В теме создания Антикоррупционного суда (АКС) - новый поворот. Вчера появилась информация о том, что парламентская коалиция и МВФ выходят на компромиссное решение по механизму набора судей в новый орган. В переговорах с Фондом парламентарии согласовали условие, что украинские общественные организации, специализирующиеся на борьбе с коррупцией, и украинские офисы международных антикоррупционных организаций не будут допущены к отбору судей нового суда. В международную комиссию экспертов могут войти представители GRECO (Группа государств по борьбу с коррупцией), ООН и ОБСЕ.
Если так действительно и произойдёт, то это станет очень неприятным сюрпризом для НАБУ и может окончательно убрать его с политической арены.
Поскольку для нынешнего НАБУ создание «ручного» Антикоррупционного суда с помощью аффилированных с Бюро «антикоррупционных активистов» - вопрос выживания. Причём этот вопрос лежит совсем не той плоскости, которую промотирует руководство НАБУ и лояльные ему грантовые организации. Они упорно навязывают свой Великий Миф: «Антикоррупционное бюро профессионально и непредвзято борется с бесчисленными полчищами украинских коррупционеров. А те отчаянно сопротивляются. Потому и приговоров «крупной рыбе» нет. Но стОит лишь Бюро получить честный суд по борьбе с коррупцией, как приговоры ТОП-коррупционерам посыплются словно из рога изобилия».
На самом деле объяснение почти нулевого КПД Бюро лежит совершенно в иной плоскости. О которой постоянно и с фактами в руках говорит процессуальный руководитель НАБУ – глава САП Назар Холодницкий. «Результаты нашей работы – приговоры, а не показательные задержания и суды по мере пресечения», - так Холодницкий обозначил полное отсутствие приговоров ТОП-коррупционерам на третьем году работы высокооплачиваемых детективов НАБУ.
Суть проблемы как раз в том, что из-за непрофессионализма и политической ангажированности руководства Бюро дела НАБУ в Антикоррупционном суде будут «разваливаться» точно так же, как и в судах обычных. И прежде всего - из-за отсутствия качественно подготовленной доказательной базы. Поскольку адвокаты обвиняемых, в отличие от детективов бюро с их «провокациями взяток», незаконной прослушкой, распечаткой публикаций в Интернете вместо доказательств и другими юридически некорректными методами, работают зачастую намного более профессионально.
Холодницкий называет еще две «ахиллесовых пяты» работы Антикоррупционного бюро – постоянные утечки конфиденциальной информации и неоправданная увлечённость пиаром в ущерб качеству работы. Не говоря уже об избирательности: тот же Холодницкий сообщил об открытии уголовного производства по «квартирному делу» нардепа Лещенко, которое в свое время "спустил на тормозах" Сытник.
Впрочем, даже среди иностранных лоббистов скорейшего создания «чудодейственной» связки САП-НАБУ-АКС в последнее время происходит более прагматичное оценивание ситуации.
Настоящая, хоть и не афишируемая цель Запада состоит в том, чтобы АКС в комплекте с НАБУ стали главным инструментом влияния США и ЕС на всю украинскую политику. А также – лоббирования их экономических интересов.
Однако в процессе создания антикоррупционной вертикали усилиями Запада всё получается не так, как задумывали. На днях дипломат ЕС в неофициальном разговоре рассказал, что в европейских посольствах нарастает негатив к НАБУ. И разгорается непубличный – пока – скандал. Поскольку, по словам дипломата, НАБУ несанкционировано прослушивало не только украинских политиков, но и некоторых европейских дипломатов. Причём якобы делало это по распоряжению американцев, которые, особенно не скрываясь, используют НАБУ как свой инструмент влияния…
Что же касается национальных интересов нашей страны, то беспокоит вот что: за более чем два года Бюро не смогло показать эффективной работы и довести до приговора ни одного громкого дела. И тут создание АКС кардинально ситуацию не поправит.
Интерес «антикоррупционеров», похоже в другом - подконтрольный АКС является последней имиджевой соломинкой Артема Сытника. Который за два с лишим года так и не сумел нарадить работу действительно эффективного органа по борьбе с коррупцией.
У политических партнеров НАБУ в лице «антикоррупционеров» в получении ТАКОГО Антикоррупционного суда есть свой резон - они надеются получить «замкнутый цикл» НАБУ-САП-АКС и мощный инструмент влияния на президентских и парламентских выборах.
Только вся эта бурная пиар-активность находится очень далеко от практических задач по минимизации масштабов коррупции в Украине и привлечения к ответственности ТОП-коррупционеров. Такой вот эпилог этапу пиар-борьбы с коррупцией периода 2014-2018 годов…