Из всех стран Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) хуже дела обстоят только в Мексике.
Каждый третий израильский ребенок живет за чертой бедности. Такие данные следуют из специального отчета, опубликованного службой национального страхования в четверг в Тель-Авиве.
Всего же в 2010 году в Израиле 433 тысячи семей (около 20% населения) нуждались в помощи государства. По этому показателю страна занимает предпоследнее место среди членов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Хуже дела обстоят только в Мексике.
"В нашем холодильнике можно снимать кино, столько здесь свободного места, – грустно шутит Наталья, мать-одиночка из Петах-Тиквы. – В конце 90-х, когда я приехала в Израиль, здесь вполне можно было нормально жить на одну зарплату. Сегодня ситуация в корне изменилась, люди едва сводят концы с концами".
Похвастаться Наталье действительно особо нечем. Банка сметаны, капуста с морковкой, немного хлеба и традиционный израильский продукт "хумус" – вот и всё содержимое купленного еще в лучшие времена большого холодильника. Куриные крылышки уже давно считаются в доме едва ли не главным мясным деликатесом.
Своего девятилетнего сына Марка Наталья последние годы воспитывает одна. С отцом ребенка связь практически не поддерживает. Исключение составляют многочисленные обращения, в том числе через суд, с требованием выплатить алименты. Несколько месяцев назад она все же добилась ежемесячной выплаты в размере 1400 шекелей (400 долларов).
"Эти деньги мне позволят частично погасить прошлые банковские задолженности, – говорит Наталья. – На мой минимальный оклад в 3 тысячи шекелей на неполной ставке, с ребенком на руках, прожить сегодня в Израиле практически невозможно".
Согласно критериям израильской Службы национального страхования, мать-одиночка вроде Натальи, работающая за минимальную зарплату, считается бедной и имеет право на финансовую помощь от государства. При этом сумма помощи зависит от целого ряда факторов, в том числе количества детей, наличия алиментов и так далее. Многие годы, в Израиле действовало железное правило – чем больше женщина работает, тем меньше она получает помощи от государства.
"Это правило в итоге привело к тому, что многие матери-одиночки, боясь за свое пособие, предпочитали оставаться дома и работать "по-черному", – говорит Эстер Доминисини, директор Службы национального страхования. – Новые же законы поощряют израильских женщин выходить на работу, без страха, что их пособия, в том числе помощь на ребенка, могут быть сильно урезаны".
Представляя последний отчет, Доминисини указывает на то, что число людей, живущих за чертой бедности, впервые с 2007 года начало снижаться. Директор Службы нацстрахования говорит, что причина – в снижении безработицы, в том числе среди матерей-одиночек.
Между тем, согласно данным специального исследования, положение матерей-одиночек далеко не самое сложное. Гораздо хуже живется израильским ультраортодоксам, арабам, пенсионерам и новым репатриантам, в том числе пожилым выходцам из бывшего СССР.
В 2010 году за чертой бедности жили 433 тысяч семей. В 2009 этот показатель составлял 435 тысяч.
В абсолютных цифрах 1,773 млн израильтян (или каждый пятый) нуждается в финансовой помощи. Из них 204 тысячи человек относятся к новым репатриантам.
Для министра социального обеспечения Моше Кахлона представленный доклад стал первым с момента назначения на этот пост. Социальной тематикой Кахлон вынужден заниматься с января текущего года, когда прежний руководитель министерства Ицхак (Бужи) Герцог покинул пост по политическим мотивам.
В Израиле Кахлон известен, прежде всего, своими успехами в области реформирования системы сотовой связи. Несмотря на мощное давление со стороны крупных сотовых операторов, за последние два года Кахлон принял целый ряд беспрецедентных для страны решений о снижении тарифов, чем вызвал к себе большую симпатию избирателей. Теперь от Кахлона ждут чудес и в социальной сфере.
"Бедность это не кара божья и вовсе не смертельная болезнь. Есть одно хорошее лекарство против бедности – пойти работать" – сказал Моше Кахлон на заседание в Тель-Авиве.
По словам министра, отчет ясно указывает на "нежелание работать", как на основную причину бедности. При этом, говоря об этом, Кахлон не боится обвинений в неполиткорректности.
"Религиозные ортодоксы должны понять, что работа это главное, что спасет их от бедноты, - говорит Кахлон. – Это ненормально, когда молодой и здоровый глава семьи всячески увиливает от рынка труда, думая лишь о том, где можно получить очередное пособие по безработице".
Непросто обстоят дела и у израильских арабов. Из отчета следует, что за чертой бедности живут около 830 тысяч израильских арабов (52% от общего числа).