Если посмотреть на эту ситуацию без эмоций – ничего особого не произошло. Обычная смена владельца корпоративных прав – право на 100% банка перешло от Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова к Кабинету Министров Украины. Переход прав произошел добровольно, без рейдерских захватов и нечестной игры.
Конечно, олигархи отдали свой банк не от доброй жизни, а кто стоял за многочисленными информационными атаками на ПриватБанк еще стоит разобраться. Но сейчас о последствиях, а не причинах.
Во-первых, не стоит брать штурмом отделения банка для возврата своих средств. Наоборот, надежность банка теперь выросла, так как за ним стоит правительство и безграничные возможности печатного станка – денег хватит на всех.
Во-вторых, смена собственника ничего не меняет для клиентов банка – все договора остаются в силе без изменения условий.
Это то, что надо понять всем клиентам ПриватБанка прямо сейчас, чтобы не создавать лишних неудобств себе и работникам самого финучреждения.
Что же касается более масштабных вопросов на ближайшие месяцы, то тут не все так однозначно и радужно для страны.
Надо понимать, что ПриватБанк сменил акционеров из-за того, что у его уже бывших владельцев просто не оказалось денег для докапитализации. Таким образом, эта проблема переходит уже Кабмину – то есть Государственному бюджету Украины. То есть всем налогоплательщикам.
Всего Приват испытывает потребность в около 150 млрд гривен.
Конечно, эти деньги не будут выделены банку в один день, а докапитализация будет растянута на много месяцев. Но не надо тешить себя иллюзиями, что государство без проблем может найти такие деньги.
С этой целью будут выпущены облигации госзайма. И через время большая часть будет монетизирована – на рынок выйдет много ничем не обеспеченной гривны, что приведет к росту инфляции и давлению на курс.
Плюс, многие клиенты все же побегут снимать все свои деньги (если они еще не сделали этого), что также выведет на рынок больше наличных денег.
И НБУ вновь придется «гасить» избыток гривны жесткой монетарной политикой – высокими ставками и валютными ограничениями.
К этому стоит добавить большой соблазн многих чиновников нажиться на национализации банка – опыт Родовида, Укргаза, «Киева», когда выводились десятки миллиардов гривен, еще не забыт.
Второй вопрос – какова стратегия правительства относительно уже четвертого государственного банка. В планах на 2017 год продажа Укргазбанка и части акций Ощадбанка и Укрэксимбанка.
Что будет делать Кабмин с таким большим банком как Приват – неизвестно. Возможно, часть его портфеля будет постепенно продана для уменьшения размера банка. Так будет решена проблема и монополиста на рынке, и снижена цена для продажи частному акционеру. Возможно, он будет разделен на три части (розничные клиенты, корпоративные клиенты, ИТ-продукты) и продан таким образом.
В любом случае, с Кабмином в качестве владельца, политика ПриватБанка станет более консервативной, из-за чего отечественный банковский рынок потеряет многое – таких ИТ-решений как Приват у нас никто не реализовывает.
Но хочется закончить на положительном моменте – большая чистка банковского рынка Украины официально закончена. Еще могут быть банкротства, но это будут мелкие учреждения, не заметные для большинства населения.