ГоловнаПолітика

СБУ. Рукописи не горять

20 и 21 февраля 2014-го во внутренних дворах главного офиса Службы безопасности Украины, что на Владимирской 35 в Киеве, пылали пожары. Одиозные деятели режима Януковича, экс-глава СБУ Александр Якименко со товарищи сжигали «вещдоки» - килограммы документов, свидетельствующие об их преступлениях против Майдана, всего демократического украинского общества. На большинстве документов стояли личные подписи Якименко, также - гриф «секретно».

После операции по «заметанию следов», Якименко покинул СБУ. Случилось это аккурат в полдень 22-го февраля. Уже 23-го этот «достойник» был замечен в Крыму, где находился (с перерывами на «наезды» в Москву) довольно длительное время, участвуя, в том числе, в «дирижировании» «русской весной» на востоке Украины.

Фото: 1tv.ru

Там же – в Крыму – оказались многие его топ-подчиненные, спешившие унести ноги из Киева. В их числе – Владимир Тоцкий. Будучи замом главы СБ, господин Тоцкий непосредственно курировал проведение АТО на Майдане. Показательно, что сразу после «эвакуации» «бывших», ни одного документа, свидетельствующего о проведении АТО в феврале 2014-го в СБУ … не осталось. Ни одного. Что-то – уничтожили, что-то Тоцкий уволок с собой в Крым.

Однако, прав был великий Михаил Булгаков, «рукописи не горят». Сегодня Служба проводит работу по восстановлению утраченных свидетельств преступлений против Майдана. Частично (пусть даже частично, но все же, - С.К.) это получается. Некоторые из этих документов, в том числе – засекреченных - рассылались по региональным управлениям СБУ, где сегодня их и «вылавливают».

«Выловить» удалось, в частности, «План» под грифом «Секретно», подписанный господином Якименко 20-го января 2014-го года. Всего за два дня до первых смертей Героев Небесной сотни.

В настоящее время, документ передан на изучение в парламентский комитет противодействию коррупции. Коротко его суть изложили новостные ленты. Однако, «План», вне всяких сомнений, достоин более вдумчивого анализа. Который LB.ua сегодня предлагает своим читателям.

Диктаторские законы

Итак, «План мероприятий оперативно-служебной деятельности по основным направлениям работы СБ Украины по обеспечению реализации изменений действующего законодательства» расписан на восемь страниц и состоит из шести частей. Его задача – предметное воплощение в жизнь скандальных диктаторских законов от 16-го января.

Фото: Макс Левин

Как известно, 16-го были приняты 11 законов. Их положения устанавливали:

  • Запрет деятельности СМИ без государственной регистрации.

Эта норма была фактическим приговором всему украинскому интернету. Дело в том, что отечественное законодательство тогда не содержало, да и сейчас еще не содержит, термин «электронные СМИ». Таким образом, интернет-СМИ как бы не существовали - они автоматически оказывались вне закона. Некоторые крупные электронные издания были зарегистрированы как информационные агентства, но ясно было, что этот «иммунитет» им если и поможет, то ненадолго. Истинная задача этой нормы – полностью зачистить неугодное власти медиапространство – была ясна и очевидна.

«Клеветой» могла считаться любая новость, любой текст, любой заголовок, хоть чем-то не понравившиеся представителям власти. Не говоря уже о комментариях, которые оставляют на сайтах пользователи. Судебная система в Украине времен Виктора Януковича работала так, что вполне могла это обеспечить.

  • Уголовную ответственность за «экстремизм» - создание и распространение материалов, призывающих к свержению режима.

Таковым вполне могли назвать любое цитирование оппозиционных политиков.

Норма, направленная против Автомайдана. Заодно под ее действие попадали свадебные и похоронные кортежи.

  • Существенные ограничения на участие граждан в мирных митингах.

Так, за использование средств, «затрудняющих идентификацию лица» (читайте: балаклавы, маски, защитные шлемы и т.д.) предусматривался штраф и арест на 15 суток. Аналогичное наказание за несанкционированную установку палаток, сцен, звукоусиливающей аппаратуры, использование открытого огня (бочек для обогрева), пиротехники и т.д.

  • Уголовную ответственность за блокирование государственных зданий (до 5 лет).
  • Уголовную ответственность за незаконный сбор и распространение информации о сотруднике правоохранительных органов и его родственниках.

Норма, направленная против активистов, распространявших в интернете, а также в виде листовок, информацию о продажных судьях и силовиках, участвовавших в акциях против демонстрантов (о тех, кого удалось опознать).

  • Понятие «иностранный агент».

Норма затрагивала многочисленные общественные, неправительственные организации и даже СМИ, работавшие благодаря зарубежным грантам, а также правозащитников. Отныне поле их деятельности существенно сужалось.

  • Упрощение снятия депутатской неприкосновенности.

Норма, направленная против депутатов-оппозиционеров, для которых иммунитет оставался единственной защитой от политических арестов.

  • Заочное судопроизводство.

Норма, разрешавшая выносить человеку приговор заочно. Распространялась в том числе на Юлию Тимошенко, которую уже более полугода не доставляли на суд по ее делу, а теперь могли законно осудить без ее присутствия.

  • Существенные ограничения для использования всех видов связи.

Так сим-карты для мобильных устройств предполагалось продавать отныне только по паспортам. В свою очередь, интернет-провайдеров обязывали отключить от сети клиентов, «распространяющих незаконную информацию». Решения суда для этого не требовалось – достаточно было «решения эксперта». Какого эксперта и на каком основании выносилось такое «решение» законы не уточняли. При этом соответствующее «шпионское» оборудование операторы должны были устанавливать за свой счет.

Это - лишь краткий перечень норм «диктаторских законов». При желании его, увы, можно продолжить. Следующий шаг – разработать конкретные механизмы их воплощения. Этим занялись в СБУ.

Борьба с «иностранными спецслужбами»

Первая часть документа – «по направлению контрразведки».

Далее – цитаты:

Пункт первый.

  • «ДКР (департамент контрразведки), во взаимодействии с ДЗНД (департамент защиты нацгосударственности) и региональными органами СБУ провести мероприятия по предупреждению и прекращению фактов использования иностранными спецслужбами гражданского сектора для проведения разведывательно-подрывной, экстремистской и другой противоправной деятельности против нашей страны. С этой целью:
  • обеспечить (январь-март 2014) обнаружение и документирование контактов сотрудников иностранных дипломатических, консульских и других официальных представительств (в т.ч. представителей резидентур иностранных разведок) с функционерами отечественных гражданских структуру и отдельных подразделений иностранных негосударственных организаций (далее – НГО), имеющих статус иностранных агентов;
  • создать (март-май 2014) в среде общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, оперативные позиции с целью вскрытия механизмов вмешательства во внутренние дела Украины, выявления фактов причастности к деструктивным акциям, направленным против национальной безопасности».

Из вышеизложенного явственно следует: тогдашняя украинская власть никак не могла свыкнуться с мыслью о том, что Майдан – проявление народного гнева, искреннего порыва украинцев. Куда комфортнее – для собственного восприятия – были две формулы:

- «это все Тимошенко». Вы смеетесь? 

А Виктор Федорович, между прочим, так и думал. Более того, убеждал в этом все свое окружение;

- «это все Америка».

В итоге, в кулуарах власти «победила» последняя из двух бредовых «версий». «Прекращение использования иностранными спецслужбами гражданского сектора…» - из этой оперы. Особый акцент – раскалывание общественных организаций, объединений изнутри – посредством внедрения туда «кротов» (см.пункт два).

  • «…осуществить (январь-февраль 2014) анализ существующих материалов относительно участия иностранных дипломатических, консульских и других официальных представительств, функционирующих на территории Украины, в финансировании общественных организаций и отдельных подразделений иностранных НГО, имеющих статус иностранных агентов. Организовать (март 2014) общие меры по выявлению возможных фактов нарушения иностранной стороной обозначенного порядка финансирования обеспечения их деятельности».

Прямое показание к финансовому шпионажу.

  • «ДКР, региональным органам СБУ предпринять (январь-март 2014) дополнительные меры по эффективному контрразведывательному обеспечению охраны мест хранения материальных средств, которые могут быть использованы протестующими во время участия в массовых акциях» (палатки, противогазы и т.д., - С.К.).
  • «…Инициировать (январь 2014) через военное командование и обеспечить надлежащий оперативный контроль за проведением внеплановых проверок наличия оружия, боеприпасов, а также вышеуказанных материальных средств».

Этот пункт указывает на то, что киевские власти всерьез опасались «бунтов» на местах. Особенно – в воинских частях, на территории которых размещались склады с оружием. Опасения, следует отметить, были небезосновательны: уже во второй половине февраля оппозиция всерьез обдумывала – в случае, если Майдан будет окончательно разгромлен – сценарий отступления на Западную Украину с параллельным вовлечением в протестную деятельность «сочувствующих» силовиков. Благо, этого не случилось, иначе полноценная гражданская война была бы неминуема.

  • «….обеспечить получение (январь-март 2014) информации относительно возможной причастности к экстремистской деятельности объектов заинтересованности контрразведки, прежде всего, иностранного дипкорпуса, других представителей иностранных государств, приезжающих в Украину (влиятельные политики, политтехнологи, организаторы так называемых «цветных» революций и участники силовых противостояний, т.д.), украинских граждан из числа сотрудников объектов контрразведывательного обеспечения, должностных лиц военных формирований …»

Распоряжения для фактового шпионажа за дипломатами, гражданами иностранных государств и т.д.

  • «…обеспечить (январь-март 2014) получение упреждающей информации и документирования подготовки к захвату или блокированию доступа к зданиям или сооружениям органов государственной власти и других объектов контрразведывательного обеспечения».

Отсюда – внедрение в среду протестующих специально обученных агентов. По типу того, как это происходило в первые дни протеста, еще в ноябре 2013-го. Тогда, в период существования «двух Майданов» - общественного и политического, власть делала все, чтобы столкнуть их лбами. Соответствующие технологии реализовывались как в пиар-плокости, так и «в полях» - посредством внедрения в оргкомитеты двух Майданов «своих людей». Яркий пример – посланник Клюева Денис Шевчук, неделю предоставлявший молодежи «озвучку» для сцены.

Цензура именем закона

Вторая часть – «По направлению контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности» «посвящена» диктаторским законам, которые предусматривали фактическое введение цензуры, прежде всего – в интернете; также – установление контроля государства над всеми информационными потоками.

Вот – фактовые примеры:

  • «…Предоставить содействие Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере связи и информатизации Украины, в разработке (в месячный срок, после вступления в действие закона):
  • А) нормативно-правового акта относительно порядка ограничения доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет, привлечение экспертов, одобрение, отсылка и выполнение принятого решения, устранение нарушений особой, которая их допустила, возобновление доступа абонентов операторов телекомункаций к ресурсам сети Интернет (предусмотреть создание Реестра интернет-ресурсов, содержащих информацию, запрещенную законодательством к распространению);
  • Б) лицензионных условий относительно деятельности провайдеров телекоммуникаций, пересмотр лицензионных условий работы операторов телекоммуникаций (относительно обязательства за собственные деньги закупать и устанавливать на своих телекоммуникационных сетях технические средства, необходимые для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий) и порядка аннулирования лицензий по предоставлению телекоммуникационных услуг».

Комментариев этот блок, полагаю, не требует. Равно как следующий, из части третьей – «По направлению защиты национальной государственности и борьбы с терроризмом»

  • «… Предпринять (первый квартал 2014) дополнительные меры относительно недопущения радикальных проявлений со стороны представителей экстремистских общественно-политизированных структур, которые в своей деятельности прибегают к антиконституционным методам отстаивания собственных прав и интересов, что может причинить ущерб национальной безопасности, а также блокирование создания через них механизмов иностранного вмешательства во внутренние дела Украины.
  • … с привлечением специалистов Национальной экспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали, научных учреждений НАН Украины обеспечить (на протяжении года) своевременное выявление, недопущение и прекращение фактов подготовки и распространения экстремистских материалов через средства массовой информации, сеть Интернет (социальные интернет-сети) с призывами к осуществлению террористических актов, силовой смены или свержения конституционного строя, захвата государственной власти, нарушения территориальной целостности».

Прямые формулировки, направленные на введение цензуры. Как скрытой, так и явной.

Далее – еще интереснее. Часть четвертая – «По направлению контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности»

  • «… предпринять (на протяжении года) меры по недопущению финансирования и материального обеспечения деятельности в Украине радикальных объединений, зависящих от зарубежных структур экстремистской направленности….
  • Один из подпунктов тут же – «выявление и прекращение фактов перевода в Украину средств на счета неправительственных организаций и хозяйствующих субъектов, которые по отдельным признакам (!, - С.К.) могут подозреваться в причастности к финансированию и проведению экстремистской деятельности».

Что это за «отдельные признаки», кто их определяет, в «Плане», разумеется, не уточнялось, что предоставляло силовикам полную свободу действий.

  • Далее: «…обеспечить (постоянно) выявление общественных объединений, которые попадают под определение «иностранного агента». …. Выявления с тем, чтобы информировать Минюст, Миндоходы, другие профильные органы … «или прекращение функционирования по решению суда (принудительный роспуск)».

Снова-таки: какие критерии «иностранного агента», кто может его «выявлять», кто и как – следить за деятельностью.

  • «… инициировать (февраль 2014) перед Минюстом необходимость неотложной подготовки и представления на рассмотрение КМУ соответствующего проекта нормативно-правового акта, который бы регламентировал ежемесячный отчет общественных объединений, попадающих под определение «иностранных агентов», относительно объема средств или другого имущества, полученного из иностранных источников, запланированные цели и их фактическое использование, а также информирование СБУ по этим вопросам».

В «Плане» СБУ содержатся и другие любопытные фрагменты. Как то: «лицензирование и контроль на использование «беспилотных воздушных суден». Проще говоря – беспилотников, которые могли бы с воздуха отслеживать происходившее в резиденциях высокопоставленных чиновников. Перечислять можно долго. Все это – фактовые свидетельства преступлений режима Януковича. За один только этот документ Якименко вполне можно предъявлять обвинения. Конечно, в настоящий момент это представляется малореальным – бывший глава СБУ скрывается в России и чувствует себя там довольно неплохо. Но это, безусловно, не навсегда. Ведь руки, как мы убедились, не горят. И виновные, рано или поздно, обязательно будут покараны.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram