Подобное попадание в десятку было у меня ещё лишь однажды: накануне падения доллара в Украине в полтора раза я предрёк это на ТВ в совместной передаче с Портниковым и Вереснем на Эспрессо; тогда же я написал то же в Зеркале недели N7'2015 ("Курс — это температура. Высокая? К терапевту! Или психиатру...") с цифрами и удивительно точными прогнозами, мне никто не верил, полюбуйтесь на комментарии. Вспоминаю эти сбывшиеся пророчества не только чтобы похвастаться (хотя и для этого тоже), но и чтобы с доверием отнеслись к последующему тексту.
Если бы поверили первый раз — могли бы избежать войны и крови, кто поверил во второй — избежал диких финансовых потерь и даже смог выиграть.
Стучу снова — и да отворится.
Реальный способ вернуть и Донбасс, и даже Крым, причём без крови и с ускоренным искоренением ненависти,— экономический. Наряду с тем, что уже было сказано 7 лет назад в Левом береге, предлагаю следующее. Вместо диких минских капитуляций, которые подписали, как я люблю говорить, 2 посла, 2 козла и Кучма в придачу.
Предприятия и предприниматели, зарегистрированные ещё до оккупации на впоследствии оккупированных территориях, которые до сих пор не освобождены, в случае переноса ими [части] уже имевшегося на тогда бизнеса на освобожденную часть Донбасса или (из Крыма) в 4 южные области Украины, но именно эти субъекты, а не все подряд — во избежание создания внутриукраинского офшора,— должны иметь максимально льготный режим обложения.
Государство при этом ничего не теряет, потому что сейчас там не получает ничего вообще, а вот политический притягательный эффект несомненен.
Особенно — если пообещать распространение данного мягкого налогового режима и на оккупированную часть страны после её, этой части, освобождения. Лучше экономические поблажки для компенсации понесенных потерь и восстановления лояльности, чем политические, которые будут стоить гораздо дороже.
Наверняка не станет возражать и мировое сообщество: лучше местный ограниченный офшор, чем продолжение доставшей всех конфронтации.
Всё мобильное, способное переехать и создавать рабочие места, должно переехать в освобожденную часть, а люди подтянутся. Край, где останутся лишь не способные к труду, утратит остатки привлекательности для местных правителей вместе заезжими чеченобурятами и будет сплюнут врагами, а за имущество потом посудимся с помощью цивилизованного мира…
Чтобы в Украину действительно захотелось, смягчение налогов должно быть существенным: мы теряем только то, чего сейчас всё равно не имеем, добиваемся же альтернативы невозможным политическим уступкам.
Я бы говорил о снижении ставки НДС до "фармацевтического" уровня 7% и повышении порога обязательности НДС до 3 или даже 5 млн грн за 12 месяцев, предшествоваших оккупации, об обложении именно распределеной чистой прибыли, а также о праве перехода на единый налог с былым ограничением 20 млн грн за тот же 12-месячный период или вообще без ограничения оборотов, при этом ставка ЕН тоже должна снизиться до прошлого уровня 2%+НДС или 4% без НДС с сохранением нового — сниженного до 22% — ЕСВ с минимальной зарплаты, то есть в итоге и упрощенцам должно стать лучше, чем было год назад; ну а подоходный с граждан — но опять же: лишь зарегистрированных до оккупации на впоследствии оккупированных территориях — может быть тоже снижен до символического уровня: тех же 4% или даже 2% — разумеется, без всякого НДС.
Любовь не купишь, но возродить лояльность, отдав то, чего сейчас и так у нас нет, вполне реально. Вместо особых статусов со своими милициями, судьями и выборами нам очередных януковичей. Налоговые льготы в наше время и эффективнее, и дешевле и танков, и Градов. А там уже стерпится — слюбится, боевики же, видя новый расклад, достаточно оперативно исчезнут и сами.
Заодно этот экономический эксперимент покажет эффективность налоговой либерализации, что потом можно будет учесть и для страны в целом, имея реальные аргументы против жлобско-фискального принуждения со стороны МВФ.
Параллельный позитив: поскольку льготы для Донбасса будут пока только на Донбассе, расползшиеся по всей стране метастазы вернутся в свои насиженные и ставшие льготными регионы, не портя нам остальную Украину и не разлагая её своей неповторимой ментальностью.
А потом уже время пусть всё расставляет по местам.