ГоловнаСвіт

ЦАР. Кому дістанеться шматок африканського пирога

Громкая история с гибелью трех российских журналистов в ЦАР обнажила широкий спектр вопросов, связанных с попытками России расширить свое влияние в Африке.

Военнослужащие Африканского союза в Сомали
Фото: EPA/UPG
Военнослужащие Африканского союза в Сомали

Новое африканское Сомали

В последние несколько дней внимание международных СМИ привлек к себе инцидент с гибелью трех российских журналистов на территории Центральноафриканской Республики. Вояж в эту растерзанную войной страну стал последним событием в жизни военкора Орхана Джемаля, режиссера Александра Расторгуева и оператора Кирилла Радченко.

Cъемочная группа готовила документальный фильм о процессах в стране, а также деятельности там российских военных.

К ЦАР сейчас очень трудно применить определение «государство», так как из-за многолетних гражданских войн большинство местных государственных институтов пришли в абсолютный упадок. Налицо полная «сомализация» ЦАР, ведь центральное правительство в состоянии осуществлять видимость контроля лишь над 20% территории – это столица Банги и ряд прилегающих к ней районов.

На остальных пространствах власть находится в руках многочисленных повстанческих группировок, базирующихся на кланово-религиозном делении, бандформирований, а также мафиозных и террористических сетей.

Есть даже свои сепаратисты, которые на востоке страны в 2015 году провозгласили местный аналог «ДНР» – бутафорскую «Республику Лагон».

В стране проживают 80 этнических групп, у каждой из которых свой язык. Из-за религиозного напряжения по линии мусульмане-христиане ЦАР погрузилась в состояние «войны все против всех».

Ситуацию усложняет то, что при довольно больших размерах территории (которая сопоставима с Украиной по размеру), в стране проживает не более 4,5 млн. человек, что делает ее малоконтролируемой.

Особенно дефицит контроля усугубился после бегства 582 000 человек за границу. Еще 687.000 людей находятся в статусе внутренних пересленцев, что указывает на катастрофические демографические последствия долгих лет внутренних стычек, переростающих в акции взаимного физического истребления.

Отсутствие доступа к базовой медицинской помощи ведет к бОльшим потерям среди гражданского населения, чем от боевых действий.

Фото: Ольга Макар

Попытки международного сообщества - ООН, Африканского Союза и Франции, стабилизировать ситуацию лишь частично купируют вспышки новых и новых конфликтов. Если 2015-2016 годы были относительно спокойными, то в 2017 году начался новый виток противостояния. При этом иностранные миротворцы уже потеряли в ЦАР почти 100 человек убитыми, из них 63 человека – это «голубые каски» ООН из миссии МИНУСКО.

В прошлом году боевики убили сотрудника Красного креста, а в марте 2018 года погибли сразу 6 сотрудников ЮНИСЕФ.

В погоне за ЧВК «Вагнера»

Печальная статистика указывает на то, что ЦАР — это совсем не место для традиционного туризма. Выезжая в эту роковую командировку журналисты, безусловно, осозновали риски от нахождения в ЦАР. А, значит, основания для поездки в это место были действительно веские, убитые журналисты приехали за какой-то сенсацией.

МИД РФ нарочисто подчеркивал, что журналисты оформляли свой въезд на территорию ЦАР как туристический, также у них не было заявлений о ведении журналистской деятельности. Кроме того, подняли тему, что журналистские карты при них были просроченными. И вообще - тройка въехала в страну инкогнито для российского посольства в Банги и цели своей поездки не раскрывали.

Вобщем, такая таинственность связана, скорее всего, с тем, что Джемаль, Расторгуев и Радченко не хотели «слива» информации, так как ехали проводить расследование деятельности российской «ЧВК Вагнера», принадлежащей близкому к президенту РФ Путину Евгению Пригожину, в ЦАР. Эти наемники стали с недавних пор одной из ключевых опор режима президента ЦАР Фостена-Арканжа Туадеры.

До октября 2016 года скатывание ЦАР в пучину новой войны сдерживали 2500 штыков из французского контингента в рамках операции «Сангарис». Но сейчас в республике остались лишь 350 французских военных, что чрезвычайно мало – ведь вооруженные силы страны лишь на этапе становления.

Фото: ibtimes.com

Поскольку на выборах 2016 года Туадера заявил о своей равной удаленности как от мусульмансикх боевиков из «Селека», так и от их христианских оппонетов из «Анти-Балака», то сейчас он воспринимается легкой мишенью для различных группировок и его могут в любой момент «подвинуть». Ведь история ЦАР преисполнена многочисленными государственными переворотами, последний из них произошел в марте 2013 года, когда власть захватило мусульманское меньшинство.

Осознавая шаткость своих позиций и желая расширить сферу контроля центрального правительста, Туадера с осени 2017 года начал вести переговоры с Кремлем о предоставлении ему военной помощи. В итоге эта помощь ему таки была оказана, в Банги потянулась вериница «диких гусей» из «ЧВК Вагнера». Покойные журналисты как раз прибыли за тем, чтобы посмотреть, как они обосновались на новом месте и чем занимаются помимо несения почетной миссии по стабилизации правящего режима.

Убийство журналистов: случайность или зачистка свидетелей?

Беглый обзор российских СМИ по гибели журналистов в ЦАР показывает, что специльно распространяется мнение о случайном характере их смерти: мол, журналисты отправились в вечернее время, без надлежащей охраны на территории, кишашие повстанцами. Приводится цифра, что в ЦАР действуют 15 враждующих между собой группировок и Джемаль, Раторгуев и Радченко могли стать их жертвами, попадя под «перекрестный огонь».

Также внедряется тезис, что журналистов могли банально ограбить, ведь у них с собой было на руках $8500 и дорогая аппаратура для видеосъемки – что по меркам ЦАР является фантастическим богатством.

Но характер повреждений даже на фото делает версию об ограблении и о «засаде», в которой их изрешетили в машине, несостоятельной. «У Расторгуева гематома от типичного удара по ребрам и две пули в сердце. Орхан тоже расстрелян в грудь. Остановили машину, вытащили и убили», утверждает Аркаадий Бабченко, близко знавший Орхана, тоже военный журналист.

Действительно российские журналисты сначала отправились в город Беренго, где в бывшей резиденции императора и диктатора Бокассы российские наемники должны тренировать правительственные силы ЦАР. Их туда не пустили, после чего они могли выехать в направлении города Кага-Бандоро. Данное место уже засветилось в привязке к россиянам. В материалах Conflict Intellegence Team сказано: «Этот город уже попадал в центральноафриканские СМИ в связи с россиянами в апреле, когда местное население заблокировало легкомоторный самолет Cessna c четырьмя «российскими военными експертами».

Именно по направлению к этому городу журналисты и были убиты возле населенного пункта Сибю.

Убийцами журналистов называют боевиков из бывшей «Селека», подчиненных Нуреддину Адаму, полевому командиру и близкому сподвижнику бывшего президента-мусульманина Мишеля Джотодиа. Адам явлется очень колоритной персоной – он прошел обучение в полицейской академии в Каире, а позже в силах специальных операций Израиля, работал телохранителем президента ОАЭ Зайеда бин Сультана аль-Нахаяна, а позже стал главным участником военного переворота 2013 года.

Фото: EPA/UPG

В настоящее время именно группировка Адама – Народный фронт за возрождение ЦАР (НФВ ЦАР) – стала главным участником схем по контрабанде алмазов из ЦАР в соседний Чад. Именно интересны связи данной группировки и «ЧВК Вагнера», бойцы которой размещены в районе, контролируемых НВФ ЦАР: города Кага-Бандоро и Бамбари.

Таким образом, расследование погибших журналистов могло пролить свет на связи близкой к «повару Путина» Евгению Пригожину «ЧВК Вагнера» к международным контрабандистам «кровавых алмазов». Помимо этого, зрители могли бы в очередной раз убедится, что деятельность наемников Пригожина по всему миру - будь-то украинский Донбасс или сирийская земля, связана с преступной деятельностью, которая направлена на разжигание конфликтов. 

Из Сирии в ЦАР: смена базы российских наемников

С 2013 года против ЦАР действует оружейное эмбарго, ведь СБ ООН считает, что военные преступления совершали не только повстанцы, но солдаты регулярной армии. Но ООН сделало для России исключение в вопросе поставок вооружений в ЦАР.

Так, в декабре 2017 года Москва получила согласие Комитета СБ ООН 2127 на поставку в ЦАР новых вооружений для укомплектования двух батальйонов центральноафриканской армии.

Речь идет о 5200 автоматах Калашникова, 900 пистолетах Макарова, 840 пулеметах Калашникова, 270 реактивных противотанковых гранатометах, 140 снайперских винтовках и 20 зенитных ракетах, все с соответствующими боеприпасами. Вооружение предназначается для 1300 солдат армии ЦАР.

Как видно, объемы поставок преавышают указанную квоту. И это при том, что местная оппозиция не раз заявляла о значительных контрабандных поставках российского оружия в руки Туадеры через Уганду и Судан.

Выходит, что часть оружия пойдет не на армию ЦАР, а на какие-то иные нужды. Кроме оружия РФ отправила в ЦАР 5 своих разведчиков и 150 гражданских инструкторов – под таким определением скрывают бойцы «ЧВК Вагнера».

Выходит, что Москва провела манипуляции с ООН и совершила поставки вооружений в ЦАР для своих наемников. Это является прямым нарушением Резолюции 44/34 от 4 декабря 1989 года, которая ввела в действие Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.

Фото: topwar.ru

В настоящее время эти бойцы в униформе без опознавательных знаков взяли на себя функции охраны президента Туадеры. В их окружении он появляется на многих официальных мероприятиях. Чтобы развеять слухи о том, кто эти люди, Туадера заявил о существовании «отряда российских спецподразделений для усиления безопасности президента». Дошло до того, что российские военные не только контролируют администрацию президента, его гараж и бронетехнику, но и имеют беспрепятственный доступ к перемещениям Туадеры, а также к ведущим лицам из его правительства.

В президентском аппарате создана особая должность — «директор по безопасности», которую занимает офицер из РФ, которого называют главным посредником между ЦАР и Россией в вопросах обороны и экономики.

Одним словом, после невероятного фиаско в Сирии, где в результате конфликта по линии Пригожин-Шойгу полягли 200-300 бойцов «ЧВК Вагнера», наемническая группировка попробовала взять реванш на африканском фронте. В ЦАР – изничтоженной войной стране, оказывается можно много чем поживиться.

Алмазы, золото и другие ресурсы для российских олигархов

В политическом плане Москва продолжает политику глобальности своих интересов – через создание в Африканском регионе страны-клиента по той же схеме, которая уже обкатана на Ближнем Востоке в Сирии. Конечно, в годы СССР до половины стран Африки входили в советскую орбиту влияния. Но теперь же приходится довольствоваться остатками пирога.

Российское руководство совершенно не скрывает, что его усилия по стабилизации правительства Туадеры в ЦАР носят абсолютно прагматичный характер. В марте 2018 года заместитель директора Департамента информации и печати МИД России А.Кожин подчеркнул, «что в рамках достигнутых между Лавровым и Туадерой договоренностей Российской Федерацией проводятся мероприятия, направленные на изучение возможностей взаимовыгодного освоения запасов природных ресурсов ЦАР. В 2018 г. началась реализация поисковых горнорудных концессий. Исходим из того, что развитие данных проектов будет способствовать стабилизации экономической ситуации в ЦАР, развитию инфраструктуры, а также послужит основой для привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны».

Кадр із кінострічки Кривавий діамант
Фото: kinopoisk.ru
Кадр із кінострічки Кривавий діамант

В ЦАР действительно огромный потенциал для добычи алмазов: до войны, начавшейся в 2012 году, страна была на 10 месте в мире по экспорту алмазов (840000 карат в год). Данный ресурс вызывает неподдельный интерес россиян. Также, как центральноафриканский уран с месторождения Бакуме, где уже работает французская компания Areva. Теперь нельзя исключать, что наемники Вагнера (или другие боевики, но в интересах РФ) могут штурмовать данный рудник, чтобы поставить его под контроль российских владельцев.

Кроме того, российские наемники могут использоваться для установления контроля над стратегическими запасами другого сырья в стране. Ведь в недрах республики могут быть обнаружены значительные запасы нефти и никелевого и хромового сырья.

Отдельную тему представляют местные месторождения золота. В середине июля 2018 года издание Africa Intelligence сообщило о разработке Россией месторождения золота Ндассима. Добыче угрожают боевики местной группировки «Союз за Центральную Африку». И одним из условий властей ЦАР было наведение порядка в регионе. Именно с этой целью Lobaye Ltd привлекло силы «ЧВК Вагнера». 

Силовая крыша

Иными словами, Москва взялась за формирование механизмов выкачки ресурсов ЦАР. А для этого ей необходим механизм обеспечения безопасности для российских компаний, которые войдут на рынок этой африканской страны. Росийские наемники Вагнера уже работают там под крышей компаний «Sewa Supreme» (зарегистрирована в Индии и занимается детективными и охранными услугами) и «Lobaye Ltd» (вероятно, зарегестрирована в Конго).

Нельзя исключать, что журналисты команды Орхана Джемаля ехали снимать золотые копи Ндассима, чтобы показать всему миру, какими методами вагнеровцы наводят порядок. Здесь они могли найти подтверждения слухам о проведения наемниками зачисток территорий, где могут быть повстанцы, которые угрожали золотым приискам.

Владимира Путина с командиром группы Вагнер (справа), воевавшей на Донбассе и в Сирии, Дмитрием Уткиным.
Фото: http://from-ua.com
Владимира Путина с командиром группы Вагнер (справа), воевавшей на Донбассе и в Сирии, Дмитрием Уткиным.

О том, что у «ЧВК Вагнера» могут быть свои большие тайны в ЦАР говорят факты о проблемах в их отношениях даже с мирным населением. 31 июля в городе Дамара в ЦАР по меньшей мере два человека погибли и пятеро получили ранения во время массовых беспорядков, вспыхнувших из-за убийства местного жителя российскими наемниками. В отместку они также ликвидировали одного из наемников.

Как заявляет бывший соратник Дмитрия Уткина (Вагнера) Евстафий Ботвиньев, вагнеровцы в ЦАР работают по профилю: «поддерживают местных царьков и распиливают ресурсы». Сохранение Асада при власти в Сирии стало хорошей рекламой для российских наемников и теперь российские «солдаты удачи» будут важной статьей российского экспорта, что приведет ко все большей дестабилизации ситуации в проблемных зонах планеты. И нет никаких гарантий, что после Украины, Сирии и ЦАР российская гибридная агрессия не перекинется на новые регионы.

А жизни российских журналистов, как и жизни наемников – лишь разменная монета в большой геополитической игре Кремля.

Олександр МішинОлександр Мішин, експерт-міжнародник
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram