Города должны быть приспособлены для жизни людей – по крайней мере, так на Западе. У нас же люди приспосабливаются к городам, а люди с ограниченными возможностями вынуждены просто быть вычеркнутыми из городской суеты.
По моему глубочайшему убеждению, мэр в любом городе должен ездить на том же транспорте, что и его жители.
К сожалению, в Киеве вот уже три года нет мэра, а есть непонятный чиновник, которого все называют «хозяином города» – председатель городской администрации Александр Попов. У него хорошая квартира, машина и приемная с красивыми кожаными диванами.
Но самое главное, что перед киевской мэрией поставили целых три велопарковки, которые больше похожи на ходунки послеинсультных больных. Непонятно только одно – кто будет там ставить свои байки?
У всех начальников в мэрии – свои или служебные машины уровня Toyota Camry и выше. Посетители – тоже люди, в основном, не бедные или же бабушки, для которых велосипед тоже не главный транспорт. Молодежи в здании на Крещатике вообще делать нечего – его обитателям недосуг заниматься чем-то, что не приносит денег.
Исходя из этого непонятно, для кого сделана жлобская велопарковка возле мэрии и, тем более, кто отважится ездить по нынешним почти что послевоенным киевским дорогам на велосипедах.
То ли дело – мэр Лондона Борис Джонсон. Его фигура на байке уже давно не сходит с полос СМИ. А транспортная стратегия Лондона насчитывает свыше 400 страниц! Что толку вещать о велодорожках, инфраструктуре и удобстве передвижения по городу, если сам градоначальник не бывает в метро, не ездит ни в чем, кроме своего авто и редко когда заходит своими ножками без охраны и свиты во дворы.
А вся велосипедная инфраструктура в Киеве – профанация и фарс. Толку строить велодорожки и стоянки, если машины паркуются сплошь на тротуарах и даже на центральных площадях? Все доступные клочки земли в столице заняты либо стройками, либо машинами, поэтому для людей и велосипедов места практически не осталось.
Но не все так плохо. Можно разгрузить центр от машин и строек, можно строить не развязки и дороги, а громадные паркинги возле конечных станций метро, не давая многим автомобилям вообще заезжать в город.
Второй интересный вопрос – шлагбаумы и ограждения во дворах, особенно в центре Киева. Для того, чтобы установить любую преграду, нужна куча разрешений и согласований. А еще на каждый шлагбаум управление благоустройства выдает контрольную карточку.
Многие дворы поступают незаконно и неправильно, когда загораживаются от мира заборами и шлагбаумами. Это не решает проблему выхлопных газов и шума. Или ставят ограждения для «своих» и тех, кто заплатит. Так, например, делают в историческом Пассаже на Крещатике 15. Там все ограждения – незаконны, так как ни один орган не дал на них разрешений. Машины там все равно стоят, хотя дом-улица пешеходна. На въезде находится управляемый столбик, который исчезает при проезде машин с «нужными» номерами. Это значит, что люди в этом доме и владельцы магазинов не хотят жить без шума и газов, без машин и в европейском чистом городе. Они просто зарабатывают деньги, не заботясь о лице города. Уверен, что если вдоль всего Пассажа расставить туи, как это сделано в Москве, то будет намного круче, приятнее и удобнее для всех. Дело за малым – захотеть.
То же самое касается и Андреевского спуска в Киеве, который является визиткой столицы и по которому официально запрещен проезд автотранспорта. Тем не менее, каждый день десятки машин там ездят, покрывая слоем пыли исторические дома и вернисаж. Чиновники, которые тоже иногда любят с лихвой прокатиться по брусчатке Андреевского, стыдливо молчат, когда речь заходит о запрете движения там. Нужно с этим бороться. И если в Пассаже нужно убрать любые ограждения, но поставить туи и облагородить улочку, то на въездах и выездах на Андреевский спуск действительно эффективным будет поставить простые заборы без ворот и шлагбаумов, чтобы ни одна машина не смогла протиснуться, а люди запросто ходили.
И напоследок – «на подумать». Вместо церквей гораздо эффективней и нужней строить скейт-парки и площадки для молодежи и стариков. Об этом еще поговорим.