Итак, что делать? По-моему, уже всем очевидно, что нужно вводить военное положение, думая о спасении государства, а не о спасении активов олигархов и крупных экономических чиновников. И, как следующий логический шаг, - начинать распределение благ не по доходам, а по другим принципам, отражающим специфику текущей очень тяжелой во всех отношениях ситуации в Украине. «Блицкриг» не удался, продолжается жесткое вооруженное противостояние на востоке страны. Поэтому для максимальной мобилизации сил и средств нужны контроль над ценами и военное положение. Вот почему теперь у нас наступила пора распределять ресурсы не по доходам, не только среди тех, кто может больше всех за них заплатить, а по нуждам военного времени и оборонного ведомства. Кстати, во всех странах, которые были в прошлом веке втянуты в I и II Мировые войны, было жесткое регулирование цен и тотальный контроль над поставками для нужд армии. И обществу такая роль государства в условиях войны всегда была понятна.
Зато действия наших нынешних властей в обществе вызывают огромное количество вопросов. Так, с начала «нулевых» годов в Украине еще не было такого резкого провала реальных доходов населения. С таким явлением мы еще не сталкивались, как, например, НБУ вчера 9 февраля опустил официальный курс гривны до абсолютного исторического минимума относительно иностранных валют - 24,95 за доллар США! Вне всяких сомнений, уровень и качество жизни украинцев стремительно ухудшается. Соответственно это отражается и на социальном самочувствии подавляющего большинства людей.
Плюс на прошлой неделе 6 февраля Нацбанк также повысил учетную ставку с 14% до 19,5%. Это таким образом В. Гонтарева, видимо, пытается сдержать рост цен? Но мы же прекрасно знаем, что ей еще ни разу не удавалось удержать рынки под контролем. Наоборот, при ней экономическая ситуация постоянно ухудшалась. Судите сами. Инфляция, которая в начале 2014 года не превышала 1%, к концу прошлого года составляла уже по официальным данным 24,9%. В тот же период НБУ увеличивал учетную ставку три раза: с 15 апреля - с 6,5% до 9,5%, с 17 июля - до 12,5%, с 13 ноября - до 14,0%. Хотя любой эксперт подтвердит, что «обычным» шагом для такой ставки считается 0,25 или 0,5 процентного пункта.
В прошлом году, по-моему, всем, кроме Главы НБУ, был очевиден факт того, что рынок не реагировал. Соответственно, нужно ли было еще выше – аж до 19,5% поднимать ставку? Конечно, нет! Поскольку эта мера не действует. А что нужно делать? Лучший способ подавить инфляцию – это иметь сбалансированный госбюджет и, конечно, взвешенную и эффективную монетарную политику, а также желательно в такой период, в котором мы живем, обнулить таможенные пошлины на социально значимые товары.
И, конечно же, государство обязано регулировать цены в случае наличия монопольного положения, иначе монополии будут только укрепляться, как это мы с вами наблюдаем у себя в стране. И соответственно следует вводить такой же режим при военном положении. Так поступают практически все государства, регулируя в той или иной степени цены не только установлением прямого контроля, а и с помощью различных налоговых режимов, пошлин и тарифов. А также остается надежда на то, что удастся опереться на новый план завершения войны на востоке Украины А. Меркель и Ф. Олланда, и, конечно, на новую финансовую поддержку США в размере $16,4 миллиардов для проведения структурных реформ.