Путин и Обама разошлись в вопросе о роли Асада (Русская служба BBC, Великобритания)
Сразу после переговоров с американским президентом Владимир Путин сообщил, что в центре внимания участников переговоров были ситуация в Сирии и российское участие в урегулировании этого конфликта, а также конфликт на востоке Украины.
Переговоры продлились почти вдвое дольше запланированных 55 минут. По словам представителя американской администрации, половину времени стороны посвятили ситуации на Украине, а другую половину - сирийскому конфликту. Российский президент назвал встречу очень полезной и откровенной.
"Сегодняшняя беседа, я уже сказал, была очень конструктивной, деловой и на удивление очень откровенной", - сказал российский лидер журналистам.
"Мы нашли много точек соприкосновения, но есть и разногласия", - добавил Путин.
"Наши американские партнеры достаточно ясно изложили свою позицию по очень многим вопросам, в том числе по урегулированию (ситуации на Украине) и по сирийской тематике", - заявил после встречи с Обамой российский президент.
Как сообщил представитель Белого дома, Барак Обама высказал Путину свою обеспокоенность ходом выполнения достигнутых в Минске договоренностей об урегулировании конфликта на востоке Украины и, в частности, намерениями руководства самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР" провести местные выборы.
Коснувшись ситуации в Сирии, Путин сказал после переговоров, что свою судьбу должны решать сами сирийцы. Он исключил участие российских войск в наземных операциях в Сирии.
Владимир Путин, однако, подтвердил, что рассматривает возможность российского участия в воздушных операциях против ИГ. Но, по его словам, эти операции должны соответствовать международным нормам: для их проведения в Сирии, как считает Путин, должна быть соответствующая просьба сирийского правительства.
Российский президент подчеркнул, что Москва готова восстанавливать ухудшившиеся в последнее время отношения с Вашингтоном.
"Мы всегда готовы к развитию отношений, к восстановлению их в полном объеме", - заявил он журналистам после встречи с Бараком Обамой".
***
Путин и Обама конфликтуют из-за Сирии, в то время как Россия призывает к альянсу 'антигитлеровского' типа против ИГИЛ (The Telegraph, Великобритания)
Впоследствии заголовок был изменен на "Путин отчитал Обаму за Сирию"
Несмотря на то, что Россия не входит в число стран, возглавляемых США, которые сейчас проводят операции против "Исламского Государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ), Путин подтвердил сообщения относительно того, что она координирует обмен разведданными между Ираном, Ираком и Сирией, поставив Москву в центре "войны мира с террором".
Он зашел настолько далеко, что сравнил свои планы с альянсом, который воевал с Гитлером во время Второй мировой войны. "Мы должны решить проблемы, с которыми мы все сталкиваемся, и создать широкую антитеррористическую коалицию", - сказал он.
После встречи с Обамой, Путин расширил эту тему, предложив, чтобы такие страны, как Саудовская Аравия, Иордания и Турция могли бы присоединиться к Ирану в рамках новой коалиции при поддержке новой резолюции ООН. Он не может "исключать" сотрудничества России с США в такой коалиции, сказал он. Но он настаивал, что не будет посылать российские наземные силы против ИГИЛ, поднимая вопросы относительно того, является ли ключом к его новой стратегии борьба с террористической группировкой, или помощь режиму (Башара Асада - ред.) в его более широкой войне против вооруженной оппозиции всех мастей.
Гамбит Путина - о котором много сообщалось ранее - делает Россию конкурентом США за лидерство в сирийском кризисе и на Ближнем Востоке в целом. Он также дает понять, что Путин будет поддерживать своего союзника президента Башара Асада.
Ранее Обама признал, что предыдущее настойчивое требование США, что Иран, главный региональный сторонник Сирии, не должен участвовать в мирных переговорах, было ошибкой. "Соединенные Штаты готовы работать с любой нацией, в том числе с Россией и Ираном, чтобы разрешить конфликт", - сказал он.
Он также указал, что он по-прежнему не желает пытаться восстановить порядок в Сирии с помощью американской военной мощи, ссылаясь на неудачи своей собственной армии в Ираке.
***
Корреспондент The Telegraph Рут Шерлок (Ruth Sherlock) сообщает:
"Итог встречи между Обамой и Путиным вновь указывает на то, что президент Обама не в состоянии придерживаться своих неоднократных заявлений, что Асад должен быть свергнут:
Обама сказал Путину, что, по его мнению, нет решения кризиса в Сирии пока Асад остается у власти. Но он также не исключил возможность участия России в авиаударах против ИГИЛ в Сирии. А Путин говорит, что он не будет делать этого без просьбы со стороны Асада. Но для России ответ на его призыв в этом случае неизбежно повысит легитимность Асада в качестве правителя Сирии".
***
Обама и Путин столкнулись из-за Сирии (The Wall Street Journal, США)
Обама и Путин исчезли за закрытыми дверями со своими главными советниками для первых официальных переговоров более чем за два года.
"Сегодняшняя беседа была очень конструктивной, деловой и на удивление очень откровенной", - сказал Путин после 100-минутной встречи.
Он сказал, что обсуждал с Обамой необходимость в большей двусторонней координации с США против "Исламского государства", добавив, что лидеры двух стран достигли "взаимопонимания", что они должны работать вместе, и что они "сейчас должны рассмотреть вопрос о создании соответствующих механизмов".
По словам высокопоставленного чиновника администрации, Обама вышел со встречи с четким пониманием о намерениях России в Сирии, которые, как считают США, состоят в борьбе против боевиков "Исламского государства".
Лидеры также согласились изучить пути для достижения политического урегулирования конфликта в Сирии, но все же значительно расходятся во взглядах на будущее Асада, сказал чиновник.
"Это то, чего Россия хочет продолжать добиваться с нами, - сказал чиновник. - Это была конструктивная дискуссия. Это была не ситуация, когда один из них стремится набрать очки на встрече".
Обама ранее заявил, что США готовы работать с Россией и Ираном по резолюции, но сказал, что "мы должны признать, что не может быть, после столь большого кровопролития, такой резни, возвращения к довоенному статусу-кво".
"Нигде наша приверженность международному порядку не подвергалась большему испытанию, чем в Сирии", - сказал Обама в своем обращении к мировым лидерам. Он призвал к "управляемому переходу от Асада к новому лидеру, и инклюзивному правительству, которое признает необходимость положить конец этому хаосу, чтобы сирийский народ мог приступить к восстановлению".
...Американские чиновники заявили, что были удивлены новой агрессивной позицией России в Сирии, а теперь (и позицией) Ирака, что побудило Обаму согласиться встретиться с Путиным во время встречи ООН.
Влияние России на Ближнем Востоке стабильно растет после распада Советского Союза в значительной степени из-за ее союза с Ираном. Когда Иран разорвал отношения с США и сократил число альянсов с западными странами, он начал смотреть в сторону России в поисках торгово-экономической и военной помощи. Обе страны также разделяет общий интерес - снижение влияния США в регионе.
Теперь Ирак и Сирия, по всей видимости, следуют тенденции Ирана в обращении к России, вместо США, в качестве нового покровителя. Быстрый и действенный набег России в Сирию и Ирак, с четким обязательством бороться с "Исламским государством" любой ценой, - это именно то, что арабский мир надеется получить от иностранной державы.
Российский лидер накапливает силы и базы в Сирии, чтобы, как говорят американские чиновники, защитить Асада и его режим.
...Более сложным является вопрос о том, что делать с соглашением об обмене разведданными между Ираком, Россией, Ираном и Сирией. США делятся разведанными с Ираком, но не хотят делиться ими в той же степени с другими странами.
Чиновники министерства обороны (США) говорили, что ситуация между США и Москвой разворачивалась в реальном времени, когда лидеры встретились в ООН, и, следовательно, подлежит изменению. Но на лицо то, что способность США обмениваться разведданными о целях, задачах и операциях может ухудшиться.
"Я просто не вижу, как делать это в данный момент", - сказал один высокопоставленный чиновник министерства обороны в понедельник, отметив, что договоренность между иракцами и россиянами может иметь влияние на то, какими разведданными США делятся с Ираком. "Коалиции - это хорошо. Несколько коалиций - уже не так хорошо".
Даже если прямое вмешательство России в Ираке увеличивает напряженность в отношениях с США, развитие событий в значительной степени приветствовали шиитами руководством Багдада, в частности, политиков, связанных с шиитской большинством Ирана.
Даже если прямая российская интервенция в Ирак увеличит напряженность с США, такое развитие событий в значительной степени будет приветствоваться шиитским руководством Багдада, в частности, политиками, связанными с шиитским большинством Ирана.
...Обама, который стремится сократить присутствие США на Ближнем Востоке, надеется, что Россия и Иран купятся на соглашение, согласно которому Асад в конце концов уйдет в отставку, возможно, через пару лет.
Путин отклонил требование Обамы, чтобы сирийский лидер ушел из власти, выступая на Генеральной Ассамблее со своей речью, в которой атаковал политику Запада на Ближнем Востоке в целом, и оппозицию США и Европы режиму Асада в частности.
Для Обамы и других западных чиновников, Путин представляет собой осложнение после его действий - аннексии Крыма и поддержки пророссийских сепаратистов на востоке Украины. Его вмешательство от имени Асада будет основным осложнением на пути западных усилий в регионе, где американская программа подготовки умеренных сирийских повстанцев запнулась, а многонациональная миссия по борьбе с "Исламским государством" движется медленно в лучшем случае.
***
Обама и Путин встретились с "общим желанием" разрешить сирийский кризис (Voice of America, США)
В ходе встречи в понедельник в кулуарах Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций один-на-один, президент США Барак Обама и президент России Владимир Путин обменялись мнениями по Сирии, не соглашаясь о роли президента Сирии Башара Асада, но согласившись не становиться на пути друг друга в военном отношении.
...(Американский) чиновник сказал, что Соединенные Штаты не считают наращивание военной мощи России в Сирии в качестве обязательно разрушительном для положительного исхода в Сирии, но мнение администрации о русских будет зависеть от их действий в будущем.
Если россияне используют своих военных исключительно для борьбы с ИГИЛ, это может быть "окей", предположил чиновник. Если они используют свою мощь, чтобы продолжать укреплять борьбу Асада против своего народа, это будет отрицательным фактом, сказал он.
"Я думаю, что русские, конечно, понимают важность политического решения в Сирии, и происходит процесс, который преследует политическую резолюцию. У нас есть различия относительно того, каким будет исход этого процесса", особенно, что касается Асада.
Россияне считают Асада защитой против экстремистов, пояснил он, в то время как американцы видят Асада, как того, кто продолжает раздувать пламя сектантского конфликта там.
...Президенты двух стран договорились, что их военные должны общаться, чтобы "деконфликтовать", или избежать военных конфликтов между ними в регионе.
Президенты двух стран провели половину встречи говоря о Сирии, а вторую половину - обсуждая Украину.
"Президент подтвердил свою поддержку суверенитета и территориальной целостности государства Украины, - сказал чиновник. - Обама также отметил положительную возможность реализовать Минское соглашение в ближайшие несколько месяцев".
***
Пусть Влад и разбирается (и Верховный лидер с ним) (Foreign Policy, США)
Путин, который считает крах в Сирии местной проблемой режима в Дамаске, играющего роль бастиона в борьбе с распространением экстремизма и с его проникновением в российское подбрюшье, не очень-то высоко оценивает действия против ИГИЛ, которые идут под руководством США. На самом деле, выступая в понедельник в Организации Объединенных Наций, Путин дал понять, что США ничего не делают для борьбы с ИГИЛ, заявив: "Надо наконец признать, что кроме правительственных войск президента Асада, а также курдского ополчения в Сирии с "Исламским государством" и другими террористическими организациями реально никто не борется".
Что любопытно, по словам (президента Ирана Хасана) Рухани, Путин рассказал ему, что он во время беседы с американским президентом известил Барака Обаму о своих планах поддать жару. Это вызывает тревогу, потому что Соединенные Штаты были явно не подготовлены к российской эскалации, хотя многое говорило о том, что это случится.
...Путин неоднократно демонстрировал, что он без колебаний направит туда войска (пусть даже периодически он противостоит соблазну посылать свои войска без знаков различия - например, в Украину). Да и Иран не колеблется, расширяя влияние в регионе посредством своей армии, военных советников и боевиков, находящихся на его обеспечении, а также используя имеющиеся в его распоряжении экономические, политические и разведывательные средства. Как сказал один высокопоставленный израильский представитель, правительство Биби Нетаньяху считает, что Иран в последние дни перебросил в Сирию около 1500 военнослужащих. Правительства в Дамаске и Багдаде давно уже стали заложниками благорасположения не таких уж и незнакомцев из Тегерана и Москвы. Все эти игроки считают усиление ИГИЛ и гражданские войны в Сирии и Ираке прямой и серьезной угрозой своим ключевым интересам (в отличие от других региональных игроков, сделавших свои ставки в Сирии - типа Турции, Саудовской Аравии или Катара).
По этим причинам, а отнюдь не из-за уведомлений Путина, президент Соединенных Штатов со своими советниками должен был знать, что лучше всего его желаниям отвечает эта готовая сражаться с ИГИЛ некоалиционная коалиция. А поскольку Соединенные Штаты в последнее время предпринимают шаги по предоставлению новых полномочий иранцам, и в то же время спускают на тормозах те проблемы, из-за которых мы можем оказаться в еще большей конфронтации по отношению к Путину, Асаду и иракцам, становится понятно, что президент с большим удовольствием дает им возможность поступать так, как они поступают.
Теперь план Обамы становится понятен. Мы уйдем из Сирии и Ирака, оставив их русским и иранцам. Обе эти измученные войной страны находятся в состоянии хаоса. У США нет политической воли для наращивания своего участия. Ну что здесь может пойти не так? Каковы могут быть долговременные последствия, если мы позволим русским и иранцам продолжать свою понятную и пока успешную стратегию по расширению влияния в собственном общем географическом окружении?
Эта стратегия заключается в содействии расколу у соседей, чтобы затем прийти и усилить свое влияние на них, одновременно ослабив их оппонентов. Благодаря такому подходу Россия получила часть территорий Грузии и Украины. Этим объясняется ее демонстрация силы в Белоруссии и Прибалтике. Используя такую тактику, Иран усиливает свое влияние от Ливана до Йемена (не говоря уже о Сирии и Ираке).
Неважно, что Россия агрессивно позиционирует себя в качестве соперника США во всем мире, а у Путина из-за экономических и демографических бедствий внутри страны есть всего один козырь, чтобы сохранять 80-процентные рейтинги популярности: возрождение "российского величия" посредством агрессии за рубежом. Неважно, что он душит демократию, серьезно увеличивает военные расходы, модернизирует ядерные силы и нагнетает военную истерию. Неважно, что разрушается ключевой баланс между шиитами и суннитами на Ближнем Востоке, и что сунниты терпят одну неудачу за другой (во многом по собственной вине). Неважно, что буквально на каждое поражение суннитов приходится победа иранцев. Неважно, что Иран и Россия это самые опасные игроки в мире, и что встревоженный Пентагон включил их в списки своих потенциальных врагов под первыми номерами.
Если в годы Второй мировой войны наши умонастроения сводились к "победе любой ценой", то в годы правления Обамы американским девизом стал "уход любой ценой".
... Кстати, это отнюдь не значит, что российско-иранская команда с легкостью разобьет экстремистов. Я также думаю, что на данный момент их основная цель не в этом. Они стремятся завоевать что-то вроде плацдарма, который гарантирует им важные рычаги влияния на будущее политическое урегулирование в Сирии, если таковое начнется. Они смогут либо сохранить Асада у власти, либо обеспечить ему руководство на весь переходный период, а затем выбрать его преемника или наложить вето на его кандидатуру. Таким образом, обе страны гарантированно получат то, чего им хотелось больше всего - сохранение своего влияния в Дамаске. Этого требуют их региональные стратегии. А поскольку Соединенные Штаты, Европа, сунниты и даже израильтяне будут довольны таким положением вещей, потому что ИГИЛ будет обуздан, а потоки беженцев иссякнут, есть немало шансов, что российско-иранский гамбит сработает. Они получат то, что хотят, а мир, включая Обаму, назовет это победой.