интегрирована в еврозону и сохраняла самостоятельное значение.
Облегчает выход из ЕС также тот факт, что основными проводниками этой темы в британском обществе являются вовсе не ультраправые евроскептики из ЮКИП (нашумевшая Партия независимости Соединенного королества), а довольно респектабельные и популярные консерваторы. Они представляют собой элиту - промышленников, аристократов, влиятельных банкиров и бизнесменов, которые уже десятками лет правят Великобританией и передают свои активы наследникам.
Вместе с тем, довольно остро стоит вопрос сепаратизма Шотландии и Северной Ирландии, большинство жителей которых на референдуме о Брексите высказались против выхода из ЕС. На днях парламент Шотландии принял постановление о проведении нового референдума о независимости страны, очевидно подкрепляя это необходимостью парировать Брекситу. Выход Шотландии безусловно возможен, однако он вовсе не гарантирует скоро принятия в ЕС, о чем уже ранее говорили еврочиновники, ведь и законодательная, и исполнительная власти в Шотландии почти никак не интегрированы в ЕС на уровне государства, а только в качестве региона в составе Великобритании. Таким образом, вопрос выхода из состава Соединенного королевства для самих шотландцев вовсе не означает что они останутся в составе ЕС, и еще более нерешенным остается вопрос валюты и финансовой системы потенциально независимой Шотландии.
Таким образом, Брексит создал новую политическую повестку дня в Европе. Впишется ли в нее Украина и на каких условиях это произойдет - вопрос открытый. Однако уже сейчас мы должны понимать, что без кардинального реформирования принципов внешней политики наше государство вряд ли будет успешным на международном уровне, и постБрекситовская Великобритания очевидно остается одним из ключевых партеров Украины. Механизмы сотрудничества с новой Британией стоит нарабатывать уже сейчас.