Загадки этой мистической книги начинаются с названия — «Откровение святого Иоанна Богослова», так как в современной библеистике нет единогласия по поводу авторства. Даже святые отцы спорили, кому мог бы принадлежать труд по написанию книги Апокалипсис. Помимо апостола Иоанна, сына Зеведеева, фигурировали ещё несколько возможных авторов — пресвитер Иоанн и даже еретик Керинф.
Следующий вопрос — когда была написана эта книга? И в этом вопросе не могут прийти к консенсусу богословы и текстологи. По версии одних - это период правления императора Домициана — лютого ненавистника христиан. А по мнению других — более ранний период, время понтификата, не менее страшного в своих зверствах по отношению к последователям Галилейского Учителя императора Нерона, который, кстати, впервые официально начал преследовать христиан.
Что нам достоверно известно из самой книги, так это то, что написана она на острове Патмос в Эгейском море. Но и тут не все ясно, почему именно на Патмосе? Можно согласится с мнением большинства экзегетов, что на острове автор загадочной книги находился в ссылке, но существуют и другие толкования, например, что на Патмос он прибыл с миссией проповеди Слова Божия и «свидетельства Иисуса Христа».
Но самым загадочным местом книги Апокалипсис является, наверное, 18 стих 13 главы. Этот стих — лидер по колличеству трактовок, толкований, интерпретаций, причем вневременный лидер, так как и сегодня пытаются приложить его к жизненным реалиям.
Этот стих словно из самой преисподней декламируется в песне «The number of the beast» группы « Iron maiden», играющей тяжелый рок : « Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его — шестьсот шестьдесят шесть » (Откр. 13:18).
Наш современник давно и безапелиционно связывает три шестерки, даже без посредства книги Откровения, с дьявольщиной, сатанизмом. Но есть довольно убедительные богословские аргументы в пользу того, что именно «666» — это и есть знак, символ, наконец, «число» Антихриста.
Подобное верование в это число порождает и соответствующее отношение — его боятся, перед ним трепещут, его избегают. Страх перед мистикой этого числительного стал причиной перенумерации в 2000 г. поезда № 666 Луганск — Симферополь в поезд № 242. Мы все недавно были свидетелями ужаса и даже паники среди некоторых групп населения при наступлении 6 июня 2006 года — ведь это 06.06.06! Список можно продолжать дальше...
Уникальный манускрипт
Один из поводов вернуться к этой теме, — обнаружение самого раннего папирусного фрагмента книги Апокалипсис, датируемого концом III - началом IV века, и возникшая по этому поводу полемика.
Уникальный папирус, обнаруженный во время раскопок в египетском городе Оксиринх, содержит легендарное числительное 18 стиха 13 главы книги Откровения. И удивительным является то, что «число зверя» в этом древнейшем папирусном фрагменте передано греческими буквами χιc (hi — 600, yota — 10, числовая digamma — 6), в сумме равно — 616, а не привычное «666».
В своем труде «Против ересей» св. Ириней Лионский в ХХХ главе сообщает: ему известно о том, что среди списков Апокалипсиса, которые находились у его современников, под «числом зверя» стоит — 616. По мнению самого св. Иринея, имела место ошибка переписчиков. Но для нас важно то, что св. Ириней подтверждает сам факт — в его время в употреблении у общин были списки Апокалипсиса с числительным «616». Интересным является и тот факт, что, цитируя книгу Откровения, западный богослов Цезарий из Арла (VI в.) также упоминает число «616».
Неизбежные вопросы
Что произошло? Откуда появилось числительное «666», которое и вошло официально в канон книг Нового Завета в 681 году?
Безусловно, 18 стих необходимо рассматривать в контексте всего Апокалипсиса, ни в коем случае не вырывая его. Для более глубокого осмысления этого стиха предложим обратиться к другому фрагменту книги Откровения, который по нашему мнению способен пролить свет в понимании и экзегезе этого спорного места Апокалипсиса. Это 17 глава книги Откровения св. Иоанна Богослова.
« И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею , сидящею на водах многих » (Откр. 17:1). Первый вопрос, возникающий при чтении этого стиха, сопряжен с образом «великой блудницы сидящею на водах многих». Что имел в виду св. Иоанн Богослов?
« И сказал мне Ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь которого ты видел, был и нет его, и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя что зверь был и нет его, и явится » (Откр. 17:7-8). Второй вопрос сопряжен с образом «зверя», который должен вновь «явиться» по слову св. Иоанна Богослова.
Путаница или аллегория
Сам св. Иоанн Богослов, по всей видимости, чтобы не оставить читателя книги Откровения в замешательстве, пытается помочь понять, о чем он на самом деле говорит, но делает это он тоже с помощью определенных аллегорий:
« Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, из числа семи, и пойдет в погибель » (Откр. 17. 9-11).
По всей видимости, «жена» и «семь гор», на которых она восседает, — это образ Вечного города — Рима. Неоднократно св. Иоанн Богослов именует этот город «Вавилоном» — « Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным » (Откр. 17:5) Благочестивых современников св. Иоанна Богослова Рим поражал и удивлял своей разнузданностью нравов, являясь «матерью проституток и всякого рода непристойностей», и воспринимался как новый Вавилон. Следует сказать, что образ «блудницы» — образ женского рода, был подобран не спроста. В древнееврейском языке все города как и само слово «город» относятся к женскому роду (в латинском языке Рим — Roma также является женским родом), и несмотря на то, что Апокалипсис написан на греческом, подобные «семитизмы», по всей видимости, подчеркивают еврейское происхождение автора.
Что касается образа апокалипсического «зверя», из вышеприведенного фрагмента следует, что «зверь» находится в числе «семи царей», и в то же время является «восьмым». Действительно, на первый взгляд какая-то бессвязная путаница. Пока мы можем только предположить, что автор Апокалипсиса применял иносказание, так как хотел скрыть настоящий смысл своих слов. И в то же время донести его до той категории людей, которая обладала особым «ключем» для интерпретации этих образов.
Семь царей Апокалипсиса
Выше автор книги Откровения упомянул о семи царствующих особах Рима. И если последовательно их перечислить согласно римской хронологии получится следующий список:
Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (16 января 27 г. до Р.Х. - 19 августа 14 г. ).
Тиберий Юлий Цезарь Август (19 августа 14 г. - 16 марта 37 г.). Гай Юлий Цезарь Август Германик (Калигула) (18 марта 37 г. - 24 января 41 г.). Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик (24 января 41 г. - 13 октября 54 г.). Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (13 октября 54 г. - 9 июня 68 г.). Сервий Сульпиций Гальба Цезарь Август (9 июня 68 г. - 15 января 69 г.). Марк Сальвий Отон (15 января 69 г. - 16 апреля 69 г.).
Здесь действительно необходимо сосредоточится: « Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть. И зверь который был и которого нет, есть восьмой, из числа семи, и пойдет в погибель » (Откр. 17. 9-11).
Согласно вышеприведенному отрывку Апокалипсиса пять царей-императоров уже нет в живых, «один есть» по всей видимости — это Гальба, которого после самоубийства Нерона Сенат провозгласил императором. Сообщение об избрании императором застало Гальбу в Испании, где он находился с 60 г. в качестве легата Римского престола. Приняв титул Цезаря он отправляется в Рим.... Как только испанские легионы в июне 68 г. провозгласили Гальбу императором, Отон (будущий преемник) первым из наместников поддержал избрание Гальбы, предоставив золото и серебро для чеканки монет с профилем нового императора. Но спустя очень короткое время именно Отон уже был во главе заговора против Гальбы. 15 января 69 г. император Гальба был казнен преторианцами на римском форуме. Незадолго до этого легионы, находившиеся в Германии, провозгласили своего императора — Вителлия. Это новое избрание тот час поддержали войска в Галлии, Британии и Испании. Но в Риме императором был провозглашен Отон, на верность которому присягнули легионы Иллирии, Сирии, Иудеи, Египта. Гражданская война была неизбежной.
Мы можем предположить, что книга Откровения была завершена в 68 г., когда на римском престоле еще находился император Гальба — « один есть », так как автор Апокалипсиса даже не предполагает о его казни в начале 69 г., хотя уже обладал информацией о том, что Отон готовит заговор — « а другой еще не пришел».
«И когда придет, недолго ему быть» — если это сказано об Отоне , откуда такая увереннность в том, что он не долго пробудет на престоле? Действительно, Отон, приняв власть императора после казни Гальбы 15 января 69 г., находился на престоле всего 4 месяца — узнав о поражении верных ему легионов в войне с Вителлием, он покончил жизнь самоубийством. По всей видимости, уверенность о кратковременности пребывания на престоле заговорщика Отона была подпитана другой информацией: « И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, из числа семи, и пойдет в погибель».
Именно « восьмой, из числа семи » являся, по мнению автора Апокалипсиса, угрозой для заговорщика Отона. Св. Иоанн Богослов загадачно называет его «зверем» и не менее загадачно соообщает о нем, что он « был и которого нет». Кого имел в виду св. Иоанн Богослов, называя «зверем», и к чему такая конспирация?