Война взяла в заложники будущее сотен тысяч детей. По последним данным ЮНИСЕФ, за прошедший 2016-й год, число украинских детей, срочно нуждающихся в помощи, выросло почти вдвое. Теперь это 1 миллион детских жизней. В самом центре Европы. В постоянном страхе.
По словам представителя Детского фонда ООН в Украине Джованны Барберис, постоянные сильнейшие обстрелы угрожают жизни 200 тысяч детей на Донбассе. 200 тысяч – именно столько детей живёт в 15-километровой зоне вдоль линии соприкосновения, по обе стороны.
Эта цифра – одна из главных отметин войны на Донбассе. 200 000 наших детей живут в войне. Войной. Привыкают к ней. Начинают считать нормой.
Дети войны взрослее многих взрослых. Мне приходилось слышать их рассуждения о мире, войне, здоровье, заботе, целостности семьи. И у них, поверьте, совсем не детские желания. Особенно те дети, которым война ранила не только душу, но и тело.
Маленькая Милана боролась за жизнь в больницах Днепра и Киева. После лечения ей поставили протез на ножку. Прошлым летом девочка прошла полный курс реабилитации в программы Штаба Ахметова «Реабилитация раненых детей». Она – одна из 58-ми детей с тяжелыми травмами, ампутациями и осколочными ранениями, которых ведет программа.
Работать с детьми в этой программе, с их папами и мамами – проживать эту войну их глазами. Если бы когда-нибудь их истории были собраны вместе, то получилась бы книга о войне глазами 58-ми маленьких взрослых. Разломанных и собранных заново. Разломанных в одно мгновение. И собранных врачами, Штабом Ахметова, психологами в течение не месяцев, а лет.
Каждая История – История преодоления. История о том, как ВАЖНО бороться. Как ВАЖНО помогать. Как ВАЖНО верить. Как ВАЖНО работать над собой. И как ВАЖНО говорить об этом вслух.
Для нас Милана и все раненые ребята, которые выкарабкались, – герои. Они заставляют искать пути поддержки и работать на результат здесь и сейчас. Они своими улыбками, своими словами, своими жизнями рассказывают о том, что жизнь продолжается. И одновременно о том, что война – абсолютное зло. Наши разломанные и собранные дети войны.