Я не хочу оспаривать тезис о том, что мы — государство с серьезной научной базой и одним из самых высоких уровней образования. Но я хочу увидеть некоторое объективное подтверждение этого тезиса. А иначе эти «нобелевские» истории говорят нам только о том, что мы можем «породить» великого ученого или литератора, но выучить, воспитать и привести его на вершину — не можем.
В этом году прокуратура вскрыла факты «накрутки» результатов ВНО в минувших годах. Счет случаев махинации идет на тысячи. И совершенно непонятно, почему это событие не стало «делом №1». Тысячи подростков, которых сделали соучастниками преступления: по их согласию или даже без их ведома. Столько же — потерпевших, лишившихся своих законных мест в вузах. А поскольку речь идет о «накрутке» достаточно высоких баллов (достаточных для поступления в топ-вузы), то надо понимать, что пострадавшие ребята — с уровнем знаний выше среднего. Махинация с тестами — не просто преступление, это пятно на всей репутации украинского высшего образования. Работодатель или научный руководитель теперь волей-неволей вынужден задумываться: как этот молодой человек поступил в вуз? Как получал в нем оценки? Что в него вложили?
А впрочем, такие вопросы задавали и ранее. Пункт «ВО» в требованиях к претенденту на вакансию — отличная иллюстрация обесценивания дипломов: «Не так уж важно, где и с какими оценками ты его получил. Чему-то же тебя там научили за 5 лет».
Спустимся на уровень ниже — к среднему образованию. Перед 1 сентября по всей стране, а особенно — в Киеве, проходят встречи родителей-приверженцев «альтернативного образования». Это не какие-то масштабные конференции: лекции, семинары, собрания на 20-30 участников. У них нет и единого взгляда на проблематику: в одной группе ратуют за домашнее, семейное среднее образование; в другой — звучат фамилии отечественных и зарубежных педагогов (Монтессори, к примеру); в третьей — обсуждают движение «к корням», традициям воспитания детей на Руси... Присмотритесь: в вашем окружении найдутся такие семьи. В глобальном смысле эти разрозненные группы — масштабное движение против существующей школьной системы. Объединяющая идея проста и понятна. Образованные, обеспеченные, современные родители, осознавшие, что такое Свобода, и даже, как бы пафосно это ни звучало, завоевавшие Свободу, не понимают, почему их дети должны в прямо смысле этого слова ходить строем, заучивать «единственно верные» интерпретации истории или естественных наук, подавлять в себе наиболее яркие свои черты, творческое начало...
О детсадах — вообще разговор долгий и болезненный. Начиная с того, что время, когда ребенок всё впитывает, как губка, нарекается «дошкольным» (!) образованием, т. е. не самым важным, а «подготовительным» этапом.
Всё это — сигналы о необходимости как можно более скорого и как можно более полного реформирования образования. «По-взрослому». Не игра в 10-11-12 классов, не пятнашки с тестами и специальностями, а коренной пересмотр философии образования. Только после этого сможем сначала воспитывать психологически здоровых дошкольников, потом выпускать из школ свободно мыслящих и ответственно действующих ребят... а там — и до настоящего украинского лауреата Нобелевской премии недалеко.