ГлавнаяБлогиБлог Алексея Ботвинова

Чудо Брегенца

В нашей стране любой фестиваль классической музыки является финансово неокупаемым мероприятием, существующим на спонсорские или государственные деньги. Об этом часто вспоминается, когда в высоких кабинетах энтузиасты высокого жанра получают «от ворот поворот» с аргументацией - «для нас наиважнейшим из искусств является кино», или «электорату нужны массовые общедоступные ивенты». Однако так ли обстоит дело в цивилизованном мире?

Алексей Ботвинов Алексей Ботвинов , Пианист, народный Артист Украины, инициатор и артдиректор фестиваля ODESSA CLASSICS

Фото: Предоставлено автором

Почему в последние десятилетия во всем (уточню, во всем цивилизованном) мире происходит настоящий фестивальный бум? Причем я имею в виду именно фестивали высокого искусства и в первую очередь классики. Кроме обязательных для каждой столицы или миллионного города, большие фестивали с участием звезд первой величины проходят в маленьких городках - а по украинским меркам – пгт или деревнях. Что это – неужели рассудительную Европу захлестнула волна эстетского расточительства? На самом деле развитое общество уже давно осознало, что поддержка классики несет в себе кроме огромных плюсов по улучшению морального и духовного климата в социуме- также и очевидные экономические выгоды, связанные с индустрией культурного туризма.

В этом году мне посчастливилось воочию увидеть несколько австрийских фестивалей. Вообще летом Австрия превращается в одну большую фестивальную площадку, где десятки городов соревнуются за туристов, которые приезжают без преувеличения со всего мира посмотреть и послушать классику – а также потратить свои «отпускные» в туристической инфраструктуре. И если такие города как Зальцбург или Инсбрук на слуху, то для многих украинцев название таких городков Гмунден, Графэнег или Брегенц неизвестно. Но только не для меломанов! Расскажу о Брегенцском фестивале. Каждое лето этот тихий скромный городок с 28-тысячным населением преображается в одну из оперных столиц мира.

Изюминка оперного фестиваля в Брегенце, ведущего свою историю с 1946 года - в построении для оперных постановок гигантских декораций на плавающей сцене, окруженной водами Боденского озера. Фестиваль финансово очень успешен, а после съемок на фоне «Тоски» Пуччини сцен «Бондианы» в фильме «Квант милосердия» (2008 г) обрел культовый статус. Для постановки собирают лучшие режиссерско-постановочные силы Европы, с каждым годом дизайн сцены становится все более впечатляющим, денег на этом явно не экономят. Каждая большая постановка идет два фестивальных сезона, чтобы окупить себя. При этом уже за месяц до начала фестиваля почти все билеты раскупаются, а за 2 недели до начала - полный аншлаг, потом можно надеяться только на «лишний билетик» перед началом. В амфитеатр перед сценой на воде помещается 7 000 зрителей. В этом году в Брегенце центральная постановка фестиваля - новая «Кармен». А теперь цифры. 21 спектакль «Кармен» за полтора месяца. 7 тысяч зрителей на каждом.

Полный переаншлаг- билетов купить невозможно, их средняя стоимость выше 100 евро. В 2015 суммарная аудитория фестивала составила 228 000 человек, из которых основное представление, оперу «Турандот», увидела 171 000 зрителей, а прямую телевизионную трансляцию оперы посмотрело более 1 млн человек. Сенсационная «Кармен» этого года имеет все шансы побить этот рекорд. На весь фестивальный период все отели не только в Брегенце, но и его окрестностях раскуплены – весь город живет фестивалем.

А теперь о спектакле. Невероятная, фантастическая постановка, напоминающая по масштабу лучшие шоу Cirque du Soleil в Лас Вегасе. Спец-эффекты, команда каскадеров-скалолазов, видеоинсталляции, гроза и ливень прямо на сцене, фейерверк из озера, лодки по ходу действия приплывающие к водной сцене... В этом году сценографию делала знаменитая Эз Девлин - британка, прославившаяся тем, что кроме декораций в операх ставила Открытие лондонской Олимпиады и шоу U2, Take That, Beyonce, Muse и тд. Ну что сказать - как говорится, это надо видеть! Незабываемое зрелище- причем абсолютно в точку совпадающее с музыкой Бизе. Режиссер Каспер Холтен кроме безупречной концепции выдал несколько шоковых задумок - например Кармен убегает из под стражи - ...прыгая в озеро и размашистым кролем уплывает за сцену под восхищенный крик 7 тысяч зрителей. Или финал оперы, когда Хосе вместо привычного удара ножом…- топит Кармен! Причем очень натурально. После яростной борьбы с мощными водяными всплесками, героиня несколько минут лежит бездыханным трупом лицом вниз в воде... Понимаешь, что это – спектакль, но реалистичность происшедшего заставляет екнуть сердце…

Новая «Кармен» оставляет ошеломляющее послевкусие – хочется еще и еще раз посмотреть это действо вживую. Спектакль одинаково интересен как для изысканных меломанов, наслаждающихся потрясающим исполнительским уровнем продукции, так и для молодежи, в первую очередь увлеченную зрелищем топ-уровня. Думаю, многие из зрителей этого года приедут в 2018 году еще раз. И там уже заявлена «наша Кармен»- Лена Белкина. На недавно прошедшем фестивале ODESSA CLASSICS одним из ярких моментов стало выступление молодой украинской оперной звезды Лены Белкиной, впервые выступившей в Одессе. И вот – европейский дебют Белкиной в роли Кармен – и сразу на этом знаменитом оперном фестивале. Молодой “shooting-star” мировой оперной сцены удалось создать свой, особенный образ Кармен - убедительный, захватывающий, просто незабываемый. Уверен - у Белкиной впереди феерическая карьера. А нашей стране с ее огромным, пока невостребованным культурным потенциалом, давно уже пора обратить внимание на общемировой «фестивальный тренд».

Алексей Ботвинов Алексей Ботвинов , Пианист, народный Артист Украины, инициатор и артдиректор фестиваля ODESSA CLASSICS