Все публикацииПолитика

Финансовые "полицаи" Януковича

Новый силовой орган - финансовая полиция - пока существует только на бумаге. Документ официально не зарегистрирован как законопроект, но его текст ходит по министерским кабинетам. Сразу несколько СМИ опубликовали этот текст со ссылкой на свои источники (например, вот, вот или вот).

Новые силовики могут появиться на базе налоговой милиции
Фото: ub.ua
Новые силовики могут появиться на базе налоговой милиции

Речь идет о создании супер-контролирующего органа с небывалыми полномочиями, который будет подчинен лично президенту Виктору Януковичу.

Текст документа якобы подготовлен Секретариатом Кабмина по поручению премьер-министра Николая Азарова №6703/0/1-13 от 15 февраля 2013 года. К сожалению, поручения Азарова на сайте КМУ нет (журналист LB.ua выслал информационный запрос с просьбой показать копию документа).

Будущее этой идеи пока туманно. Вряд ли даже в самой Партии регионов найдется столько фанатов Януковича, чтобы принять такой закон. Что, впрочем, не исключает принятия документа в более мягкой редакции. Интересно, что в России также идет обсуждение подобной идеи.

В Украине создание финансовой полиции якобы продвигает первый зам Налоговой службы – начальник налоговой милиции Андрей Головач. Ему же принадлежит и идея подчинения финансовой полиции непосредственно главе государства. Если налоговая полиция будет создана, именно Головач может стать ее первым руководителем. По версии интернет-издания ОРД, Головач продвигает идею создания финансовой полиции через главу администрации президента Сергея Левочкина. "Левочкину эта идея нужна, чтобы доказать свою полезность Януковичу после того, как он подрастерял значительную часть влияния из-за укрепления позиций Арбузова", - пишет издание.

Вчера офис премьер-министра Николая Азарова разослал сообщение об отзыве этой инициативы. "Законопроект не соответствует требованиям времени", - уточняется в сообщении. Однако в Указе Президента от 12 марта 2013 года №128/2013, в программе экономических реформ до 2014 года, прямо говорится об "оптимизации функций в сфере экономических расследований". Более того, уже в апреле на рассмотрение депутатов должен попасть документ, который бы устранял "дублирование функций и чрезмерное давление". То есть риск принятия этого документа остается.

Сегодня стало известно, что МВД выступило против создания Службы финансовых расследований. Это следует из письма министра внутренних дел Виталия Захарченко на имя первого вице-премьер-министра Сергея Арбузова, которое оказалось в распоряжении From-UA. В документе констатируется, что разработанный Кабмином законопроект о финансовой полиции не учитывает рекомендации научных кругов, европейский опыт реформирования правоохранительных органов, результаты социологических исследований.

"В Министерстве внутренних дел Службой финансовых расследований планируется взять на себя определенные функции разработки и реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью <...> Только МВД в полной мере имеет возможность обеспечивать проведение спецопераций, осуществление розыска преступников, проводить другие оперативно-розыскные мероприятия с участием милиции общественной безопасности, внутренних войск, Государственной миграционной и Государственной пограничной служб <...> Разоблачение и расследование преступлений (связанных с легализацией (отмыванием) средств, полученных преступным путем) не может быть комплексно обеспечено на уровне новосозданной финансовой полиции", - говорится в письме.

Фото: from-ua.com

Фото: from-ua.com

Поэтому LB.ua приводит несколько экспертных мнений по поводу "полицаев" Януковича.

Игорь Уманский, бывший и.о.министра финансов Украины:

"Идея финансовой полиции не является новой, это нормальная мировая практика. Довольно логично, что финансовая полиция будет формироваться на базе налоговой милиции. Если создавать все с нуля, то это займет уйму времени, будет потеряно минимум полгода-год. Если же это делать на базе налоговой милиции, организационный период может пройти и за несколько месяцев".

Грем Хатчисон, замдиректора Европейского банка реконструкции и развития в Украине:

Вместо расширения полномочий контролирующих органов, в частности, создания финансовой полиции, властям следует укреплять судебную систему в Украине, а также качество имплементации законов. Важным аспектом в этой связи является создание службы бизнес-омбудсмена, который стал бы третейским судьей в решении споров между бизнесом и госорганами.

Сергей Терехин, бывший министр экономики, депутат Верховной Рады из фракции "Батькивщина":

"Теоретически создать финансовую полицию путем объединения ряда структур, которые занимаются борьбой с экономической преступностью, нужно. Опыт других стран подтверждает эффективность такой модели. Однако на нынешнем этапе делать это в Украине слишком рискованно - из-за тотальной коррупции в стране, безответственности власти, бесконтрольности правоохранителей и т.д. Последствия могут быть просто катастрофическими".

Фото: Макс Левин

Алексей Хмара, президент Transparency International Ukraine:

"Официально финполиция позиционируется как служба, которая будет искать скрытые доходы, чем будет увеличивать поступления в бюджет. Но мы все понимаем, к чему может привести создание практически "ручного" силового органа в государстве, приближающегося к авторитарной форме правления. Самого законопроекта до этого никто не видел, поэтому в экспертной среде такая неожиданность вызывает огромное беспокойство".

Наталья Агафонова, депутат Верховной Рады из фракции "УДАР", юрист:

"Предполагается, что вместо нескольких органов создается один, который занимается финансовыми расследованиями. С точки зрения администрирования идея замечательная, но в наших условиях она только усилит авторитарную власть Януковича. Это приведет к максимальной концентрации в одних руках контроля и над государственными финансовыми потоками, и над гражданами, и над предприятиями".

Андрей Тарасов, управляющий партнер юридической компании "Тарасов и партнеры":

"Хуже всего будет, если новая структура, наделенная огромными полномочиями, станет не механизмом эффективного государственного контроля, а рычагом для давления на бизнес в интересах отдельной группы лиц... создание нового органа, даже на базе нескольких старых, не может пройти без затрат (что бы там не писали авторы законопроекта в пояснительных записках к нему). Необходимо будет подыскать для нового органа помещения, провести в них ремонт, закупить мебель, обеспечить сотрудников оргтехникой и расходными материалами и т.д."