ГоловнаБлогиБлог Андрія Миселюка

Донецкая пряжка на кремлёвском поясе не признанных «республик»

В чём руководство ДНР-ЛНР преуспело - так это в поддержании контактов с такими же не признанными образованиями, находящимися под контролем Москвы – Республикой Крым, Абхазией, Южной Осетией. Строго говоря, налаживанием, поддержанием и пропагандой таких контактов занимается Москва. Её задача – создать сеть не признанных территорий, подконтрольных ей.

Фото: EPA/UPG

В ответ на закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» боевики оккупированных Россией «ДНР» и «ЛНР» предпринимают новую попытку интеграции в Россию. И на завтра, 15 февраля, созывают в Донецке заседание так называемого «интеграционного комитета «Россия - Донбасс».

Геополитические карты, деньги и стволы

Несмотря на столь пафосное название комитета, Россию на нём представят руководители среднего звена Ростовской области, которая граничит с оккупированными территориями Донбасса. Это в общем-то отражает то настоящее место, которое Кремль отвёл оккупированным территориям для реализации своих интересов.

Подобные заявления лидеры подконтрольных России территорий на Донбассе озвучивают регулярно, начиная с весны 2014 года: очень уж им хочется, чтобы РФ присоединила их к себе по аналогии с Крымом.

Впрочем, придавать большого значения этим ритуальным намерениям не стОит. Поскольку Россия давно и достаточно чётко дала понять, что присоединять к себе эти отобранные у Украины территории по крымскому сценарию она не будет. Их назначение – быть «серой зоной» для постоянной дестабилизации ситуации в Украине, блокирования усилий Украины по интеграции с НАТО (пока идёт вооружённый конфликт на востоке страны Кремль может быть спокоен на этот счёт), отмывания денег, масштабной контрабанды.

Здесь прослеживаются аналогии с тем, как Москва рассматривает созданную шестью годами раньше ЛДНР подконтрольную себе кавказскую «республику» Южную Осетию. Для РФ Южная Осетия – место для необходимой России в регионе военной базы и удобная площадка для «отмывания денег».

Начиная с 2015 года, РФ полностью сформировала уровень контактов с «ДНР»-«ЛНР» и формат поддержки оккупированных ею территорий Донбасса. Москва решила отказаться от единой вертикали власти в обеих «республиках». Поэтому власть там разделена на три ветви:

1) армия и службы безопасности (куратор от Москвы – генерал-полковник ФСБ России Сергей Беседа),

2) российская армия, которая находится под контролем МО РФ (куратор – министр обороны Сергей Шойгу)

3) «главы администраций», которые больше находятся на слуху – Александр Захарченко и Игорь Плотницкий (куратор – помощник Путина Владислав Сурков).

Текущие экономические и политические контакты «республик» в основном завязаны на Ростовскую область.

В чём руководство «республик» преуспело, так это в поддержании контактов с такими же не признанными образованиями, находящимися под контролем Москвы – Республикой Крым, Абхазией, Южной Осетией. Строго говоря, налаживанием, поддержанием и пропагандой таких контактов занимается Москва. Её задача – создать сеть не признанных территорий, подконтрольных ей. А представители «республик» лишь реализуют кремлёвские установки. Пытаясь придать видимость лозунгам РФ о плотных связях, эффективном экономическом сотрудничестве не признанных территорий и тп.

Периодически проходят мероприятия по обсуждению перспектив сотрудничества, к примеру «ДНР»-«ЛНР» и Крыма, подписываются соглашения о сотрудничестве между их предприятиями. Весь этот «белый шум» поимо прочего должен закамуфлировать от рядовых россиян факт того, что из российского бюджета тратятся миллиарды рублей на дотации этим регионам.

Югоосетинский транзит в «ДНР»

В качестве шага по созданию «дивизиона не признанных территорий» в кремлёвском хозяйстве нужно рассматривать и резонансный договор лета прошлого года в Цхинвали. Тогда «президент» Южной Осетии Леонид Тибилов заявил, что Цхинвали будет оказывать помощь «народным республикам» в банковской сфере. Речь шла об открытии банков Южной Осетии на территории ДНР. Руководитель «ДНР» Захарченко, со своей стороны, заявил, что ««днровцы» уже имеют счета в банках Южной Осетии.

А в октябре прошлого года парламент Южной Осетии ратифицировал договор о дружбе и сотрудничестве с "Донецкой Народной Республикой". Договор предполагает взаимное оказание военной помощи и другие формы сотрудничества.

Но, как справедливо замечает «Радио Свобода», Южная Осетия с населением около 50 000 человек вряд ли сможет оказать ощутимую помощь Донбассу живой силой. Собственная экономика Южной Осетии, которая практически отсутствует, не позволит оказать Донбассу и материальную помощь. Зато там иногда оказываются российские вооруженные силы и техника - от имени Южной Осетии.

Российские деньги также смогут потечь через Южную Осетию в самопровозглашенные "ДНР" и "ЛНР". Для «республик» Донбасса, оказавшихся в сложном экономическом положении, немаловажно сотрудничество с югоосетинскими банками, поскольку республика не может напрямую работать с российскими. Зато теперь российские банки получили возможность работать в «ДНР»-«ЛНР» через югоосетинские финучреждения.

Курс Москвы – на поддержку статус-кво

В отличие от местного руководства «ДНР»-«ЛНР», большинство живущих там людей решают повседневные задачи своего выживания собственными силами. Они уже поняли бесперспективность надежд на скорое присоединение к России. В 2014-м местные пророссийские вожди обещали людям скорый референдум о присоединении к России, российские паспорта, гражданство, зарплаты и пенсии. За прошедшие три с лишним года жители «республик» поняли, что им придётся научить выживать самостоятельно. Но при этом большая часть населения, успешно «нашпигованная» продукцией московского агитпропа всё же верит, что Россия эти территории Украине не вернёт, а в отдалённой перспективе может даже и присоединит.

Архетипичный образ РФ в сознании жителей «республик» - кормящая мать. А последний всплеск интеграционного энтузиазма у жителей «республик» был год назад, когда президент Путин издал указ о признании в РФ выдаваемых в «ДНР»-«ЛНР» паспортов, документов об образовании, свидетельств о рождении и смерти, заключении и расторжении брака, а также регистрационных знаков автомобилей.

Делая прогнозы на ближне и среднесрочную перспективу, можно констатировать, что Россия на трёх уровнях продолжит курс на прагматичную линию поддержания статус-кво для «ДНР» и «ЛНР».

Во-первых, продолжит использовать фактор контроля над этими территориями для того, чтобы блокировать эффективное движение на пути к достижению мира. В контактах с США и другими заинтересованными в достижении мира на Донбассе силами это будет выражаться в блокировании потенциально перспективных и результативных путей разрешения конфликта. Например, введение в зону конфликта международной миротворческой миссии.

В рамках «гибридной войны» против Украины поддержка замороженного конфликта на востоке страны будет и дальше использоваться Кремлём для дестабилизации ситуации на остающихся под контролем Украины территориях. А также для дискредитации Украины на международной арене.

Во-вторых, будет продолжен курс на создание «пояса не признанных республик» с активным участием «ДНР» и «ЛНР» для минимизации затрат и рисков в реализации далеко идущих планов Кремля по использованию этих территорий в своих интересах.

В-третьих, будет продолжен курс на поддержку нынешнего достаточно низкого уровня жизни в «ДНР»-«ЛНР» с одновременным продолжением их экономической, а не политической, интеграции с РФ.

Андрій Миселюк Андрій Миселюк , Політолог, директор Інституту соціально-політичного проектування "Діалог"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram