Помните, кто обеспечивал условно правовой базис досрочных парламентских и сопровождал «газовые контракты»? Да, Андрей Портнов. А чем вам запомнились его «битлы» - Писаренко, Пилипенко и Олейник. Тем же – статус-кво адвокатов в политикуме. Как и Марина Ставнийчук, Сергей Головатый, Виктор Мусияка, Юрий Ключковский. Все эти примеры подтверждают: юрист во власти – больше чем юрист. И больше, чем просто чиновник-депутат. Точно – публичный игрок. Для которого публичность – один из главных ресурсов.
Сергей Власенко эту максиму понял очень хорошо. Потому – охотно подхватил знамя главы юрдепартамента БЮТ, выпавшее из рук Андрея Портнова. Сперва над ним, конечно, все немного подсмеивались. За глаза, разумеется. Да хвалили Евгения Корнийчука, от аналогичной участи гордо отказавшегося.
Времени прошло не так много, но судьба распорядилась самым причудливы образом. Истинный автор газовых схем – Андрей Портнов, работает спокойно на Банковой, ГПУ его не беспокоит, в суд он не ходит и даже показаний не дает (по крайней мере, о том никому неведомо). Корнийчук упивается долгожданной свободой и до сих пор, бедняга, разбирается со своими судами. А защитник Юлии Тимошенко Сергей Власенко стал одним из топовых ньюз-мейкеров страны. И продолжает набирать обороты. Даже после того, как судья Киреев отстранил его от защиты. Вечером того же дня мы и встретились в штабе на Туровской, обсудив все текущие, да и грядущие нюансы «дела Тимошенко».
«Другие судьи слушают в день от 4 до 10 дел, Киреев – одно»
Для начала важно уточнить: на каком этапе сейчас процесс по делу Тимошенко?
К сожалению, мы не можем это определить точно. Формально – на стадии судебного следствия. С другой стороны, новые адвокаты Тимошенко не знакомы с материалами дела, из-за чего практически не могут выступать с ходатайствами.
Следовательно, они вправе вернуться в стадию подготовительного рассмотрения, заявляя ходатайства после изучения всего массива документов. Если, например, адвокаты считают, что дело должно быть закрыто – имеют полное право заявить об этом. Мол, мы – новые адвокаты, не были допущены к делу на начальной стадии, а сейчас – изучив все материалы - считаем, что оно должно быть закрыто по таким-то и таким-то причинам.
Еще вариант – они могут попросить приобщить к делу какие-либо документы. Например – материалы заседания правления НАК "Нефтегаз" от 12 января и 28-го января 2009-го. Либо – допросить Игоря Диденко, который допрошен не был, что довольно странно.
Закон позволяет защите менять адвокатов бесконечное количество раз. Таким образом – снова и снова делать шаг назад, тянуть время.
Это не наша тактика, мы этого не хотим. Но, судите сами, нам создают невыносимые условия. Так, защитнику Титаренко всего полтора дня дали на ознакомление с четырьмя тысячами страниц дела.
У обычного судьи – порядка 150 уголовных дел в год. Грубо говоря - 13-14 дел в месяц. Простой вопрос: почему судья Киреев слушает дело Тимошенко практически ежедневно, причем с 9 до 6? С первого июля 2011-го года это называется коррупционным преимуществом…
Согласно вступившему в силу закону о борьбе с коррупцией.
Да. Поскольку получается, что его положение – относительно других коллег – привилегированное, у него своеобразный «эксклюзив».
В понедельник, после того, как меня удалили из зала, я прошелся по коридорам Печерского суда. В каждой судебной инстанции есть специальная информационная доска, где содержатся сведения о том, какой судья, в какие дни, какие дела слушает. Так вот, в среднем у судьи Печерского суда – по 3-4 дела в день. Некоторые справляются с десятью делами в день. Я этот стенд не просто изучил – сфотографировал на память. Напротив фамилии Киреева значится одно-единственное дело – наше. Он как Шариков: «я на своих трех аршинах сидел и сидеть буду». Так и Родион Киреев: он на этом деле сидит и сидеть будет.
Сергей Власенко может восстановиться в качестве защитника Тимошенко, непосредственно участвующего в процессе? Правовой механизм для этого существует?
Прецедентов участия народного депутата в уголовном процессе в качестве защитника немного, но они есть. И – с юридической точки зрения - мы понимаем, как мне восстановить статус-кво. Возможность существует, хотя, она сильно ограничена – ведь последнее слово тут должен сказать судья, а мы понимаем, что согласия на возвращение Власенко Киреев не даст никогда.
Как вообще функционирует юридическая команда Тимошенко? Сколько человек задействовано, как вы их подбираете, какова стоимость их услуг?
Юридическая команда – не только те, кого вы видите по телевизору. На самом деле, помощников значительно больше. Вы же понимаете, физически тянуть такой объем ни одному человеку, ни трем, ни пятерым невозможно. Вместе с тем, квинтэссенция всей этой работы – ознакомление с материалами и участие в заседаниях. Наибольшая ответственность возложена на того, кто защищает клиента непосредственно в зале суда.
Сегодня люди к нам приходят сами. Возможно, это даже немного удивительно…
Сами?
Да.
Ибо они очень любят Юлию Владимировну? Следующая фраза, подозреваю, будет: «работают они за бесплатно».
Нет, не все работают за идею, но такие тоже есть.
Не хотелось бы сравнивать с 2004-м годом, однако собственный пример – всегда самый наглядный. Итак, как я попал тогда в команду Катеринчука? Лежал дома на диване, смотрел заседание ЦИК. В какой-то момент, цинизм происходившего там достиг апогея. Я больше не мог оставаться безучастным. Взял трубку – позвонил Коле. Мы были знакомы ранее, общались по каким-то профессиональным своим вопросам, но не слишком близко, а тут я просто сказала: «Николай, я могу, если надо, носить ящики, могу двор мести, но и в юриспруденции кое-что понимаю, возможно, мои навыки вам пригодятся». Словом, предложил свои услуги. Совершенно безвозмездно. И таких, как я, тогда было немало.
Сегодня, конечно, ситуация иная – «добровольцев» значительно меньше, но они есть. Просто не все готовы идти в открытый процесс. И это можно понять.
Американские защитники явно не за спасибо работали. Впрочем, Киреев их не допустил все равно…
Они об этом еще не знают.
… Коммерческие детали договоренностей с американцами мы раскроем после окончания сотрудничества с ними. Обсуждая целесообразность привлечения зарубежных адвокатов, мы понимали: в Украине существует некий стереотип относительно возможности их непосредственного участия в уголовных процессах.
На самом деле, 44-я статья УК четко определяет, кто именно может быть защитником. Цитирую по памяти: «лицо, имеющее свидетельство о праве заниматься адвокатской деятельностью в Украине, также – другие специалисты в области права…». Это «другим специалистам в области права» можно использовать и применительно к народным депутатам, и применительно к иностранцам. Что мы и сделали.
Принцип аналогии?
Да. Плюс, в стране действует закон «Об объединениях граждан», в ст.20-й которого предписано: одна из главных задач объединения граждан – защита интересов члена такого объединения перед государственными органами. Политическая партия – один из видов объединения граждан, ГПУ и суд - госорганы. Посему, от имени «Батькивщины» американские юристы получили специальные доверенности.
«Единственное и основное, чего лишают сейчас Тимошенко – права на защиту»
Хороший адвокат обязан быть эффективным спикером. «Черновую» работу, техническую, кто угодно может выполнить, а вот правильно расставить акценты, выступить на процессе, дать комментарий СМИ… С этой точки зрения, американцы позиции защиты значительно б усилили. Тем более, новые адвокаты Юлии Владимировны публике малоизвестны.
Даже в уголовной адвокатуре соседней России есть имена, которые на слуху – Резник, Падва и т.д. К ним по-разному можно относиться, но невозможно не признавать их профессионализм. Подобных аналогий в Украине я назвать не могу. Возможно, потому, что прежде у нас не было громких уголовных процессов подобных делу Тимошенко…
Александр Плахотнюк – очень профессиональный человек. Николай Сирый – чуть более широко известен в научном мире.
Могут ли они быть эффективны в откровенно внеправовой ситуации? Происходящее в суде не слишком соответствует канонам ведения процесса.
Каким канонам?! Да, это вообще ничему не соответствует! Давайте называть вещи своими именами (постепенно повышает голос, - ред.). В эти дни я позволил себе резкости, позволю еще раз – это даже не процесс над поджигателями Рейхстага в 1934-м.
Правильно, поскольку его фигурант был оправдан.
Не в этом дело! Им дали возможность защищаться! Это – главное. Единственное и основное, чего лишают сейчас Тимошенко – права на защиту.
Следователь публично признал: дело возбудили за два часа. Что, спрашивается, за это время можно уяснить? Нарушение? Нарушение! Далее – ни об одной экспертизе по делу Тимошенко не уведомили. Еще одно прямое нарушение. Очная ставка с Дубиной проводилась до завершения допроса самой Юлии Владимировны. Грубейшее нарушение права на защиту. Еще перечислять? Вспоминать про невозможность нормально ознакомиться с материалами, про ежедневные слушания, про давление на адвокатов…
У судьи, цель которого – установить истину, другая тактика. Нормальному судье без разницы – сидит Тимошенко или стоит. С точки зрения юридической грамотности, Киреев – человек, не знающий и не понимающий элементарных вещей, вроде разницы между правами и обязанностями сторон процесса.
Ясно.
Я продолжу, это важно. Итак, на сегодня человека, вникнувшего в суть происходящего, меня, то есть, из дела выбрасывают, новым защитникам дают три дня – три дня на четыре тысячи страниц… При том, что накануне, когда обвинение усилили четвертым прокурором, у Киреева возражений не возникало – «о, новый прокурор появился». А, откуда он знает, что это – прокурор? У того на лбу не написано. Но, что интересно: этому новому прокурору не потребовалось время для ознакомления с делом – он уже все знал. Хотя закон строго ограничивает доступ ко всем материалам! У вас не возникает вопросов? Фашисты себе такого не позволяли! Фашисты!
То есть, это - политическая расправа, по вашему?
А что ж еще? Вы сомневаетесь? Расправа в чистом виде. Фашисты были гуманнее!
Ну, Гитлер в тюрьме по малолетке не сидел.
Он за пивной путч сидел.
Если расправа, зачем вся эта тягомотина – не проще было битой дать по голове где-то в темном переулке?
Не хочется озвучить неутешительных прогнозов, однако, я подозреваю, что скоро кто-то из спикеров ПР попытается объяснить нам, насколько открытый, демократичный был процесс и как плохая Тимошенко его срывала. Я не слишком удивлюсь. Вы помните, как регионалы врывались в сессионный зал, избивали стариков, а потом заявляли, что никого и пальцем не тронули? Это видела вся страна! И через два дня страна это забыла! Вот, что самое жуткое.
Казалось бы: рейтинги ЮВТ должны идти вверх, но социология к вам немилосердна - динамика отрицательная.
Не стану судить о рейтингах – я не социолог. Очевидно одно: промывание мозгов народа посредством СМИ подтверждает свою эффективность. Это как в старом советском анекдоте про то, как человек купил холодильник, в котором каждый день обнаруживал новые и новые невиданные деликатесы, разнообразные яства. Как выяснилось: прибор просто подключили к радиорозетке. Так и тут: если полусумасшедшая народный депутат регулярно бегает по эфирам и сыплет обвинениями – какими бы бредовыми они не были, рано или поздно этой даме начинают верить.
Вернемся к Кирееву. Вы вменяете ему безграмотность и бездарность, значит, юридическую конструкцию, всю последовательность действий ему кто-то выстраивает. Кто именно? Не ваши ли бывшие соратники? Конкретно, пожалуйста.
Не хочу строить догадки. Однозначно одно: Киреева выбрали неслучайно, умный человек на подобную роль никогда б не согласился.
Кто ему подсказывает?
Какая разница? Это ни на что не влияет.
Влияет!
Нет. К сожалению, как в капле росы отражается мир, так в судье Кирееве – результаты так называемой судебной реформы. Они хотели получить такого судью: хамовитого, не умеющего даже эмоции сдерживать… Получили!
Тимошенко – серьезный оппонент, не мудрено, что Киреев пасует. А ей этого, собственно, и надо.
Судья должен быть беспристрастен. Точка! Он должен всех выслушивать, всех! Есть прекрасный голливудский фильм, повествующий о работе адвокатов – «Законы привлекательности». В ленте герои даже на столы залезают во время процесса. Судья их удаляет? Нет! Просто просит слезть со стола. А тут: встаньте перед судом, сядьте перед судом…
Встала бы – подала б пример. Неужели плохо? Уж раз она ходит в суд, раз говорит об уважении к процессу, каким ангажированным он бы ни был…
Как же может не ходить? Она вынуждена! Если она раз не придет – ей изменят меру пресечения. Всем этим пацанам и девушкам, я желаю одного - чтоб они сами когда-нибудь попали в такую ситуацию. Чтобы судью Киреева судил такой же «судья Киреев». Надеюсь, я на это посмотрю!
«Им переводчик нужен – с европейского на пацанский»
Киреев грозил лишить вас адвокатской лицензии. Для этого достаточно обратиться в городскую коллегию.
Он уже обратился. Однако, у меня эти потуги вызывают гомерический хохот, поскольку нардеп Власенко присутствовал в деле не как адвокат, что четко зафиксировано в постановлении.
Почему бы сейчас адвокату Власенко, народному депутату, не апеллировать к международному сообществу адвокатов? Коллеги всегда заступятся. Тем более, многие члены этих сообществ – весьма влиятельны, работают с первыми лицами своих стран…
Именно так я и намерен действовать. Первое – апеллировать к украинским и к международным адвокатским объединениям. Второе - международным судейским организациям, в состав которых входит Украина. Еще раз: Киреев – порождение системы, и если система не в состоянии справиться с такими, как он, значит, она неэффективна. Отсюда вопрос: а зачем международным организациям страна-партнер с неэффективной системой правосудия?
«Окриков» «оттуда» поступало немало – от резолюции ПАСЕ до выводов Венецианской комиссии. Только «окрики» Киев не воспринимает.
Потому, что наша власть не понимает дипломатического языка. Наша власть понимает пацанский язык! А это – две большие разницы. По-европейски: Украина нарушила часть такую-то статьи такой-то, что зафиксировано в деле таком-то. По-пацански: вы – лохи, нет у вас суда. Им просто переводчик нужен – с европейского на пацанский.
Оппозиция возлагала и продолжает возлагать большие надежды на «заграницу, которая нам поможет». Почему?
Потому что несколько человек в стране европейский язык, европейскую логику все же понимают. И они в состоянии объяснить остальным: если так дальше пойдет – вам завтра счета заморозят, в визах откажут.
Ладно. Расскажите, как дальше будет выстраиваться защита?
Стратегия защиты очень простая: заставить этого мальчиша-плохиша в мантии не думать о бочке варенья и ящике печенья, но соблюдать требования УПК. Да, Кодекс датирован еще 1961-м, но в те времена СССР и УССР пытались сохранять видимость демократичности. Поэтому, в документе достаточно механизмов, применение которых обеспечивает ваше право на защиту.
Вы сами давеча сказали, что с такой судебной системой, Украина в Европу быстро не продвинется. А я сказала, что многие ваши именитые коллеги-адвокаты работают с первыми лицами своих стран. Известно: евроинтеграция – один из важных приоритетов нынешней власти. Если вы действительно считаете ситуацию патовой, то единственный способ спастись – пытаться поломать «пацанам» европланы.
Нет. Мы никогда этого не сделаем. Украина слишком долго к этому шла.
Однако, еще в начале процесса говорили о том, что Тимошенко отделается условным сроком, лишающим ее возможности баллотироваться в ВР. Теперь ваши прогнозы более пессимистичные.
Убежден: эта власть, упоенная – простите за тавтологию - властью, готова на максимально жесткий вариант. Все на это указывает. И обществу внушают, что это, вроде как, нормально. Поймите, по-разному можно относиться к политику-Тимошенко, но немыслимо сажать человека на десять лет только за то, что он – чей-то политический оппонент.
Поскольку завтра Януковича можно будет посадить за то, что он стекло в школе разбил.
Нет, за то, что он якобы избил охранника. Хотя, на самом деле, никого он не бил, но и охранник даст показания, и врач справку выпишет, и свидетели найдутся. А обвиняемому «впаяют» «пятнашку».
У «посадки» Тимошенко может быть еще один мотив – юридическая зацепка для расторжения «газовых контрактов», на которых нынешняя власть не зарабатывает, а хотела бы.
Не думаю. Их можно расторгнуть уже сегодня, ничего не мешает. Дело Тимошенко ни при чем. Вопрос газа всегда был политическим. И я хочу посмотреть, как эти ребята пойдут в Стокгольмский арбитраж с Россией судиться. Это вам не суд Фирташа с Бойко.
Наличие политзаключенных – признак, как его понимает извращенное сознание, сильной власти. В России есть Ходорковский…
Стоп! Ходорковский был бизнесменом, не политическим деятелем, не лидером оппозиции. Это некорректное сравнение.
Не в этом дело. Посадить Тимошенко – самоутвердиться в собственных глазах. Вам не кажется?
Честно говоря, с этой точки зрения я еще не думал (улыбается, - ред.)…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…