Все публикацииПолитика

Почепцов: Украине нужна своя пропагандистская машина

Первые книги Георгия Почепцова по политологии и маркетингу появились в 90-е и быстро нашли своего читателя. Подобных изданий на русском или украинском было мало, а по-английски мало кто понимал без словаря.

Будущие маркетологи, политологи и журналисты использовали книги Почепцова для своих курсовых и дипломных. А уже состоявшиеся - в своей работе. Знакомый в Севастополе стал депутатом, построив кампанию по книгам Почепцова. А позже сам занялся политическими технологиями.

Доктор филологических наук, профессор Георгий Почепцов сейчас работает в Национальной академии госуправления при президенте Украины и в Мариупольском госуниверситете. Среди прочего он изучает информационные войны. В ответах на письменные вопросы LB.ua профессор объясняет, почему люди верят пропаганде и что противопоставить российскому пропагандисту Дмитрию Киселеву.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, редактор економічного відділу LB.ua

Георгий Почепцов
Фото: Ярослава Куцай/osvita.mediasapiens.ua
Георгий Почепцов

- Почему жители Крыма и (в меньшей мере) юго-востока за 23 года не ощутили себя неотъемлемой частью Украины? Например, жители Киева или Львова могут выступать против центральной власти, но не ставят под сомнение саму идею Украины в ее современных границах.

- Киев выпадает из этого списка, поскольку он не есть городом киевлян. Это столица, где все перемешаны. Крым также выпадает из общего списка, поскольку там люди и работали на российский флот, и оседали, отслужив. Это место, ориентированное на приезд туристов, то есть является наиболее открытым миру регион.

Это исторические рассуждения, но правда состоит еще и в том, что власть забыла не только крымчан, но и всех остальных. Крым в качестве наименее связанного с центральной властью и стал лакмусовой бумажкой, чем воспользовалась Россия. Плюс к этому Крым всегда был в центре внимания СМИ России как наиболее связанный культурными корнями с российскими писателями и художниками. По этой причине Крым и сам стал воспринимать себя частью культурной России.

- Какую роль российская пропаганда играла в захвате Крыма?

- В военной ситуации пропаганда всегда имеет три целевые аудитории: противоположной стороны, своего народа и нейтральных стран. Россия должна была доказать справедливость своих действий в первую очередь для своей аудитории. И была выстроена понятная схема: враг наступает, мы в обиду не дадим. Эта же схема оказалась работающей и у нас. Только тут она звучит так: мы вас в обиду не дадим. Телевидение имеет особенность не только описывать, но и создавать ситуации, поскольку человек чувствует себя не просто зрителем, а участником того, что происходит. Поэтому радикальные призывы невозможны на своем телевидении. Зато они оказались возможны на телевидении соседней страны, три федеральных канала которой входили в каждую украинскую квартиру.

Фото: EPA/UPG

- Почему жители Крыма не слышали и не воспринимали украинскую позицию?

- Телевидение (кино, пропаганда) управляют желаниями человека. Сформированные желания и ведут нас по жизни. Если одна сторона обещает рай, а другая — затянуть пояса, то к раю потянуться будет куда легче. Тем более обещаниям родной власти как-то всегда верится тяжело, поскольку не было случая, чтобы она их выполняла.

- Почему люди верят в российскую ТВ-картинку, даже имея возможность проверить информацию у первоисточника (по телефону у знакомых, сравнить несколько изданий и т.д.)?

- Проверка это дополнительные усилия, на которые в норме нет ни времени, ни сил. Телевидение всегда воспринимается как более достоверный способ подачи информации, поскольку мы видим картинку своими глазами. А визуальная информация воспринимается как более правдивая, чем вербальная, и дольше хранится в памяти. Зритель считает это правдой, забывая, что картинка тоже является результатом отбора, а слова, сопровождающие картинку, и вовсе могут оторваться от правды. 

Ответ на Киселева должен был строиться поэтический, то есть эмоциональный

Телевидение является средством, которое трансформирует наше восприятие: постоянная смена ракурсов перегружает мозг и блокирует наши аналитические возможности, а это в результате снимает контроль над нашими эмоциями. Мы готовы услышать все и поверить всему.

- Нужны ли Украине свой "Дмитрий Киселев" и своя пропагандистская машина?

- Они нужны, но их "воспитание и создание" тоже требует времени. Это же в принципе редчайший случай, что Киселев попал в списки ЕС и США. Он имел в руках сильный пропагандистский рупор в виде российского телевидения и делал все от души и с удовольствием. Я его еще определяю как поэта от журналистики, поскольку для поэта важны не факты, а эмоции. Поэтому и ответ на Киселева должен был строиться поэтический, то есть эмоциональный. К тому же, Россия выстреливала троекратно: и новости, и политические ток-шоу, и даже фильмы, - все они несли одну точку зрения, причем делали это очень интенсивно.

Фото: стоп-кадр видео на youtube

- Могут ли сосуществовать коммерческая журналистика и государственная пропаганда?

- Это сложно. Но, например, от государственного телеканал мы ждем именно этого. Там должны быть более частотные новости, одна вечерняя контрпропагандистская программа, а также "Не-Савик шоу", поскольку все как-то устали от этого исходного формата, который в условиях быстро меняющихся ситуаций стал слишком громоздким.

- Нужна ли Украине своя пропаганда на русском, английском и других языках?

- Это, наверное, риторический вопрос. Конечно, нужна, при этом не следует забывать и про китайский язык. Тут должно быть объединение с МИДом, который тоже недостаточно делает усилий в этом направлении.

- В бюджете Украины нет денег на информационные войны. Как обойти это препятствие?

- Глядя на уровень машин на улицах Киева, миллиардные расходы на госуправление, следует признать, что деньги есть. С другой стороны, у нас есть государственные агентства, которые прекрасно могут переориентироваться, тем более, что их основную работу как-то вовсе не замечают потребители. Как всегда в таких случаях говорится, нет политической воли. Если бы она была, нашлись бы и деньги, и люди.

Фото: Макс Левин

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, редактор економічного відділу LB.ua