Новый этап в строительстве. Парламент принял существенные изменения в градостроительное законодательство

Годами Украина колебалась между двумя крайностями регулирования строительной отрасли – от жесткого бюрократического контроля до крайнего либерализма. Как гарантировать законность и надежность строительных работ, одновременно не сковывая людей лишними разрешительными процедурами? Хочется надеяться, что теперь ответ на этот вопрос найден.

Фото: Макс Требухов

17 января парламент во втором чтении принял законопроект 4733-1, который решает это, казалось бы, непреодолимое противоречие. Разработанный группой народных депутатов при активной поддержке Госархстройинспекции, он вводит новую компромиссную разрешительную систему.

Проблемные точки отрасли

Мой опыт работы в учреждениях государственного архитектурно-строительного контроля свидетельствует о том, что люди жалуются на два главных изъяна в процессе госрегулирования строительной отрасли.

Во-первых, массовое возрастание количества строительных афер, когда застройщик привлекает деньги инвесторов, строит многоэтажку, но на деле не имеет для этого разрешительной документации. В результате рано или поздно у него возникают проблемы с государством и люди остаются без денег и без квартир.

Строительные скандалы такого типа стали возможны благодаря чрезмерной либерализации в 2011 г. градостроительного законодательства. Все строительные объекты разделили на пять категорий.

Первые три разрешили строить на основании декларативных документов, остальные – на основании разрешений. Разница в том, что, декларируя, застройщик лишь дает перечень, якобы имеющихся у него первичных документов (право на землю, проект, градостроительные условия и ограничения), а ГАСИ не должна в обязательном порядке проверять правдивость этой информации.

Оформление разрешения – иная процедура, во время которой застройщик подает в Инспекцию копии всех этих документов. Поэтому госорган не даст добро на стройку, если пакет документации не полон или документы не отвечают установленным требованиям.

Грань между 3 и 4 категориями сложности строительства очень тонка, это и создает нарушителям еще одно пространство для маневра. Огромные жилищные комплексы они разбивают на отдельные дома и декларируют как 3 категорию. Во время проверок ГАСИ фиксирует нарушения и наказывает застройщика, но инвесторам от этого не легче: деньги потрачены, а перспективы ввода здания в эксплуатацию туманны.

Во-вторых, люди постоянно жалуются, что поданные ими декларации возвращают на доработку из-за технических ошибок. Речь идет о простых стройках 1-2 категории сложности, которые охватывают 80% всего объема строительных работ в стране. Это фактически загоняет строительство в тень: граждане предпочитают не связываться с государством и строят на свой страх и риск. Мною, как главой ГАСИ, еще в июле прошлого года было дано отдельное поручение региональным инспекциям ликвидировать такую практику. Но окончательно искоренить ее помогут только законодательные изменения.

Обновление разрешительной системы

Законопроект 4733-1 устраняет эти два изъяна. Упразднение, в известной мере, искусственно введенных пяти категорий сложности приведет к тому, что объекты среднего и значительного классов (ЖК, офисные центры, многоэтажки, промышленные сооружения) будут теперь строить только по разрешениям. То есть, риск внесения ложных сведений в документы застройщика полностью устраняется.

Сооружения незначительного класса последствий (частные дома, хозяйственные постройки, дачные домики), наоборот, можно будет строить на основании уведомлений. А это значит, что приступать к строительным работам можно будет уже на следующий день после подачи документов о начале строительных работ. Таким образом, проблема возможного возврата документов на доработку окончательно снимается.

Очень важным бонусом для строителей в новом законе является упорядочение процедуры выдачи градостроительных условий и ограничений, которую осуществляет местная власть. Теперь есть четкий перечень оснований для отказов застройщикам, что сделает невозможным произвол чиновников.

Принимая здания в эксплуатацию, приоритетное внимание госархстройконтроль будет обращать на создание условий для людей с особенными потребностями. Застройщики, которые не предусмотрели пандусы, съезды или другие приспособления, не смогут сдать свой объект в эксплуатацию.

Новая разрешительная система меняет философию отношений в треугольнике государство – застройщик – гражданин. Органы госархстройконтроля на стадии получения разрешения на выполнение строительных работ – это, прежде всего, сервисные службы, которые призваны максимально быстро и качественно предоставить людям необходимые услуги. В вопросах оформления разрешений, регистрации деклараций, приеме уведомлений о начале строительства ГАСИ и инспекции на местах будут, прежде всего, дружественным партнером.

В тоже время новый закон создает мощные фильтры, которые не пропустят разного рода строительных аферистов и авантюристов, и заблокируют их деятельность уже на начальном этапе. В результате инвесторы получат дополнительную уверенность, что если они вкладывают деньги в стройку, то она действительно законна и имеет все необходимые разрешения.

8 февраля Президент подписал законопроект 4733-1, а это значит, что уже через 4 месяца после официальной публикации новый закон вступит в силу. Я призываю всех застройщиков, проектировщиков, подрядчиков, экспертов, а особенно сотрудников созданных после децентрализации местных инспекций, ознакомиться с его нормами и способствовать их реализации. Напомню, что сегодня ГАСИ имеет важную функцию надзора за деятельностью местных учреждений госархстройконтроля, и мы будем тщательно следить, чтобы дух и буква нового градостроительного законодательства соблюдались неукоснительно.

Алексей Кудрявцев Алексей Кудрявцев , Глава Государственной архитектурно-строительной инспекции
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram