Виталий Кличко сегодня в отечественной политике – такая же «большая белая надежда», какой он был в профессиональном боксе с десяток лет назад. Если на ринге он мог всегда полагаться на помощь младшего брата и своей команды, то в штурме парламентской вершины ему предстоит полагаться преимущественно на новые, не примелькавшиеся избирателям лица. Со стороны кажется, что в руководящие органы «УДАРа» попадают исключительно люди с профессиональным спортивным прошлым и те, кто успел доказать личную беззаветную преданность лидеру. Нормы приличия не позволили им придти на партийный форум в спортивных костюмах, но и в галстуке из всего партийного президиума был только Кличко.
В Запорожье в минувшую субботу прошел ІХ съезд «УДАРа», в ходе которого ее лидер сделал ряд политически важных заявлений. Неожиданный подарок Виталию сделали социологи из КМИС, объявившие, что он вышел на третье место в президентском рейтинге, оттеснив Арсения Яценюка, активно пытающегося занять место лидера оппозиции. Сам Кличко заверил однопартийцев, что на третьем место по популярности находится и их политическая сила, за которую готовы проголосовать 10% избирателей. Он активно проталкивает необходимость проведения праймериз и личное общение с избирателями, способные стать отличительными чертами во время избирательной кампании.
В выступлении Кличко было отчетливо заметно влияние западных технологов (в экспертной среде ходят слухи, что с отечественными специалистами боксер-политик никак не может сработаться). Собственно, и съезд в Запорожье провели, дабы продемонстрировать не только общенациональный масштаб политика, но и перекинуть исторический мостик к казацкой вольнице. Кличко, с одной стороны, старательно демонстрировал свою оппозиционность, подчеркивая, что не станет вставать под знамена Януковича ни при каких условиях, с другой – не собирался давать представителям объединенной оппозиции еще один шаг на манипулирование собой. Объявленный «Бой за Украину» напоминает события 11-летней давности, когда уволенный с поста премьер-министра Виктор Ющенко пообещал «уйти, чтобы вернуться». Правда, эффект вторичности несколько смазывает нынешние заявления Кличко, но ведь ничто не ново под Луной.
Если в 2006 и 2008 годах во время выборов в столице технологам Кличко практически удалось провести кампанию с минимальным участием самого кандидата, то в 2012-м этот фокус определенно не пройдет. Сегодняшние высокие показатели популярности «УДАРа» во многом связаны с тем, что против партии плотно еще никто не работал, а самое позднее с началом избирательной кампании «ударников» будут критиковать и власть, и те, кто войдет в объединенную оппозицию. Выдержит ли Кличко несколько месяцев в формате боя без правил сразу на двух фронтах особенно после того, как в информационное пространство начнут вбрасывать факты из его прошлой жизни? Персональный политический опыт лидера «УДАРа» пока не позволяет утвердительно ответить на этот вопрос, поскольку свои главные победы Виталий одерживал на ринге. Чтобы не стать главным разочарованием будущей парламентской кампании даже после преодоления партией 5-процентного барьера ему предстоит сконцентрироваться на политике и научиться делегировать полномочия своим соратникам.