Покупка литовского нефтеперегонного завода была самой крупной польской инвестицией за рубежом, пока в дело не вмешался вице-премьер Игорь Сечин, которого издание называет "другом Путина".
Поляки, пишет Die Welt, столкнулись с проблемами в поставке российских энергоносителей еще летом 2006 года, когда на продажу был выставлен единственный нефтеперегонный завод в Прибалтике, в литовском городе Мажейкяй. На него претендовали два концерна, имеющие "хорошие отношения" с Кремлем, "Роснефть" и ТНК-ВР, однако победу на аукционе одержал польский нефтяной концерн Orlen.
Вслед за этим Россия сообщила о дефектах в трубопроводе "Дружба", по которому нефть поставлялась в Литву, и трубу перекрыли. Поляками ничего не оставалось, кроме как возить нефть танкерами и перегружать в железнодорожные цистерны для отправки на завод. Стив Хеллман, американский эксперт по энергетике, как явствует из депеши от 4 августа 2006 года, объясняет создавшееся положение прямым указанием друга Путина и главы "Роснефти" Игоря Сечина.
Тогда российская сторона заявляла, что испытание 700-километрового нефтепровода займет насколько месяцев, однако оно продолжается уже четыре с половиной года. Концерн Orlen до сих пор поставляет нефть в Литву дорогим морским путем и подумывает о продаже завода. Окончательное решение должно быть принято до конца февраля. В итоге, заключает издание, не исключено, что завод все же достанется российскому концерну.
Напомним, что курирующий российский топливно-энергетический комплекс вице-премьер Игорь Сечин накануне сделал заявление относительно "правил игры" для зарубежных инвесторов в России. Причем сделал это в свете "дела Ходорковского".
"Напомню, что банкротство ЮКОСа инициировано зарубежными банками. Во главе, если я не ошибаюсь, с Societe Generale. Вы с ними поговорите", - сказал журналистам Сечин, отвечая на вопрос о том, как приговор по второму делу экс-главе "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому может повлиять на инвестиционный климат в РФ.
"Киллеры и жулики сидят, а бардак прекращен, правила игры есть, я думаю, для инвесторов это основное", - сказал вице-премьер.
Продолжив тему инвесторов, Сечин заметил: для них также важно, что "проблема приватизации активов никогда не затрагивалась ни в каких форматах и не связывалась ни с какими решениями". Сечин признал, что "кому то это нравилось, а кому то - нет", добавив, что если "погружаться в эту историю, будет много удивительного и интересного". "В любом случае, проблема приватизации не затрагивалась, трансфертное ценообразование прекратилось, а, я думаю, что и для акционеров, и для бюджета это очень важно", - сказал он.
Итогом судебного дела Михаила Ходорковского стало, по мнению Сечина, то, что "прозрачность бизнеса повышена. Налоговые претензии прошли судебные процедуры". Что "Роснефть" купила активы на торгах, очищенные после судебных процедур, задорого, по оценке, которая проводилась международными консультантами". (Вице-премьер Сечин является председателем совета директоров "Роснефти".)