Правда, саммит в Братиславе был президентским – от президента Словакии Андрея Киски и президента Венгрии Яноша Адера не стоило ждать каких-либо упреков в адрес Киева. Но зато на встрече присутствовал президент Чехии Милош Земан, известный своими пророссийскими высказываниями – как раз на следующий день после саммита в Праге прошла мощная демонстрация, участники которой требовали от главы государства уважения к идеалам “бархатной революции” и поддержки Украины.
Тем не менее, сам факт приглашения Порошенко на встречу президентов стран Вышеграда имеет символический характер. Я хорошо помню, как после встречи премьер-министров Вышеградской четверки во время Экономического форума в Кринице в 2001 году польский премьер Ежи Бузек предложил коллегам встретиться с только что прибывшим на форум главой украинского правительства Анатолием Кинахом. Но премьер-министр Словакии Микулаш Дзуринда категорически воспротивился такому формату. Для него Украина была частью постсоветского мира и он не собирался воспринимать польскую логику коллективной встречи. Тогда, честно говоря, я ощутил острое чувство унижения и неприязни к словацкому реформатору. Но, положа руку на сердце: а разве Дзуринда был так уж не прав?
То, что сейчас выработан формат сотрудничества Украины с Вышеградской группой, свидетельствует, что мы наконец-то становимся частью того региона, в котором находимся.
Ведь на самом деле для добрососедства в регионе в Вышеградской группе должно быть не четверо, а пятеро участников – но для такого формата Украина должна была сделать геополитический выбор и окончательно распрощаться с советской конюшней. Первые же признаки того, что выбор сделан, привели к новому формату – а рано или поздно приведут и к переформатированию Вышеграда. Это понимают и руководители стран Центральной Европы. Поэтому, несмотря на весь коррупционный навес, который существует в отношениях Москвы с политическими элитами в Братиславе, Праге и Будапеште, все страны Вышеграда будут стараться идти по пути взаимовыгодного сотрудничества с Украиной. Россия – это печальное прошлое Центральной Европы. Союз с Украиной – это будущее, которое позволит решать многие казавшиеся нерешаемыми вопросы.
В этом смысле весьма любопытно решение президентов Польши и Украины посетить Республику Молдову с совместным визитом. Польша уже несколько лет старается помогать Молдове в европейской интеграции. А вот Украине теперь только предстоит сыграть свою роль в определении будущего соседнего государства. Сепаратистский анклав в Приднестровье, всегда воспринимавшийся Киевом как исключительно молдавская проблема – и даже нередко использовавшийся Киевом в качестве инструмента давления на Кишинев теперь стал настоящей угрозой украинскому югу. И оттого, как будет развиваться Молдова и как будет решен вопрос ее реинтеграции, зависит и наше будущее. То, что Бронислав Коморовский и Петр Порошенко прилетят в Кишинев, станет демонстрацией уважения к европейским устремлениям Молдовы – что важно перед парламентскими выборами. Ну и заодно покажет, что даже в непростых военных условиях Киев помнит о соседях, стремящихся развиваться в одном направлении с нашей страной. И еще одним доказательством того, как много сможет сделать Вышеградская группа, если станет «пятеркой».