Вот, к примеру, «Отверженные» на все голоса воспевают подвиг Человека и Гражданина. Жан Вальжан, каторжник и бродяга, расплатился 20 годами жизни за украденную полушку черного хлеба. Но не сломался, будучи на грани отчаяния, не перешел на «темную сторону», а обрел путь праведника, и в конце повествования был возведен спасенным зятем в ранг святого. Добрая память – что еще нужно человеку?
Приблизительно то же самое провернул Бен Аффлек в «Операции «Арго», главный герой которого был вправе собрать манатки, «сплюнуть и уехать в Вашингтон», бросив сотрудников американского посольства в бунтующем Тегеране на произвол судьбы. Не бросил, не оставил, а провел по лезвию бритвы через кордон исламистов с обостренным чутьем на американских «шпионов». Так получилось, что как раз шпионов те и проворонили. В результате жизни простых людей были спасены, но главный герой остался в тени.
«Любовь» австрийца Ханеке - это история, без преувеличения, противостояния человека и Смерти. Триумфатор Канн-2012, фильм «об утраченном чувстве», может быть последняя работа «самого холодного режиссера современности». Главный герой старенький теоретик музыки Жорж трогательно предан своей супруге Анне, не отпускает ее и не дает смерти выхватить ее из своих объятий. Жорж как может поддерживает гаснущий огонек жизни в Анне, прикованной к постели после инсульта. Он отдает ей всего себя, не соглашается отдать жену в хоспис, «потому что обещал этого не делать». Гонит прочь паршивую сиделку, которой хочется вырвать руки с мясом. Берет на себя нелегкий труд ухода за женой. и даже смерть, как следует из финальных кадров, не в силах разорвать связь двух любящих сердец.
«Линкольн» Стивена Спилберга – идол прогрессивной Америки. Президент, практически в одиночку победивший рабство, и неважно, какой ценой далась та историческая победа. Быт и образ жизни 16-го Президента США в фильме подчеркнуто скромен, даже аскетичен. Но с другой стороны принципиальность и целеустремленность натуры Линкольна не позволяют ему сложа руки следить за неизбежным провалом главной карьерной цели – законодательной отмены рабства. Дабы «протолкнуть» заветную поправку в Конституцию (которых до того было ровно 12), он решается на подкуп конгрессменов из стана «вражеской» партии демократов. Конечно, украинского искушенного зрителя такими фокусами трудно удивить – и не такое в новостях показывали. Но речь все-таки о «колыбели демократии», и действует Линкольн так (хотя бы на экране), что самым строгим блюстителям чистоты морали не в чем его упрекнуть. И правда – иронично спросим мы - какую личную выгоду мог извлечь промышленник Севера от отмены рабства? Вот так, и ничем кроме как заботой об общественном благе, и желанием войти в историю, нельзя объяснить желание Президента любой ценой подарить свободу чернокожему населению Юга страны. Фильм получился нудным, но для американской киноакадемии «идеологически правильным».
«Невозможное» Антонио Байоны как и «Жизнь Пи» Энга Ли повествует о подвиге человеческого духа над крайне разрушительной стихией. И если нарисованный на компьютере Тигр Роберт Паркер в конце «Жизни Пи» становится совсем уж виртуальным персонажем, то в «Невозможном» все чудеса настоящие, о чем говорится в завершающих титрах. Обе истории о вере, о готовности идти до конца и не сдаваться перед лицом опасности. Потому что, как известно, самая темная ночь всегда перед рассветом. Герои ходят по самому краю, на грани жизни и смерти, преодолевая испытания, которые рядовой зритель может увидеть только в кино. И если фильм «Невозможное» не попал в число номинантов на главную премию и представлен в номинации на лучшую женскую роль (Наоми Уоттс), то «Жизнь Пи» может собрать внушительный урожай статуэток. Как минимум за великолепные визуальные эффекты.
«Джанго Освобожденный», бурлеск и калейдоскоп кинообразов от повзрослевшего Квентина Тарантино, попадает в ту же категорию – герой приносит в жертву себя, хотя никто особо в спину не толкает. Но Шульц у Тарантино сам пропадет, но товарища в беде не бросит. Даже если речь идет о потере огромной суммы денег, он не таков и готов идти до конца. Конечно, одно рукопожатие после тысяч таких же, ничего ровным счетом не решало, но победа европейской культуры над американским «нуворишеством» не была бы полной без выстрела в самый центр цветка в петлице пиджака рабовладельца. Как и концовка не могла быть другой – только душераздирающий крик «простреленного на вылет» старого негра в неподражаемом исполнении Самюэля Эл Джексона. Тарантино снял отличный приключенческий фильм на фоне самой темной эпохи в истории США – эпохи рабовладения, в которой тоже нашлось место героям-бессребреникам.
Таков список основных претендентов. Так кому же достанется главная статуэтка? Лично я бы отдал главный приз «Любви» Ханеке. Мой выбор легко объяснить – таких простых фильмов уже давно не снимают. Каждый из перечисленных претендентов обошелся продюсерам в круглую сумму и потребовал усилий от прокатчиков, чтобы собрать полные залы кинотеатров. Что сделал Ханеке? Он взял двух трогательных стариков, запер в парижской квартире и добавил экспромт Шуберта для фортепиано. Все.
Но впечатление фильм производит настолько сильное, что много месяцев спустя о нем невозможно забыть. Особая сила кино, как искусства проявляется в глубине проникновения под толстую кожу рядового зрителя, завлеченного в круг проблем и забывшего, зачем живет. Даже если «академики» поступят иначе, и победит кто-то другой, я не сильно расстроюсь. Мне кажется, что каждый из претендентов способен найти путь к сердцу зрителя и остаться там как можно дольше, для того, может быть, чтобы тот в ответственный момент не сплоховал, а повел себя достойно, как настоящий герой. В этом контексте победа фильм с названием «Любовь» кажется мне максимально подходящей.