Не углубляясь в детальный разбор полетов, давайте определим несколько ключевых моментов, которые оголяют основные проблемы.
Поляризация
Паблики бурлят постами и комментариями, очередное «законодательное новшество» устанавливает водораздел между «своими» и «чужими». «Свои» - это те, чья позиция зеркально отображает свою собственную. «Чужие» - все остальные. Все упрощается, как в черно-белой палитре. Агрессивное поведение уже давно вышло за рамки виртуальных границ. Казалось бы, вопрос в большей степени «узко-молодежный» и должен объединять, - ведь ограничение доступа напрямую затрагивает интересы большого количества пользователей. Но, нет! Даже в среде молодежи поляризация усиливается и закладывает серьезные риски на будущее.
Политизация
За прошедшие несколько лет политизация поглотила даже те слои общества, которые традиционно держались в стороне от текущих процессов. Это связано, в первую очередь, с кризисными явлениями, затрагивающими основные сферы жизни. А также, с развитием информационно-коммуникативных технологий. Сложились такие условия, при которых практически любой вопрос, резонирующий в обществе, перемещается в политическую плоскость.
Политика настигла и тех, кто от нее убегал, в поисках музыки и котиков, и до последнего надеялся, что она его не затронет.
Имитация
Неспособность к решению накопившихся проблем, например, социально-экономического характера, порой подталкивает к использованию иллюзии о том, что улучшения жизни, все-таки, происходит и светлое будущее уже близко. Все бы было ничего, но только искажение социальной определенности, а именно: несоответствие ожидаемого реальному состоянию дел, рано или поздно перерастает в недовольство.
Можно ли обезопасить себя в эпоху засилья и проникновения информационных технологий во все сферы жизни? Отчасти, наверное, да. Но только тогда, когда имеется достаточная ресурсная база и необходимая компетенция. В противном случае, есть большой риск стать эпицентром разносторонних информационных операций, направленных на дальнейшую дестабилизацию.
Апробация
По данным Factum Group, только среднесуточное количество пользователей «ВКонтакте» в Украине составляет в среднем около 12,9 млн человек. Эта цифра впечатляет, особенно если учесть возрастную особенность. Вы бы, наверное, взвесили все «за» и «против», принимая скоропостижные решения. Ведь эти люди могут высказать свое недовольство путем волеизъявления. Или, все таки, нет? Говорят, молодежь у нас не голосует, она аполитична и не способна эффективно влиять на процесс принятия решений. Тем более, если политики живут и думают краткосрочными целями и не даелают ставку на молодого избирателя.
Расчет, как всегда, был сделан на молчаливое согласие, ведь аргументация, по мнению инициаторов запрета, выглядит убеждающей. И скорее всего, со временем эта тема отойдет на второй план. Но чего ожидать в будущем от тех, кто уже сегодня способен вторгнуться в ваше личное пространство и ограничить ваши права и свободы?
Милитаризация
Военизированность, которая возникает как реакция на угрозу безопасности, постепенно подчиняет все сферы жизнедеятельности государства и с каждым разом все больше суживает рамки дозволенного. Так пишут теоретики. Милитаристы аргументируют целесообразность вмешательства в частную жизнь исходя из существования угрозы. Как следствие, - происходит сворачивание свобод.
Еще свежи воспоминания, к чему приводят необузданные аппетиты властьимущих все контролировать и регулировать. В милитаристских обществах не допускается плюрализм мнений и свобода высказываний, а инакомыслие и отстаивание своих прав вменяется как проявление пособничества внешней угрозе. Важным элементом влияния является идеологическое наполнение и финансовое обеспечение.
Порой силовой блок в глазах общества должен оправдывать свои колоссальные издержки. И здесь включается весь «креатив», начиная от выяснения отношений между ведомствами и заканчивая показательными порками тех, кто неугоден.
К чему это все? Аппетит всегда приходит во время еды. Намного легче что-то потерять, нежели приобрести, особенно когда речь идет о хрупком балансе взаимоотношений между государством и индивидом.